Количество подшипников, предусмотренное в конструкции катушки. Подшипники используют для снижения трения вращающихся деталей, что, с одной стороны, защищает такие детали от износа, а с другой — уменьшает излишние усилия, затрачиваемые при вращении рукоятки. Соответственно, чем
больше подшипников — тем больше узлов трения защищено и тем лучше «оптимизирована» катушка; этот параметр является неплохим показателем общего класса изделия. В то же время оценивать разные модели нужно с учётом их назначения (см. «Тип»).
Так, в нахлыстовых катушках, даже довольно дорогих, обычно предусматривается 1 подшипник — в точке установки барабана на кронштейн, предназначенный для крепления к удилищу. Это фактически единственный значимый узел трения, поэтому большего количества подшипников попросту не требуется. Для мультипликаторных катушек это число варьируется от 1 в относительно простых вариантах до 6 – 7 для премиум-класса. А в безынерционных количество подшипников может достигать пары десятков.
Тип фрикциона описывает расположение механизма фрикционного тормоза, предусмотренного в катушке, и, соответственно, ручки его регулировки.
Сам по себе фрикционный тормоз отвечает за ослабление катушки при критическом усилии: когда нагрузка значительно возрастает, правильно отстроенный фрикцион стравливает часть лески, предотвращая её разрыв. Но конкретное усилие срабатывания может отличаться: одни рыбаки предпочитают максимально ослабить тормоз, позволяя леске проскальзывать при довольно слабых рывках, другие — наоборот, затягивают его, допуская срабатывание лишь при опасном приближении к разрывной нагрузке. А в некоторых ситуациях требуется изменение настроек прямо в процессе вываживания. Удобство такой перенастройки — один из моментов, на которые влияет тип фрикциона. Кроме того, особенности конструкции могут быть обусловлены назначением катушки. Конкретные варианты могут быть такими:
—
Передний. Фрикцион, расположенный непосредственно в барабане, с ручкой регулировки на передней части катушки. Применяется в безынерционных моделях (см. «Тип»). Он несколько легче и проще по конструкции, чем
задний, благодаря чему хорошо подходит для лёгкой снасти (например, при матчевой ловле). А вот регулировка такого тормоза, с одной стороны, плавнее и точнее, чем у заднего, с другой — не так удобна при настройке «на лету» и требует определённого навыка. Кроме того, передний
...фрикцион более чувствителен к загрязнениям.
— Задний. Ещё один вариант размещения фрикциона в безынерционных моделях. Его название обусловлено тем, что фрикцион располагается позади шпули, а ручка регулировки — на задней части катушки. Такие катушки позволяют с лёгкостью перенастраивать тормоз прямо во время вываживания, а их баланс несколько удобнее, чем у «переднеприводных», т.к. конструкция не имеет характерного «перевеса» вперёд. С другой стороны, регулировка в данном случае менее точна, а сами катушки — несколько габаритнее и тяжелее, что делает их слабо пригодными для снастей класса ультралайт.
— Боковой. Подобное размещение фрикциона характерно для мультипликаторных катушек — использовать другие варианты в подобны моделях нет смысла, так же как и ставить боковой фрикцион в безынерционную модель.Общий вес катушки (только самого приспособления, без лески). Этот параметр важен в первую очередь для тех, кто подбирает снаряжение класса
«ультралайт» — в таких снастях борьба идёт, что называется, за каждый лишний грамм. В остальных же случаях можно не уделять весу особого внимания.