Макс. мощность
Максимальная рабочая мощность лодочного мотора, выраженная в киловаттах.
Практическое значение мощности мотора подробно описано в п. «Макс. мощность» выше. Здесь же отметим, что киловатт (производная от ватта) — это всего лишь одна из единиц мощности, применяемая на практике наряду с лошадиными силами (л.с.); 1 л.с. ≈ 735 Вт (0,735 кВт). Ватты считаются традиционной единицей для электродвигателей (см. «Тип двигателя»), однако по ряду причин производители лодочных моторов используют это обозначение и для бензиновых моделей.
Макс. обороты
Наибольшая скорость вращения вала, которую способен развивать лодочный мотор.
Теоретически от оборотов мотора зависит скорость вращения винта (или турбины — см. «Тип мотора»), а соответственно — скорость, которую способна развить лодка. Однако, помимо данного показателя, на показатели работы мотора влияет также множество других моментов — мощность двигателя (см. выше), передаточное число (см. ниже), конструкция винта и др. В результате вполне нормальными являются ситуации, когда более мощный и скоростной мотор имеет более низкие обороты, чем более слабый. Поэтому данный параметр является, по сути, справочным, и практического значения при выборе почти не имеет. Разве что можно отметить, что высокооборотистые моторы сильнее подвержены шуму и вибрациям, чем низкооборотистые; однако и этот момент может компенсироваться применением различных технических ухищрений.
Рекомендуемое топливо
Тип бензина, рекомендуемый для использования в лодочном моторе с двигателем внутреннего сгорания (см. «Тип двигателя»). Фактически в данном пункте указывается бензин с наименьшим октановым числом, который допускается использовать в двигателе; более высокие показатели допускаются, более низкие весьма нежелательны, а то и прямо запрещены.
Октановое число — это показатель, определяющий стойкость той или иной марки бензина к детонации (самовоспламенению при сжатии в цилиндре). Детонация является весьма нежелательным явлением, т.к. она приводит к увеличению нагрузок на двигатель одновременно с падением его мощности и ростом количества вредных веществ в выхлопных газах. А возникает это явление в тех случаях, когда в моторе используется бензин с более низкими октановыми числами, чем те, на которые рассчитан агрегат.
Автомобильный бензин, которым заправляются и лодочные моторы, маркируется индексом АИ или RON; первый вариант используется в характеристиках отечественных моторов, второй — в зарубежных. Однако и в том, и в другом индексе цифра после букв означает октановое число. Чем выше это число — тем требовательнее мотор к качеству топлива. Таким образом, к примеру, агрегат под АИ-92 сможет нормально работать и с АИ-95, но заправлять в него АИ-90 или АИ-87 нельзя. «Рекордсменами» по неприхотливости на сегодня являются двигатели, способные работать даже на АИ-76; но они являются редким исключением из общего правила.
Передаточное число
Передаточное число описывает, с какой скоростью вращается винт лодочного мотора относительно скорости вращения его вала. Например, передаточное число 2 означает, что за каждый оборот вала винт, в свою очередь, делает два оборота (то есть вращается вдвое быстрее). В современных лодочных моторах данный параметр, по сути, является чисто справочным, т.к. практические характеристики агрегата (мощность, тяга и т.п.) зависят от множества конструктивных особенностей и с передаточным числом практически не связаны.
Ограничение оборотов двигателя
Наличие у мотора функции
ограничения оборотов.
Данная функция чаще всего реализуется в виде автоматической системы, предотвращающей перегрузки и перегрев двигателя: при критическом повышении температуры, чреватом перегревом, автоматика снижает обороты двигателя, позволяя ему остыть (или хотя бы не нагреваться дальше). Разумеется, при срабатывании системы снижается скорость движения, но это навряд ли можно считать серьёзной неприятностью по сравнению с поломкой мотора.
Подключение индикаторов
Типы индикаторов, которые можно подключить к мотору. Индикаторы обеспечивают разнообразную дополнительную информацию о режиме работы мотора и могут оказаться полезны для разных целей, связанных с управлением лодкой. Отметим, что совместимость с определённым индикатором означает только наличие в моторе соответствующих датчиков — сам индикатор обычно требуется приобретать отдельно.
—
Спидометр. Индикатор, показывающий текущую скорость лодки. Стоит учитывать, что данные спидометра основаны на скорости движения потока воды относительно судна; иными словами, он показывает скорость относительно воды, а не относительно берега, и при сильном течении фактическая скорость перемещения может заметно отличаться от данных со спидометра. Впрочем, для несложных навигационных задач этого вполне достаточно, а для сложных имеются более продвинутые методы определения скорости — например, по данным GPS.
—
Тахометр. Индикатор, отображающий обороты двигателя. