Тип
—
Нахлыстовая. Простейшая по конструкции разновидность катушек, фактически представляющая собой барабан (шпулю) для лески с тормозным устройством и приделанной с одной стороны ручкой для вращения. За счёт такой конструкции передаточное число (см. ниже) подобных катушек по определению равно единице, а ось вращения барабана совпадает с осью вращения рукоятки. При забросе с разматыванием лески шпуля вращается, обеспечивая торможение снасти за счёт собственной инерции (из-за этого данный тип катушек также называют инерционными, однако это не совсем верно —
инерционные разновидности выделяют в отдельный тип, см. ниже). Главным преимуществом нахлыстовых моделей является простота конструкции, которая на практике обеспечивает сразу несколько моментов. Во-первых, за счёт отсутствия передаточных механизмов рыбак точнее «чувствует снасть»; во-вторых, по той же причине катушки весьма просты в обслуживании, надёжны и при этом недороги; в-третьих, низкое передаточное число (см. ниже) обеспечивает хорошее усилие при сматывании лески. С другой стороны, из-за тормозного действия барабана дальность заброса с такими катушками ниже, чем с безынерционными, а при слишком сильной раскрутке может возникнуть «борода». Соответственно, для удачного заброса требуется большое открытое пространство и наличие определённого опыта.
—
Безынерционная. Катушки характерного вида, со шпулей, ось котор
...ой направлена перпендикулярно оси вращения рукоятки (параллельно удилищу). Название обусловлено тем, что при забросе с разматыванием лески барабан не вращается — таким образом, инерция системы минимальна и леска сходит почти свободно. За счёт этого обеспечивается высокая дальность заброса и минимальная вероятность запутывания в «бороду», что делает подобные катушки весьма простыми в использовании и подходящими даже для новичков. Кроме того, безынерционные модели могут иметь различные передаточные числа и соответствующую специализацию — на скорость или на усилие вытягивания; а наличие фрикционного тормоза снижает риск обрыва лески при резких рывках добычи. В то же время стоимость таких катушек ощутимо выше, чем у нахлыстовых, обилие механизмов несколько снижает надёжность, а довольно высокие передаточные числа сказываются на тяговом усилии (хотя специализированные «силовые» катушки со своей задачей обычно справляются без проблем).
— Мультипликаторная. Этот тип катушек сочетает черты обоих описанных выше вариантов. В подобных моделях, как и в нахлыстовых, ось вращения шпули направлена в том же направлении, что и ось вращения рукоятки, однако сама шпуля соединена с рукояткой не напрямую, а через механизм с относительно невысокими передаточными числами (обычно на уровне «силовых» безынерционных катушек). При забросе с разматыванием лески барабан такой катушки вращается, но его инерция не столь велика, как у нахлыстовых моделей, что обеспечивает большую дальность заброса и меньшую вероятность запутывания. А наличие передаточного механизма позволило предусмотреть в конструкции некоторые специальные функции вроде фрикционного тормоза, лесоукладывателя и т.п.; при этом мультипликаторные модели выигрывают у безынерционных по надёжности, чувствительности и тяговому усилию. Именно такие катушки часто используются для морской рыбалки, где приходится иметь дело с крупной добычей.
— Инерционная. По общему принципу конструкции такие катушки аналогичны нахлыстовым (см. выше): в частности, они не используют дополнительных механизмов для передачи вращения, ручка устанавливается прямо на шпуле. Ключевым отличием является то, что инерционные модели заметно мощнее и тяжелее, что позволяет использовать их для больших нагрузок и работать с толстыми лесками, а в некоторых случаях — и стальными проволоками. Кроме того, большинство подобных моделей предназначены для донной ловли.
— Спинкастовая. Спинкастовые катушки имеют закрытое конструктивное исполнение с защитным кожухом или крышкой, под которой скрываются все основные компоненты (шпуля и механизм). По принципу действия такие катушки наиболее приближены к безынерционным (см. соответствующий пункт). Закрытая конструкция предотвращает попадание внутрь грязи, воды и мусора, делая катушку менее подверженной поломкам при эксплуатации в сложных условиях. Благодаря своей простоте спинкастовые катушки являются отличным выбором для начинающих рыболовов и при ограниченном бюджете. Используются они, как правило, для ловли небольших и средних видов рыбы.Размещение ручки
Штатное расположение ручки катушки. Данный параметр актуален в основном для нахлыстовых и
мультипликаторных моделей, т.к. безынерционные (см. «Тип») обычно предусматривают возможность переустановки ручки.
Выбор по этому параметру зависит в первую очередь от того, какой рукой Вам удобнее держать удилище. Если держать его в правой руке, то катушка должна быть
левосторонней, поскольку для работы с ней свободной остаётся левая рука, и
наоборот.
