Размер
—
Фиксированный размер. Ботинки простейшей конструкции, имеющие один размер и не предполагающие регулировки по длине. Помимо явного недостатка в виде невозможности подстройки по размеру, такая конструкция имеет и достоинство — она считается более прочной и надежной, чем регулируемая, и при правильном подборе «крепче» сидит на ноге, что делает подобные ботинки более подходящими для выполнения различных трюков. В целом же ролики с фиксированным размером подойдут либо взрослому пользователю, у которого нога уже не растет, либо ребенку, если речь идет о паре на один сезон.
—
Регулируемый размер. Ботинки, позволяющие регулировать размер в определенном диапазоне — обычно в пределах 3 – 5 размеров, например 36 – 39 или 28 – 32. Преимущества данного варианта очевидны: он позволяет оптимально подстраивать ботинок под размер ноги, одну пару роликов могут по очереди использовать разные люди, а уж для роликов, покупаемых растущему ребенку, регулируемый размер — просто спасение: без этого пришлось бы менять ролики каждый год. С другой стороны, регулировка усложняет конструкцию ботинка и снижает его прочность, поэтому в профессиональных моделях («агрессивных», беговых и т.п.) подобная конструкция распространения не получила.
Сам же размер приводится по стандартным размерам обуви. При этом перечисление размеров — например, «
39,
40, <
...a href="/list/436/pr-17105/">41» — означает, что ролики выпускаются в нескольких модификациях с фиксированным размером; а запись через дефис, наподобие «39 – 41», соответствует одному ботинку с регулируемым размером.
Отметим, что формальное соответствие размеру ноги ещё не обязательно означает, что ролики подойдут конкретному пользователю. Во-первых, человеческие ноги имеют индивидуальные очертания, и нормальная по длине модель может оказаться, к примеру, тесной в подъёме. Во-вторых, некоторые производители могут весьма вольно обращаться с размерами, особенно когда речь идёт о бюджетных моделях. Поэтому при выборе рекомендуется не полагаться на заявленные цифры, а проверить удобство ботинка «вживую» (или хотя бы уточнить, насколько заявленные размеры соответствуют фактическим), особенно для детских роликов.
Сейчас на рынке представлены такие размеры роликов: 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47.Диаметр колес
Диаметр колёс, штатно поставляемых в комплекте с роликовыми коньками.
Данный параметр обычно выбирается производителем исходя из стиля катания, для которого предназначены ролики (см. выше). Общее правило таково: чем
крупнее диаметр — тем более «скоростными» считаются колёса и тем менее они чувствительны при попадании на неровности. Колёса диаметром порядка 76 – 82 мм считаются универсальными, именно такие размеры встречаются в большинстве фитнесс-роликов и трюковых моделей (см. «Стиль катания»). В беговом снаряжении этот размер может быть заметно больше — это делается для того, чтобы обеспечить быстрый и плавный ход. А вот на «агрессивных» моделях колёса, наоборот, маленькие — при таком стиле езды критически важно чувствовать все неровности под роликами.
Класс подшипников
Класс подшипников, установленных в роликовых коньках.
Существует несколько стандартов, по которым может обозначаться данный параметр. Наиболее популярный — ABEC (Annular Bearing Engineering Committee), также часто встречается обозначение по ILQ (InLine Qualified). И в том, и в другом случае класс подшипника выражается цифрой, поставленной после аббревиатуры:
ABEC 1,
ABEC 3,
ABEC 5,
ABEC 7,
ABEC 9 или
ILQ 5,
ILQ 7,
ILQ 9. Чем выше эта цифра — тем выше точность, с которой изготовлен подшипник, тем более качественным (и, соответственно, дорогим он является). Смысл же конкретных цифр в обоих стандартах фактически одинаков. Так, подшипники 1 и 3 класса характерны в основном для детских моделей начального уровня, причём они используются не столько с целью снижения стоимости, сколько в свете того, что более качественные детали устанавливать в такие ролики просто не имеет смысла. 5 класс считается вполне достаточным для фитнесс-роликов среднего уровня и недорогих трюковых (см. «Стиль езды»), а более высокие значения характерны в основном для профессионального снаряжения.
