Тип
—
Скейтборд. Традиционные скейтборды, наиболее известная и распространённая разновидность досок для катания. Как правило, деки в таких моделях загнуты кверху с двух сторон (спереди и сзади) и имеют симметричную форму, близкую к овальной. Такая конструкция удобна прежде всего для выполнения прыжков и других трюков, поэтому классические скейтборды в просторечии нередко именуют именно трюковыми. При этом такие доски способны неплохо разгоняться, однако по скоростным характеристиками они заметно уступают лонгбордам (см. ниже), да и в целом предназначены скорее для оборудованных парков и не подходят для езды на дальние расстояния — тем более, что классический скейт плохо отрабатывает мелкие неровности дороги, и даже недолгая поездка по шероховатой поверхности может оказаться некомфортной.
—
Лонгборд. «Скоростная» разновидность досок для катания, отличающаяся повышенной устойчивостью и хорошей способностью к разгону, однако не предназначенная для выполнения трюков. Внешне «лонги» отличаются от классических скейтбордов увеличенной длиной (как самой доски, так и колёсной базы), а также более крупными и мягкими колёсами. Это обеспечивает стабильность и плавность хода на высоких скоростях. Также отметим, что лонгборды более разнообразны по размерам и формам доски, а также по ширине колёс. Они могут иметь разную специализацию: даунхилл (спуск по склонам, предполагает большой вес борда,
...характерную форму с сужениями в районе колёс и заниженную подвеску), фрирайд (аналог даунхилла, допускающий боковой дрифт доски), фристайл (лонгборды с загнутыми хвостами и носами, допускающие отдельные элементы трюковой езды) и т.п. Круизер также считается разновидностью лонгборда, однако по ряду причин такие модели выделяют в отдельный тип (см. ниже).
— Круизер. Круизерами принято называть лонгборды, рассчитанные в основном на комфорт при езде по городу и не предполагающие особого экстрима при использовании. Такие модели оснащаются чуть более широкими и мягкими колёсами, чем классические «лонги», кроме того, они могут иметь загнутый край (киктейл) в задней части деки. Круизеры также довольно разнообразны по форме, они делаются в разных размерах и с разной шириной подвески и формой деки (помимо симметричных, довольно популярными являются также доски-«рыбки»). Круизер с пластиковой декой обычно называют мини-круизерами (см. ниже).
— Мини-круизер. Ещё одно популярное название — «пенниборд». Специфическая разновидность описанных выше круизеров, отличающаяся материалом деки — она выполняется из особого пластика, сочетающего легкость, прочность и упругость. По сравнению с фанерой такой пластик более легок и долговечен, он лучше переносит контакт с влагой и ежедневное пребывание под открытым небом, в т.ч. и в мокрую погоду; это особенно важно при регулярных поездках по городу. Мини-круизеры выпускаются в двух стандартных размерах по длине — 22" и 27"; младшая версия более маневренна и без проблем помещается даже в рюкзак, старшая — более широка, устойчива и легка в освоении.
— Роллерсерф. Он же «рипстик». Доска, состоящая из двух поворотных платформ (под каждую ногу), скрепленных торсионным стержнем; это позволяет каждой платформе наклоняться вправо и влево (относительно стержня) независимо от другой платформы. Другое ключевое отличие роллерсерфа от более традиционных скейтбордов является количество и конструкция колёс. Их всего два, по одному на каждую платформу, при этом каждое колесо имеет поворотное крепление (кастер) и способно поворачиваться на 360°. Вследствие этого техника езды на роллерсерфе значительно отличается от классической «скейтовой», а в целом такие доски могут показаться очень сложными в освоении — ведь ездоку нужно постоянно двигаться особым образом для поддержания равновесия. Однако такая езда не намного сложнее, чем катание на обычном двухколесном велосипеде, а специфическая конструкция позволяет роллерсерферу выполнять необычные трюки, недоступные для традиционного четырёхколесного скейта. Кроме того, маневренность и скорость у данной разновидности тоже весьма прилична, хотя некоторые возможности «классики» (такие как прыжки), всё равно недоступны.
— Раздельный роллерсерф. Оригинальный снаряд, представляющий собой нечто среднее между описанным выше роллерсерфом и роликовыми коньками. Как и обычный роллерсерф, состоит из двух платформ, на каждой из которых закреплены поворотные (на 360°) колеса. Однако в данной разновидности эти платформы ничем не соединены, каждая из них движется по отдельности. Кроме того, раздельный роллерсерф имеет 4 колеса — по 2 на платформу — иначе удержать равновесие было бы практически невозможно. Такая конструкция ещё более расширяет возможности по выполнению специфических трюков, а также может облегчить прохождение узких мест. Однако раздельный роллерсерф еще более требователен к навыкам ездока, чем обычный; поэтому особого распространения данная разновидность не получила.