Кол-во подшипников
Количество подшипников, предусмотренное в конструкции катушки. Подшипники используют для снижения трения вращающихся деталей, что, с одной стороны, защищает такие детали от износа, а с другой — уменьшает излишние усилия, затрачиваемые при вращении рукоятки. Соответственно, чем
больше подшипников — тем больше узлов трения защищено и тем лучше «оптимизирована» катушка; этот параметр является неплохим показателем общего класса изделия. В то же время оценивать разные модели нужно с учётом их назначения (см. «Тип»).
Так, в нахлыстовых катушках, даже довольно дорогих, обычно предусматривается 1 подшипник — в точке установки барабана на кронштейн, предназначенный для крепления к удилищу. Это фактически единственный значимый узел трения, поэтому большего количества подшипников попросту не требуется. Для мультипликаторных катушек это число варьируется от 1 в относительно простых вариантах до 6 – 7 для премиум-класса. А в безынерционных количество подшипников может достигать пары десятков.
Фрикцион
Тип фрикциона описывает расположение механизма фрикционного тормоза, предусмотренного в катушке, и, соответственно, ручки его регулировки.
Сам по себе фрикционный тормоз отвечает за ослабление катушки при критическом усилии: когда нагрузка значительно возрастает, правильно отстроенный фрикцион стравливает часть лески, предотвращая её разрыв. Но конкретное усилие срабатывания может отличаться: одни рыбаки предпочитают максимально ослабить тормоз, позволяя леске проскальзывать при довольно слабых рывках, другие — наоборот, затягивают его, допуская срабатывание лишь при опасном приближении к разрывной нагрузке. А в некоторых ситуациях требуется изменение настроек прямо в процессе вываживания. Удобство такой перенастройки — один из моментов, на которые влияет тип фрикциона. Кроме того, особенности конструкции могут быть обусловлены назначением катушки. Конкретные варианты могут быть такими:
—
Передний. Фрикцион, расположенный непосредственно в барабане, с ручкой регулировки на передней части катушки. Применяется в безынерционных моделях (см. «Тип»). Он несколько легче и проще по конструкции, чем
задний, благодаря чему хорошо подходит для лёгкой снасти (например, при матчевой ловле). А вот регулировка такого тормоза, с одной стороны, плавнее и точнее, чем у заднего, с другой — не так удобна при настройке «на лету» и требует определённого навыка. Кроме того, передний
...фрикцион более чувствителен к загрязнениям.
— Задний. Ещё один вариант размещения фрикциона в безынерционных моделях. Его название обусловлено тем, что фрикцион располагается позади шпули, а ручка регулировки — на задней части катушки. Такие катушки позволяют с лёгкостью перенастраивать тормоз прямо во время вываживания, а их баланс несколько удобнее, чем у «переднеприводных», т.к. конструкция не имеет характерного «перевеса» вперёд. С другой стороны, регулировка в данном случае менее точна, а сами катушки — несколько габаритнее и тяжелее, что делает их слабо пригодными для снастей класса ультралайт.
— Боковой. Подобное размещение фрикциона характерно для мультипликаторных катушек — использовать другие варианты в подобны моделях нет смысла, так же как и ставить боковой фрикцион в безынерционную модель.Передаточное число
Передаточное число описывает разницу в скорости вращения шпули и рукоятки. В характеристиках катушек его часто записывают в виде соотношения вида x:1, где единица обозначает 1 оборот рукоятки, а «x» — количество оборотов шпули за один такой оборот. Для упрощения записи в нашем каталоге указывается только первое число — например, обозначение 5.2 соответствует передаточному числу 5.2:1.
От данного параметра зависит в первую очередь соотношение между скоростью и «тяговитостью» катушки. Так, высокие передаточные числа позволяют быстро тянуть леску, что важно для проводки с высокой скоростью — но мощность таких катушек будет невысокой, для вытягивания крупной добычи потребуются значительные усилия на рукоятке. И наоборот, при низких цифрах скорость движения лески будет небольшой, но Вам не придётся прикладывать для её движения значительных усилий. В моделях безынерционного типа (см. выше) передаточные числа порядка 6 – 7 обозначают т.н. «скоростные» катушки, 4 – 4.5 — «силовые», а промежуточные значения — универсальные. Мультипликаторные модели в силу специфики обычно имеют низкие передаточные числа, а высокая мощность нахлыстовых катушек обусловлена тем, что в них рыболов вращает барабан напрямую, и передаточное число равно 1.
Бейтраннер
Наличие бейтраннера в конструкции катушки. Бейтраннером называют специальное приспособление для стравливания лески, применяемое при ловле крупной сильной рыбы, в первую очередь карпа. Поклёвка такой добычи даже при относительно небольших размерах может быть настолько мощной и резкой, что при зажатом основном фрикционе рыба может оборвать леску или даже сломать удилище. В то же время без зажатого тормоза невозможно выполнить эффективную подсечку.
Бейтраннер разрешает это противоречие. Во включённом состоянии он позволяет леске с некоторым усилием сходить с катушки, игнорируя основной фрикцион — это снижает риск обрывов и прочих неприятностей при сильных рывках, сохраняя в то же время контроль над снастью. А при отключении бейтраннера катушка начинает работать как обычно, что обеспечивает удобство вываживания. Переключение между этими режимами осуществляется одним движением специального рычажка, расположенного на задней части катушки — это значительно быстрее и удобнее, чем перенастраивать фрикцион.