Отдельно отметим, что класс подшипников не связан с их скоростными характеристиками — речь идёт исключитель
...но об общем качестве сборки. А вот на чём этот момент заметно сказывается — так это на сроке службы: точная подгонка деталей способствует снижению их износа и повышению долговечности подшипников.Тип ботинка
Тип ботинка, предусмотренного в конструкции роликовых коньков.
—
Мягкий. Подобные ботинки по конструкции напоминают высокую спортивную обувь из мягких материалов, усиленную, где нужно, твёрдыми материалами (чаще всего пластиком). Такая обувь удобно и плотно «сидит» на ноге, обеспечивает неплохую вентиляцию, имеет небольшой вес. Из её практических недостатков можно отметить разве что несколько меньшую прочность, чем у жёстких ботинок — однако этот момент может стать заметен разве что на сложных режимах езды, с обилием нагрузок (в первую очередь боковых). Кроме этого, мягкая часть ботинка не везде делается съёмной, что может усложнить её чистку (но, опять же, эти сложности не являются серьёзными). В свете всего этого мягкие ботинки пользуются значительной популярностью во всех типах и ценовых категориях современных роликов — разве что в «
агрессивных» моделях (см. «Стиль катания») они обычно имеют мягкую часть лишь сверху и на первый взгляд слабо отличаются от жёстких.
—
Жесткий. Ботинок, целиком выполненный из твёрдых материалов и оснащённый мягкой вставкой для удобства размещения ноги внутри. Исторически это первый тип ботинка для роликовых коньков, однако на сегодняшний день он распространён заметно менее, чем мягкая разновидность. Это связано с рядом неудобств: жёсткие ботинки хуже проветриваются, больше весят, а та
...кже требуют повышенного внимания к выбору — малейшее несоответствие форме ноги может вызвать серьёзный дискомфорт. Впрочем, эти моменты сочетаются в данном случае с высокой прочностью и стойкостью к боковым нагрузкам. Поэтому жёсткие ботинки всё ещё используются в некоторых моделях роликовых коньков — как для фитнесса, так и для трюковой езды (см. «Стиль катания»).Материал ботинка
Основной материал, используемый в конструкции ботинка. Отметим, что этот материал не является единственным: мягкие разновидности обуви (см. «Тип ботинка») обязательно дополняются жёстким каркасом, жёсткие — наоборот, мягкой вкладкой. Однако свойства ботинка зависят в первую очередь от основного материала.
— Нейлон. Мягкий материал, применяющийся в роликах с соответствующим типом ботинка. Этот материал весьма популярен в спортивной обуви в целом и роликовых коньках в частности: он недорог, достаточно прочен, может иметь любые расцветки, к тому же на рынке представлено много разновидностей нейлона, в т.ч. с довольно продвинутыми характеристиками (на практике качество материала, как правило, напрямую связано с ценовой категорией роликов). Благодаря всему этому нейлон на сегодняшний день является, по сути, основным материалом для мягких ботинок всех уровней, от простейших до профессиональных.
— Кожзаменитель. Материал, имитирующий внешний вид натуральной кожи. Как и нейлон, используется для мягких ботинок и имеет множество разновидностей, различающихся по качеству. Однако по ряду причин применение кожзаменителя характерно в основном для довольно продвинутых роликов, включая
беговые модели, и качество данного материала вполне соответствует классу снаряжения.
— Микрофибра. Ещё один вариант, встречающийся в мягких разновидностях ботинок. Основой микрофибры являются полимерные синтетические нити чрезвыч
...айно малой толщины, благодаря чему этот материал отличается рядом полезных особенностей. В частности, он хорошо сохраняет тепло и в тоже время обеспечивает отвод влаги, позволяя коже «дышать», при этом быстро сохнет, легко чистится и стирается. В то же время, и стоит микрофибра недёшево. Вследствие всего этого в роликах она, по сути, является профессиональным спортивным материалом и встречается в моделях соответствующего уровня (и то довольно редко).