— Серфборд. Серфборды представляют собой нечто среднее между круизерами и роллерсерфами (о том и другом см. выше). В отличие от последних, данная разновидность досок имеет сплошную деку, чаще всего в форме «рыбки»; однако колёс в классическому серфборде не четыре, а всего три — одно спереди и два сзади. А некоторые модели вообще имеют всего два колеса, как роллерсерф. В любом случае езда на такой доске сложнее, чем на круизёре, она требует особой техники, напоминающей серфинг — отсюда и название.
— Электроскейт. Скейтборд на электрическом ходу, оборудованный электромотором и аккумулятором для его питания. Такая доска способна ехать самостоятельно, без усилий со стороны ездока; для управления обычно предусматривается пульт ДУ. Главным недостатком электроскейтов, помимо высокой стоимости, является значительный вес — от 8 кг. Из-за этого данная разновидность пригодна только для езды по относительно ровной твердой поверхности (асфальт, укатанный грунт) — для «пересеченки», а тем более трюковой езды, электроскейт не подходит.
— Скейтоцикл. Весьма оригинальные приспособления, по принципам конструкции и движения схожие с описанными выше роллерсерфами, однако имеющие также существенные отличия. Название получили от Skatecycle, первого устройства подобного рода. Главной внешней особенностью скейтоциклов являются колёса — это кольца, не имеющие центральных осей (т.н. «бесцентровые колеса»). Таких колёс два, они соединены жестким стержнем, а внутри каждого из них располагается площадка для ноги. Крепление каждой площадки позволяет наклонять ее вперед-назад, а сами колёса могут поворачиваться относительно центрального стержня. Собственно, за счёт движения «змейкой» скейтоцикл и едет, при этом ездоку не нужно отталкиваться от земли. Подобные модели сочетают компактность, удобство в езде и довольно обширные возможности по выполнению трюков.
— Балансборд. Специфическая разновидность досок, применяемая исключительно для тренировок и выполнения трюков на одном месте и не предназначенная для езды. Балансборд состоит из собственно доски и цилиндрического валика, на который кладётся эта доска; для того, чтобы валик двигался только в нужных направлениях (вдоль доски), в конструкции предусматриваются специальные направляющие. В соответствии с названием, балансборд отлично подходит для упражнений на поддержание равновесия; он может использоваться и как отдельный снаряд для трюков, и как тренировочное приспособление в межсезонье. Кроме того, есть данные, что подобные доски способствуют проработке мышц-стабилизаторов, чего сложно добиться при обычном фитнесе; так что балансборды нашли применение даже в спортивной медицине и реабилитационных программах.Размер деки
Размеры деки — собственно, доски скейтборда — в длину и ширину (по самым крупным габаритам).
И небольшие, и крупные доски имеют свои преимущества и недостатки. Так, короткая и узкая дека способствует маневренности, однако выдвигает дополнительные требования к навыку ездока — справиться с небольшим «юрким» скейтом бывает непросто, особенно на высокой скорости.
Длинная и широкая доска, наоборот, более устойчива, но вот совершать резкие маневры на таком скейте затруднительно. Кроме того, оптимальная длина для каждого типа скейта (см. выше) зависит еще и от возрастной категории катающегося: к примеру, классические скейтборды во «взрослой» версии имеют доски не короче 600 мм, а все, что меньше, относится
к детским моделям. Ширина, в свою очередь, может определяться и размером ноги: человеку с крупным размером (от 44) может быть попросту некомфортно на узкой деке.
Подробные рекомендации по оптимальным габаритам для каждого типа скейта и планируемых особенностей езды можно найти в специальных источниках.
Материал деки
Материал, из которого выполнена дека скейтборда.
—
Клен. Кленовая
древесина известна своей прочностью и относительной легкостью, что делает ее популярным выбором при изготовлении досок для скейтбордов. Деки изготавливаются из разных пород клена: американского, канадского, китайского, русского. Подробнее о них поведано в соответствующих пунктах.
— Американский клен. Прочная и надежная основа для деки скейтборда из древесины кленов, растущих в североамериканском регионе. Доски из этого материала обычно имеют плотную и твердую структуру, что делает их подходящими для выполнения сложных трюков.
—
Канадский клен. Благодаря прочности и плотности в сочетании с упругостью канадский клен считается наиболее подходящим материалом для дек скейтбордов, однако и стоят такие доски недёшево.
