Размер деки
Размеры деки — собственно, доски скейтборда — в длину и ширину (по самым крупным габаритам).
И небольшие, и крупные доски имеют свои преимущества и недостатки. Так, короткая и узкая дека способствует маневренности, однако выдвигает дополнительные требования к навыку ездока — справиться с небольшим «юрким» скейтом бывает непросто, особенно на высокой скорости.
Длинная и широкая доска, наоборот, более устойчива, но вот совершать резкие маневры на таком скейте затруднительно. Кроме того, оптимальная длина для каждого типа скейта (см. выше) зависит еще и от возрастной категории катающегося: к примеру, классические скейтборды во «взрослой» версии имеют доски не короче 600 мм, а все, что меньше, относится
к детским моделям. Ширина, в свою очередь, может определяться и размером ноги: человеку с крупным размером (от 44) может быть попросту некомфортно на узкой деке.
Подробные рекомендации по оптимальным габаритам для каждого типа скейта и планируемых особенностей езды можно найти в специальных источниках.
Материал деки
Материал, из которого выполнена дека скейтборда.
—
Клен. Кленовая
древесина известна своей прочностью и относительной легкостью, что делает ее популярным выбором при изготовлении досок для скейтбордов. Деки изготавливаются из разных пород клена: американского, канадского, китайского, русского. Подробнее о них поведано в соответствующих пунктах.
— Американский клен. Прочная и надежная основа для деки скейтборда из древесины кленов, растущих в североамериканском регионе. Доски из этого материала обычно имеют плотную и твердую структуру, что делает их подходящими для выполнения сложных трюков.
—
Канадский клен. Благодаря прочности и плотности в сочетании с упругостью канадский клен считается наиболее подходящим материалом для дек скейтбордов, однако и стоят такие доски недёшево.
—
Китайский клен. Разновидность клёна, несколько уступающая канадской породе по эксплуатационным характеристикам и долговечности, однако и стоящая заметно дешевле.
—
Русский клен. Ещё один относительно недорогой аналог канадского клёна. По особенностям аналогичен китайскому, однако по ряду причин используется заметно реже.
— Китайская береза. Бюджетный вариант, применяемый нечасто, в основном в детских досках. Стоит недорого, однако и особых достоинств не имеет.
...— Бамбук. По своим свойствам бамбук подходит прежде всего для лонгбордов, а потому применяется преимущественно в этой разновидности досок (см. «Тип»). Впрочем, бамбуковых моделей выпускается относительно немного.
— Пластик. Пластик принято считать бюджетным вариантом, однако этот стереотип не совсем оправдан. Дело в том, что существует множество разновидностей данного материала: к примеру, в мини-круизерах (см. «Тип») используется высококлассный пластик, способный, по заявлениям некоторых производителей, пережить даже попадание под колесо машины. Так что правильнее будет сказать, что качество пластикового изделия напрямую зависит от его ценовой категории. Из общих же особенностей всех видов пластика стоит отметить абсолютную нечувствительность к влаге и способность принимать самые сложные формы и расцветки; последнее облегчает создание скейтов в оригинальном дизайне и необычных конструкций.
— Композит. Деки, сочетающие несколько разнородных материалов — например, дерево с прослойкой стекловолокна или пластик со слоем углепластика (карбона). Такое сочетание позволяет объединить достоинства отдельных материалов и компенсировать (хотя бы отчасти) их недостатки. Конкретный состав и свойства композитов могут быть разными; здесь, как и в случае с пластиком, имеет смысл ориентироваться на ценовую категорию скейта. Впрочем, в основном в современных скейтах используются высококлассные композиты, и такая доска чаще всего является признаком продвинутой модели.
— Алюминий. Алюминий (точнее, алюминиевый сплав) отличается высокой прочностью и долговечностью при относительно небольшом весе, к тому же без проблем переносит влагу. С другой стороны, этот материал стоит недёшево, а пружинит довольно слабо и для прыжков пригоден плохо. Поэтому он используется в основном в довольно специфических типах скейтбордов, таких как раздельные роллерсёрфы и скейтоциклы (см. «Тип»).Количество слоев деки
Количество отдельных слоёв материала, из которых составлена дека.
«Слоёная» конструкция применяется в основном в деревянных деках (см. «Материал деки»); пластик или алюминий более оправдано делать цельными. Использование нескольких слоёв позволяет добиться необходимого для скейтов сочетания упругости с прочностью на изгиб в любом направлении. Для этого каждый слой дерева укладывается волокнами в свою сторону.
В теории чем больше слоёв — тем больше направлений, в которых «уложены» волокна дерева, и тем ниже вероятность, что нагрузка пойдёт по «слабому», плохо усиленному направлению. Кроме того, именно многослойные деки чаще всего имеют дополнительные вставки, ещё более усиливающие конструкцию (например, из карбона). С другой стороны, различия между разными моделями намного больше зависят от особенностей материала, чем от количества слоёв. Поэтому при выборе имеет смысл обращать внимание не столько на данный параметр, сколько на более «приближённые к жизни» характеристики — прежде всего материал деки и ценовую категорию изделия.
