Тип
—
Нахлыстовая. Простейшая по конструкции разновидность катушек, фактически представляющая собой барабан (шпулю) для лески с тормозным устройством и приделанной с одной стороны ручкой для вращения. За счёт такой конструкции передаточное число (см. ниже) подобных катушек по определению равно единице, а ось вращения барабана совпадает с осью вращения рукоятки. При забросе с разматыванием лески шпуля вращается, обеспечивая торможение снасти за счёт собственной инерции (из-за этого данный тип катушек также называют инерционными, однако это не совсем верно —
инерционные разновидности выделяют в отдельный тип, см. ниже). Главным преимуществом нахлыстовых моделей является простота конструкции, которая на практике обеспечивает сразу несколько моментов. Во-первых, за счёт отсутствия передаточных механизмов рыбак точнее «чувствует снасть»; во-вторых, по той же причине катушки весьма просты в обслуживании, надёжны и при этом недороги; в-третьих, низкое передаточное число (см. ниже) обеспечивает хорошее усилие при сматывании лески. С другой стороны, из-за тормозного действия барабана дальность заброса с такими катушками ниже, чем с безынерционными, а при слишком сильной раскрутке может возникнуть «борода». Соответственно, для удачного заброса требуется большое открытое пространство и наличие определённого опыта.
—
Безынерционная. Катушки характерного вида, со шпулей, ось котор
...ой направлена перпендикулярно оси вращения рукоятки (параллельно удилищу). Название обусловлено тем, что при забросе с разматыванием лески барабан не вращается — таким образом, инерция системы минимальна и леска сходит почти свободно. За счёт этого обеспечивается высокая дальность заброса и минимальная вероятность запутывания в «бороду», что делает подобные катушки весьма простыми в использовании и подходящими даже для новичков. Кроме того, безынерционные модели могут иметь различные передаточные числа и соответствующую специализацию — на скорость или на усилие вытягивания; а наличие фрикционного тормоза снижает риск обрыва лески при резких рывках добычи. В то же время стоимость таких катушек ощутимо выше, чем у нахлыстовых, обилие механизмов несколько снижает надёжность, а довольно высокие передаточные числа сказываются на тяговом усилии (хотя специализированные «силовые» катушки со своей задачей обычно справляются без проблем).
— Мультипликаторная. Этот тип катушек сочетает черты обоих описанных выше вариантов. В подобных моделях, как и в нахлыстовых, ось вращения шпули направлена в том же направлении, что и ось вращения рукоятки, однако сама шпуля соединена с рукояткой не напрямую, а через механизм с относительно невысокими передаточными числами (обычно на уровне «силовых» безынерционных катушек). При забросе с разматыванием лески барабан такой катушки вращается, но его инерция не столь велика, как у нахлыстовых моделей, что обеспечивает большую дальность заброса и меньшую вероятность запутывания. А наличие передаточного механизма позволило предусмотреть в конструкции некоторые специальные функции вроде фрикционного тормоза, лесоукладывателя и т.п.; при этом мультипликаторные модели выигрывают у безынерционных по надёжности, чувствительности и тяговому усилию. Именно такие катушки часто используются для морской рыбалки, где приходится иметь дело с крупной добычей.
— Инерционная. По общему принципу конструкции такие катушки аналогичны нахлыстовым (см. выше): в частности, они не используют дополнительных механизмов для передачи вращения, ручка устанавливается прямо на шпуле. Ключевым отличием является то, что инерционные модели заметно мощнее и тяжелее, что позволяет использовать их для больших нагрузок и работать с толстыми лесками, а в некоторых случаях — и стальными проволоками. Кроме того, большинство подобных моделей предназначены для донной ловли.