— Пластик. Этот материал для твёрдых роликовых ботинок является фактически тем же, чем нейлон является для мягких. Он отличается сочетанием невысокой стоимости с обилием расцветок и неплохими характеристиками прочности, а также доступен во множестве сортов, среди которых можно выбрать вариант практически на любой случай — от недорогих детских роликов до прочных профессиональных моделей. И то, что пластиковые ботинки встречаются редко, обусловлено не характеристиками пластика, а слабой распространённостью жёсткой обуви в целом.
— Углеволокно. Материал на основе вытянутых нитей углеродного волокна. Используется в жёстких ботинках и считается весьма продвинутым: при меньшем, чем у пластика, весе углеволокно обладает чрезвычайно высокой прочностью, сравнимой с характеристиками стали. В то же время в роликах, даже профессиональных, подобная прочность требуется редко, а стоят ботинки из данного материала недёшево. Поэтому углеволокно не получило широкого распространения.Материал рамы
Материал, из которого выполнена рама роликовых коньков — элемент конструкции, на который непосредственно крепятся колёса.
Общие тенденции среди материалов для рам таковы. Пластиковые конструкции лучше гасят вибрации и толчки; металлические за счёт жёсткости, с одной стороны, создают некоторые дискомфорт, с другой — более упруги и лучше подходят для толчков и прыжков. Применение металла для рамы считается показателем довольно высокого класса роликов, хотя реальная необходимость в таком материале присутствует далеко не всегда.
Однако, помимо этого, каждый тип материала имеет и свои специфические особенности:
— Пластик. Недорогой материал, характерный преимущественно для простых роликов, рассчитанных на прогулочную езду (иными словами — моделей для отдыха, см. «Стиль катания»). Как правило, обладает достаточной прочностью для такого применения, однако более сложные задачи могут вызвать проблемы — причём не только из-за возможной поломки пластиковой рамы, но и из-за невысокой упругости, слабо подходящей для прыжков.
— Углепластик. Он же «карбон» — композитный материал, сочетающий пластик с углеволокном. Данный вариант считается чрезвычайно продвинутым за счёт того, что рамы получаются не менее прочными, чем металлические, при этом они выгодно отличаются упругостью и отсутствием постоянных деформаций даже при сильных нагрузках. Ключевой недостаток данного варианта — высокая стоимость.
— Сталь. Главным достоинством стали с...читается высокая прочность, к тому же стоит она несколько дешевле сплавов на основе алюминия и магния. В то же время этот материал имеет большой вес и сравнительно легко деформируется под воздействием нагрузок. Поэтому в современных роликовых коньках подобные рамы практически не встречаются.
— Алюминий. В данном случае речь, как правило, идёт не о чистом алюминии, а о различных сплавах на его основе (исключая дюралевый — о нём см. ниже). В целом данный материал считается более продвинутым, чем пластик — в частности, при довольно небольшом весе он отличается неплохой прочностью. Да и выглядят алюминиевые рамы достаточно привлекательно. В то же время существует множество разновидностей данного материала, различающихся по характеристикам и цене; при этом наиболее доступные склонны гнуться при довольно небольших нагрузках, а прочные и стойкие, как правило, и стоят недёшево.
— Дюралевый сплав. В данном случае подразумевается высококачественная разновидность сплава алюминия с медью и некоторыми другими добавками. Дюраль сочетает невысокий вес с отличными характеристиками прочности, а также не деформируется даже при довольно сильных нагрузках; с другой стороны, он весьма дорог. По этим причинам основной сферой применения данного материала являются высококлассные роликовые коньки, преимущественно бегового назначения (см. «Стиль катания»).
— Магниевый сплав. Сплавы на основе магния в большинстве своём очень схожи с описанным выше дюралем: они отличаются высокими характеристиками прочности (хотя этот показатель может заметно различаться в зависимости от состава) и небольшим весом, однако и стоят недёшево, а потому устанавливаются в основном в модели топового уровня.