—
Китайский клен. Разновидность клёна, несколько уступающая канадской породе по эксплуатационным характеристикам и долговечности, однако и стоящая заметно дешевле.
—
Русский клен. Ещё один относительно недорогой аналог канадского клёна. По особенностям аналогичен китайскому, однако по ряду причин используется заметно реже.
— Китайская береза. Бюджетный вариант, применяемый нечасто, в основном в детских досках. Стоит недорого, однако и особых достоинств не имеет.
...— Бамбук. По своим свойствам бамбук подходит прежде всего для лонгбордов, а потому применяется преимущественно в этой разновидности досок (см. «Тип»). Впрочем, бамбуковых моделей выпускается относительно немного.
— Пластик. Пластик принято считать бюджетным вариантом, однако этот стереотип не совсем оправдан. Дело в том, что существует множество разновидностей данного материала: к примеру, в мини-круизерах (см. «Тип») используется высококлассный пластик, способный, по заявлениям некоторых производителей, пережить даже попадание под колесо машины. Так что правильнее будет сказать, что качество пластикового изделия напрямую зависит от его ценовой категории. Из общих же особенностей всех видов пластика стоит отметить абсолютную нечувствительность к влаге и способность принимать самые сложные формы и расцветки; последнее облегчает создание скейтов в оригинальном дизайне и необычных конструкций.
— Композит. Деки, сочетающие несколько разнородных материалов — например, дерево с прослойкой стекловолокна или пластик со слоем углепластика (карбона). Такое сочетание позволяет объединить достоинства отдельных материалов и компенсировать (хотя бы отчасти) их недостатки. Конкретный состав и свойства композитов могут быть разными; здесь, как и в случае с пластиком, имеет смысл ориентироваться на ценовую категорию скейта. Впрочем, в основном в современных скейтах используются высококлассные композиты, и такая доска чаще всего является признаком продвинутой модели.
— Алюминий. Алюминий (точнее, алюминиевый сплав) отличается высокой прочностью и долговечностью при относительно небольшом весе, к тому же без проблем переносит влагу. С другой стороны, этот материал стоит недёшево, а пружинит довольно слабо и для прыжков пригоден плохо. Поэтому он используется в основном в довольно специфических типах скейтбордов, таких как раздельные роллерсёрфы и скейтоциклы (см. «Тип»).Количество слоев деки
Количество отдельных слоёв материала, из которых составлена дека.
«Слоёная» конструкция применяется в основном в деревянных деках (см. «Материал деки»); пластик или алюминий более оправдано делать цельными. Использование нескольких слоёв позволяет добиться необходимого для скейтов сочетания упругости с прочностью на изгиб в любом направлении. Для этого каждый слой дерева укладывается волокнами в свою сторону.
В теории чем больше слоёв — тем больше направлений, в которых «уложены» волокна дерева, и тем ниже вероятность, что нагрузка пойдёт по «слабому», плохо усиленному направлению. Кроме того, именно многослойные деки чаще всего имеют дополнительные вставки, ещё более усиливающие конструкцию (например, из карбона). С другой стороны, различия между разными моделями намного больше зависят от особенностей материала, чем от количества слоёв. Поэтому при выборе имеет смысл обращать внимание не столько на данный параметр, сколько на более «приближённые к жизни» характеристики — прежде всего материал деки и ценовую категорию изделия.
Сейчас на рынке представлены деки, изготовленные из такого количества слоев:
6 слоев,
7 слоев,
8 слоев,
9 слоев,
10 слоев.
Жесткость колес
Жёсткость штатных колёс скейтборда.
Этот параметр обозначают числом и буквой А; чем выше число — тем жёстче материал. Более высокая жёсткость позволяет колесу лучше поддерживать скорость, увеличивает срок его службы, облегчает скольжение (например, при дрифте) и позволяет эффективнее выполнять трюки с прыжками. С другой стороны, мягкие колёса лучше отрабатывают мелкие неровности дороги, они имеют лучшее сцепление и маневренность, а также меньше шумят. Соответственно, выбор по жёсткости колёс зависит в первую очередь от того, по каким поверхностями и в каких местах планируется кататься.
В целом колёса до 80А можно отнести к очень мягким, до 87А — к мягким; такие решения лучше всего подходят для езды по не очень ровному, изношенному асфальту, тротуарной плитке с обилием стыков и т.п. Показатели
88А – 95А соответствуют средней жёсткости, такие колёса рассчитаны в основном на качественные «городские» поверхности вроде нового тротуара. Жёсткие колёса имеют маркировку от 96А до 99А, они рассчитаны прежде всего на скейт-парки и другие специализированные поверхности; а показатели в 100А и более соответствуют решениям профессионального уровня.