— Спинкастовая. Спинкастовые катушки имеют закрытое конструктивное исполнение с защитным кожухом или крышкой, под которой скрываются все основные компоненты (шпуля и механизм). По принципу действия такие катушки наиболее приближены к безынерционным (см. соответствующий пункт). Закрытая конструкция предотвращает попадание внутрь грязи, воды и мусора, делая катушку менее подверженной поломкам при эксплуатации в сложных условиях. Благодаря своей простоте спинкастовые катушки являются отличным выбором для начинающих рыболовов и при ограниченном бюджете. Используются они, как правило, для ловли небольших и средних видов рыбы.Кол-во подшипников
Количество подшипников, предусмотренное в конструкции катушки. Подшипники используют для снижения трения вращающихся деталей, что, с одной стороны, защищает такие детали от износа, а с другой — уменьшает излишние усилия, затрачиваемые при вращении рукоятки. Соответственно, чем
больше подшипников — тем больше узлов трения защищено и тем лучше «оптимизирована» катушка; этот параметр является неплохим показателем общего класса изделия. В то же время оценивать разные модели нужно с учётом их назначения (см. «Тип»).
Так, в нахлыстовых катушках, даже довольно дорогих, обычно предусматривается 1 подшипник — в точке установки барабана на кронштейн, предназначенный для крепления к удилищу. Это фактически единственный значимый узел трения, поэтому большего количества подшипников попросту не требуется. Для мультипликаторных катушек это число варьируется от 1 в относительно простых вариантах до 6 – 7 для премиум-класса. А в безынерционных количество подшипников может достигать пары десятков.
Фрикцион
Тип фрикциона описывает расположение механизма фрикционного тормоза, предусмотренного в катушке, и, соответственно, ручки его регулировки.
Сам по себе фрикционный тормоз отвечает за ослабление катушки при критическом усилии: когда нагрузка значительно возрастает, правильно отстроенный фрикцион стравливает часть лески, предотвращая её разрыв. Но конкретное усилие срабатывания может отличаться: одни рыбаки предпочитают максимально ослабить тормоз, позволяя леске проскальзывать при довольно слабых рывках, другие — наоборот, затягивают его, допуская срабатывание лишь при опасном приближении к разрывной нагрузке. А в некоторых ситуациях требуется изменение настроек прямо в процессе вываживания. Удобство такой перенастройки — один из моментов, на которые влияет тип фрикциона. Кроме того, особенности конструкции могут быть обусловлены назначением катушки. Конкретные варианты могут быть такими:
—
Передний. Фрикцион, расположенный непосредственно в барабане, с ручкой регулировки на передней части катушки. Применяется в безынерционных моделях (см. «Тип»). Он несколько легче и проще по конструкции, чем
задний, благодаря чему хорошо подходит для лёгкой снасти (например, при матчевой ловле). А вот регулировка такого тормоза, с одной стороны, плавнее и точнее, чем у заднего, с другой — не так удобна при настройке «на лету» и требует определённого навыка. Кроме того, передний
...фрикцион более чувствителен к загрязнениям.
— Задний. Ещё один вариант размещения фрикциона в безынерционных моделях. Его название обусловлено тем, что фрикцион располагается позади шпули, а ручка регулировки — на задней части катушки. Такие катушки позволяют с лёгкостью перенастраивать тормоз прямо во время вываживания, а их баланс несколько удобнее, чем у «переднеприводных», т.к. конструкция не имеет характерного «перевеса» вперёд. С другой стороны, регулировка в данном случае менее точна, а сами катушки — несколько габаритнее и тяжелее, что делает их слабо пригодными для снастей класса ультралайт.
— Боковой. Подобное размещение фрикциона характерно для мультипликаторных катушек — использовать другие варианты в подобны моделях нет смысла, так же как и ставить боковой фрикцион в безынерционную модель.Передаточное число
Передаточное число описывает разницу в скорости вращения шпули и рукоятки. В характеристиках катушек его часто записывают в виде соотношения вида x:1, где единица обозначает 1 оборот рукоятки, а «x» — количество оборотов шпули за один такой оборот. Для упрощения записи в нашем каталоге указывается только первое число — например, обозначение 5.2 соответствует передаточному числу 5.2:1.