Сейчас на рынке представлены деки, изготовленные из такого количества слоев:
6 слоев,
7 слоев,
8 слоев,
9 слоев,
10 слоев.
Жесткость колес
Жёсткость штатных колёс скейтборда.
Этот параметр обозначают числом и буквой А; чем выше число — тем жёстче материал. Более высокая жёсткость позволяет колесу лучше поддерживать скорость, увеличивает срок его службы, облегчает скольжение (например, при дрифте) и позволяет эффективнее выполнять трюки с прыжками. С другой стороны, мягкие колёса лучше отрабатывают мелкие неровности дороги, они имеют лучшее сцепление и маневренность, а также меньше шумят. Соответственно, выбор по жёсткости колёс зависит в первую очередь от того, по каким поверхностями и в каких местах планируется кататься.
В целом колёса до 80А можно отнести к очень мягким, до 87А — к мягким; такие решения лучше всего подходят для езды по не очень ровному, изношенному асфальту, тротуарной плитке с обилием стыков и т.п. Показатели
88А – 95А соответствуют средней жёсткости, такие колёса рассчитаны в основном на качественные «городские» поверхности вроде нового тротуара. Жёсткие колёса имеют маркировку от 96А до 99А, они рассчитаны прежде всего на скейт-парки и другие специализированные поверхности; а показатели в 100А и более соответствуют решениям профессионального уровня.
Стоит отметить, что колёса обычно делаются съёмными, и при необходимости их можно заменить на другие, более жёсткие или более мягкие. Однако нужно учитывать и то, что вся конструкция скейта обычно рассчитана на определённую жёсткость колёс, и значительные отклонения от
...этого параметра нежелательны. Да и о типе (см. выше) не стоит забывать: к примеру, навряд ли стоит искать особо мягкие колёса для традиционного трюкового скейта.Диаметр колес
Диаметр колёс, штатно установленных на скейте.
Скорость, развиваемая скейтом, прямо пропорциональна диаметру колёс, а ускорение — обратно пропорционально. Иными словами, при прочих равных
более крупные колёса будут разгоняться медленнее, но до более высоких скоростей. Соответственно, при выборе по данному параметру стоит прежде всего учитывать, что важнее: хорошая скорость (для этого лучше выбрать более крупные колёса) или способность «рвать с места» (для этого подойдут небольшие). Помимо этого, большой диаметр облегчает преодоление мелких неровностей на дороге.
Также стоит помнить, что для каждого типа скейтов (см. выше) имеются свои требования по размеру колёс, обусловленные спецификой применения: к примеру, у скоростных лонгбордов диаметр колёс больше, чем у классических скейтов трюкового назначения. Соответственно, и сравнивать между собой по данному показателю можно только модели одного типа. Подробные рекомендации по оптимальному значению диаметра для разных типов скейтов можно найти в специальных источниках.
Колёса обычно делаются съёмными, а это значит, что при желании можно установить на скейт колёса другого диаметра. Однако они не должны сильно отличаться по размеру от штатных. Особенно осторожным следует быть с крупными колёсами: может получиться так, что дека будет доставать до них при наклоне, а это чревато падениями и травмами.
Класс подшипников
Подшипник отвечает за крепление колеса на оси, именно благодаря ему колесо вращается — а значит, от характеристик этой детали напрямую зависят особенности вращения колеса. Не вдаваясь в технические подробности можно сказать, что класс определяет прежде всего точность изготовления деталей подшипника. А вот более высокая точность, с одной стороны, уменьшает трение, делая подшипник (и колесо) более «скоростным», с другой — снижает срок службы детали и заметно сказывается на её стоимости. Соответственно, высококлассные подшипники имеет смысл искать прежде всего для профессионального применения; а для несложной езды без особого «экстрима» вполне подойдут и сравнительно простые решения.
Большинство современных скейтов используют подшипники класса
ABEC 3,
ABEC 5 и
ABEC 7 — этих показателей вполне достаточно для большинства вариантов использования. Минимальным классом является
ABEC 1, он встречается в основном в бюджетых и детских досках. А вот суперпрецизионные
ABEC 9 и
ABEC 11 применяются преимущественно в профессиональных лонгбордах, для которых высокая скорость имеет решающее значение.
Отметим, что большинство скейтов позволяют заменить штатные колёса на другие, с более выскококлассными подшипниками.
Вес доски
Общий вес скейтборда в штатной комплектации.
Вес доски, по сравнению с весом самого райдера, очень невелик. Поэтому на данный параметр стоит обращать внимание прежде всего в тех случаях, если скейт планируется регулярно носить с собой — в руках, в рюкзаке и т.п. Теоретически для выполнения прыжков желательно использовать доски полегче, однако на практике разница между однотипными моделями чаще всего не настолько значительна, чтобы заметно повлиять на эффективность прыжков (они скорее будут зависеть от особенностей деки и подвески).
Отдельно стоит упомянуть значительный вес
электроскейтов (см. «Тип»), обусловленный наличием батарей и электромоторов.