Стоит отметить, что колёса обычно делаются съёмными, и при необходимости их можно заменить на другие, более жёсткие или более мягкие. Однако нужно учитывать и то, что вся конструкция скейта обычно рассчитана на определённую жёсткость колёс, и значительные отклонения от
...этого параметра нежелательны. Да и о типе (см. выше) не стоит забывать: к примеру, навряд ли стоит искать особо мягкие колёса для традиционного трюкового скейта.Диаметр колес
Диаметр колёс, штатно установленных на скейте.
Скорость, развиваемая скейтом, прямо пропорциональна диаметру колёс, а ускорение — обратно пропорционально. Иными словами, при прочих равных
более крупные колёса будут разгоняться медленнее, но до более высоких скоростей. Соответственно, при выборе по данному параметру стоит прежде всего учитывать, что важнее: хорошая скорость (для этого лучше выбрать более крупные колёса) или способность «рвать с места» (для этого подойдут небольшие). Помимо этого, большой диаметр облегчает преодоление мелких неровностей на дороге.
Также стоит помнить, что для каждого типа скейтов (см. выше) имеются свои требования по размеру колёс, обусловленные спецификой применения: к примеру, у скоростных лонгбордов диаметр колёс больше, чем у классических скейтов трюкового назначения. Соответственно, и сравнивать между собой по данному показателю можно только модели одного типа. Подробные рекомендации по оптимальному значению диаметра для разных типов скейтов можно найти в специальных источниках.
Колёса обычно делаются съёмными, а это значит, что при желании можно установить на скейт колёса другого диаметра. Однако они не должны сильно отличаться по размеру от штатных. Особенно осторожным следует быть с крупными колёсами: может получиться так, что дека будет доставать до них при наклоне, а это чревато падениями и травмами.
Толщина колес
Толщина колес, штатно установленных на скейте.
Под толщиной в данном случае подразумевается ширина колеса, грубо говоря — ширина следа, оставляемого при движении. Общие принципы в данном случае таковы: узкие колеса удобны при трюках, в частности в грайндах (скольжениях по трубам, перилам и т.п. непосредственно на подвеске), однако требуют ровных поверхностей; широкие, в свою очередь, лучше ведут себя на неровной дороге, они более устойчивы и эффективнее отрабатывают мелкие огрехи поверхности. Соответственно, узкие колеса характерны в основном для моделей трюкового назначения, рассчитанных на скейт-парки и прочие специализированные локации с высококлассным покрытием; широкие, в свою очередь, лучше подойдут для лонгбордов и «городских»
круизеров, которым нередко приходится ездить по далеко не идеальным дорогам.
Колеса в современных скейтах делаются съёмными, их при желании можно заменить на более широкие или на более узкие. Однако отклоняться от «родного» значения ширины все же не рекомендуется — езда может стать неудобной, а то и опасной.
Класс подшипников
Подшипник отвечает за крепление колеса на оси, именно благодаря ему колесо вращается — а значит, от характеристик этой детали напрямую зависят особенности вращения колеса. Не вдаваясь в технические подробности можно сказать, что класс определяет прежде всего точность изготовления деталей подшипника. А вот более высокая точность, с одной стороны, уменьшает трение, делая подшипник (и колесо) более «скоростным», с другой — снижает срок службы детали и заметно сказывается на её стоимости. Соответственно, высококлассные подшипники имеет смысл искать прежде всего для профессионального применения; а для несложной езды без особого «экстрима» вполне подойдут и сравнительно простые решения.
Большинство современных скейтов используют подшипники класса
ABEC 3,
ABEC 5 и
ABEC 7 — этих показателей вполне достаточно для большинства вариантов использования. Минимальным классом является
ABEC 1, он встречается в основном в бюджетых и детских досках. А вот суперпрецизионные
ABEC 9 и
ABEC 11 применяются преимущественно в профессиональных лонгбордах, для которых высокая скорость имеет решающее значение.
Отметим, что большинство скейтов позволяют заменить штатные колёса на другие, с более выскококлассными подшипниками.
Жесткость амортизаторов
Жёсткость амортизаторов, используемых в подвеске скейтборда.
Значение этого параметра в целом аналогично жёсткости колёс (см. выше). Так,
жёсткие амортизаторы лучше держат скорость и удобны при прыжках, а мягкие лучше подходят для неровных поверхностей и маневров с энергичными поворотами. В целом оптимальная жёсткость связана с типом скейта (см. выше), стилем езды, навыками райдера и особенностями поверхности, по которой планируется кататься; более детальные рекомендации для каждого конкретного случая можно найти в специальных источниках.