От данного параметра зависит в первую очередь соотношение между скоростью и «тяговитостью» катушки. Так, высокие передаточные числа позволяют быстро тянуть леску, что важно для проводки с высокой скоростью — но мощность таких катушек будет невысокой, для вытягивания крупной добычи потребуются значительные усилия на рукоятке. И наоборот, при низких цифрах скорость движения лески будет небольшой, но Вам не придётся прикладывать для её движения значительных усилий. В моделях безынерционного типа (см. выше) передаточные числа порядка 6 – 7 обозначают т.н. «скоростные» катушки, 4 – 4.5 — «силовые», а промежуточные значения — универсальные. Мультипликаторные модели в силу специфики обычно имеют низкие передаточные числа, а высокая мощность нахлыстовых катушек обусловлена тем, что в них рыболов вращает барабан напрямую, и передаточное число равно 1.
Размер шпули
Размер основной шпули (барабана) катушки. Этот параметр напрямую влияет на вес катушки и её устойчивость к нагрузкам. Для него используется условное обозначение в тысячах; дабы не вдаваться в излишние подробности, можно сказать, что чем больше число в таком обозначении — тем крупнее и тяжелее барабан. Для разных целей оптимальными будут разные размеры. Так, шпули на 2500 – 3000 считаются универсальными, их можно применять и для поплавочной рыбалки, и для ловли на спиннинг в несложных условиях. Меньший размер рекомендуется для лёгких снастей, в т.ч. категории ультралайт, а оснащение для крупной и тяжёлой добычи (например, при ловле карпа) может предусматривать катушки на 4500 – 5000 и
даже больше.
Вместимость шпули
Количество лески, которое может поместиться на основной шпуле катушки при нормальной намотке. Обозначается в виде соотношения двух цифр, первая из которых соответствует длине наматываемой лески в метрах, а вторая — толщине в миллиметрах: например, цифры 200/0.45 говорят о том, что на катушку может поместиться до 200 м лески с толщиной 0,45 мм.
Для разных видов рыбной ловли существуют свои рекомендации по оптимальному значению данного параметра; их можно найти в специальных источниках. Здесь же заметим, что вместимость шпули указывается исключительно для гладкой лески; при применении плетёного шнура фактические показатели могут заметно отличаться.
Материал катушки
Материал, из которого выполнена основа катушки — часть конструкции, на которую устанавливается шпуля и другие механизмы.
— Пластик. Пластик имеет невысокую стоимость, небольшой вес, к тому же он устойчив к коррозии и совершенно невосприимчив к солёной воде. В то же время этот материал легко царапается, его прочность относительно невысока, а под действием ультрафиолета в некоторых сортах пластика она ещё более снижается. Вследствие этого пластик применяется в основном в катушках начального уровня, не рассчитанных на сложные условия и высокие нагрузки. Как правило, его качество напрямую зависит от цены изделия.
— Графит. Чаще всего под этим термином подразумевается относительно простая разновидность углеродного волокна, которая имеет невысокую стоимость и может применяться даже в моделях бюджетного класса. В то же время при небольшом весе графит несколько более прочен и устойчив к некоторым воздействиям, нежели пластик, а потому встречается и в более дорогих изделиях. Качество данного материала также может отличаться в зависимости от цены катушки.
— Карбон. Ещё один вид углеродного волокна, более высокого класса, чем графит. Карбон сочетает высокую прочность, устойчивость на изгиб и долговечность при нагрузках с чрезвычайно малым весом; кроме того, он совершенно инертен химически (не поддаётся коррозии) и неплохо переносит ультрафиолет, перепады температур и т.п. Основным недостатком данного материала можно назвать высокую цену, за счёт чего...он используется преимущественно в моделях премиум-класса. Также отметим, что карбон требует довольно аккуратного обращения, т.к. плохо переносит удары.