К катушкам с данным приспособлением функцией предъявляются особые требования по прочности и надёжности, поэтому их стоимость обычно довольно высока.
Размер шпули
Размер основной шпули (барабана) катушки. Этот параметр напрямую влияет на вес катушки и её устойчивость к нагрузкам. Для него используется условное обозначение в тысячах; дабы не вдаваться в излишние подробности, можно сказать, что чем больше число в таком обозначении — тем крупнее и тяжелее барабан. Для разных целей оптимальными будут разные размеры. Так, шпули на 2500 – 3000 считаются универсальными, их можно применять и для поплавочной рыбалки, и для ловли на спиннинг в несложных условиях. Меньший размер рекомендуется для лёгких снастей, в т.ч. категории ультралайт, а оснащение для крупной и тяжёлой добычи (например, при ловле карпа) может предусматривать катушки на 4500 – 5000 и
даже больше.
Вместимость шпули
Количество лески, которое может поместиться на основной шпуле катушки при нормальной намотке. Обозначается в виде соотношения двух цифр, первая из которых соответствует длине наматываемой лески в метрах, а вторая — толщине в миллиметрах: например, цифры 200/0.45 говорят о том, что на катушку может поместиться до 200 м лески с толщиной 0,45 мм.
Для разных видов рыбной ловли существуют свои рекомендации по оптимальному значению данного параметра; их можно найти в специальных источниках. Здесь же заметим, что вместимость шпули указывается исключительно для гладкой лески; при применении плетёного шнура фактические показатели могут заметно отличаться.
Материал катушки
Материал, из которого выполнена основа катушки — часть конструкции, на которую устанавливается шпуля и другие механизмы.
— Пластик. Пластик имеет невысокую стоимость, небольшой вес, к тому же он устойчив к коррозии и совершенно невосприимчив к солёной воде. В то же время этот материал легко царапается, его прочность относительно невысока, а под действием ультрафиолета в некоторых сортах пластика она ещё более снижается. Вследствие этого пластик применяется в основном в катушках начального уровня, не рассчитанных на сложные условия и высокие нагрузки. Как правило, его качество напрямую зависит от цены изделия.
— Графит. Чаще всего под этим термином подразумевается относительно простая разновидность углеродного волокна, которая имеет невысокую стоимость и может применяться даже в моделях бюджетного класса. В то же время при небольшом весе графит несколько более прочен и устойчив к некоторым воздействиям, нежели пластик, а потому встречается и в более дорогих изделиях. Качество данного материала также может отличаться в зависимости от цены катушки.
— Карбон. Ещё один вид углеродного волокна, более высокого класса, чем графит. Карбон сочетает высокую прочность, устойчивость на изгиб и долговечность при нагрузках с чрезвычайно малым весом; кроме того, он совершенно инертен химически (не поддаётся коррозии) и неплохо переносит ультрафиолет, перепады температур и т.п. Основным недостатком данного материала можно назвать высокую цену, за счёт чего...он используется преимущественно в моделях премиум-класса. Также отметим, что карбон требует довольно аккуратного обращения, т.к. плохо переносит удары.
— Композит. Композитами называют материалы, сочетающие несколько отдельных компонентов, не перемешанных между собой (в отличие, к примеру, от сплавов). В катушках под этим термином чаще всего подразумевается сочетание описанного выше графита или карбона со стекловолокном. Стекловолокно, несмотря на название, мало похоже на обычные стекло — оно имеет высокую гибкость и без особых проблем переносит удары и падения; поэтому сочетание этого материала с карбоном позволяет уменьшить хрупкость последнего. А в «связке» с графитом стекловолокно несколько повышает прочность всей конструкции. Композитная основа может встречаться в моделях разных ценовых категорий — это обусловлено разницей в качестве используемых компонентов.
— Алюминий. Главным достоинством алюминиевых сплавов можно назвать высокую прочность, за счёт чего этот материал можно встретить даже в «крупнокалиберных» катушках, рассчитанных на сильную и тяжёлую добычу. Впрочем, есть и варианты попроще — опять же, алюминиевые сплавы бывают разных видов, и их характеристики обычно зависят от цены. По весу данный материал если и превосходит пластик, то ненамного, да и коррозионная устойчивость его весьма неплоха. Из явных недостатков можно отметить разве что довольно высокую (в целом) стоимость.
— Магний. Сплавы на основе магния относятся к материалам премиум-класса. Главной их особенностью является чрезвычайно лёгкий вес в сочетании с высокой прочностью и надёжностью, что позволяет создавать мощные и в то же время довольно лёгкие катушки. С другой стороны, обходятся такие изделия недёшево, а сам материал плохо переносит контакт с солёной водой, да и в целом его устойчивость к коррозии относительно невысока (что требует применения специальных покрытий).