— Композит. Композитами называют материалы, сочетающие несколько отдельных компонентов, не перемешанных между собой (в отличие, к примеру, от сплавов). В катушках под этим термином чаще всего подразумевается сочетание описанного выше графита или карбона со стекловолокном. Стекловолокно, несмотря на название, мало похоже на обычные стекло — оно имеет высокую гибкость и без особых проблем переносит удары и падения; поэтому сочетание этого материала с карбоном позволяет уменьшить хрупкость последнего. А в «связке» с графитом стекловолокно несколько повышает прочность всей конструкции. Композитная основа может встречаться в моделях разных ценовых категорий — это обусловлено разницей в качестве используемых компонентов.
— Алюминий. Главным достоинством алюминиевых сплавов можно назвать высокую прочность, за счёт чего этот материал можно встретить даже в «крупнокалиберных» катушках, рассчитанных на сильную и тяжёлую добычу. Впрочем, есть и варианты попроще — опять же, алюминиевые сплавы бывают разных видов, и их характеристики обычно зависят от цены. По весу данный материал если и превосходит пластик, то ненамного, да и коррозионная устойчивость его весьма неплоха. Из явных недостатков можно отметить разве что довольно высокую (в целом) стоимость.
— Магний. Сплавы на основе магния относятся к материалам премиум-класса. Главной их особенностью является чрезвычайно лёгкий вес в сочетании с высокой прочностью и надёжностью, что позволяет создавать мощные и в то же время довольно лёгкие катушки. С другой стороны, обходятся такие изделия недёшево, а сам материал плохо переносит контакт с солёной водой, да и в целом его устойчивость к коррозии относительно невысока (что требует применения специальных покрытий).
Материал основной шпули
Материал, из которого изготовлена основная шпуля (барабан) катушки. Термин «основная» обусловлен тем, что некоторые модели могут комплектоваться несколькими сменными барабанами; подробнее см. ниже. Применяемые материалы могут быть такими:
—
Пластик. Наиболее простой и недорогой вариант. По прочности пластик может проигрывать более дорогим материалам, но для тех катушек, где он применяется, это не имеет решающего значения: такие модели обычно не рассчитаны на высокие нагрузки, а относительно небольшой срок службы компенсируется невысокой ценой. Кроме того, данный материал весит немного — а это означает невысокую инерцию. В то же время при покупке безынерционной катушки с пластиковой шпулей стоит учесть её слабую совместимость с плетёными шнурами: шероховатый шнур проходит по пластиковому бортику с большим трением, что отрицательно влияет как на дальность заброса, так и на долговечность барабана. А вот с лесками такие барабаны работают без проблем.
—
Графит. По большинству свойств этот материал схож с описанным выше пластиком (включая слабую совместимость с плетёными шнурами); он отличается несколько большей прочностью и долговечностью, а также, соответственно, более высокой стоимостью.
—
Алюминий. Сплавы на основе алюминия, применяемые для шпуль, характеризуются довольно высокой прочностью в сочетании с небольшим весом, к тому ж
...е в безынерционных катушках они могут нормально работать не только с леской, но и с плетёными шнурами. При всём этом стоят такие материалы несколько дороже пластика и графита, но не настолько, чтобы «задрать цену до небес». Как следствие, алюминий встречается в самых разных катушках — от относительно простых и недорогих вариантов до мощных моделей премиум-класса.
— Магний. Главным достоинством магниевых сплавов считается очень небольшой вес, обеспечивающий минимальную инерцию при высокой прочности (превосходящей даже описанные выше алюминиевые сплавы). В то же время стоит учитывать, что магний весьма чувствителен к некоторым факторам коррозии, в частности к солёной воде — некоторые производители прямо прописывают в условиях гарантии недопустимость контакта с ней. Да и обходятся такие шпули весьма недёшево. Поэтому данный вариант используется в основном в моделях премиум-класса.Вес
Общий вес катушки (только самого приспособления, без лески). Этот параметр важен в первую очередь для тех, кто подбирает снаряжение класса
«ультралайт» — в таких снастях борьба идёт, что называется, за каждый лишний грамм. В остальных же случаях можно не уделять весу особого внимания.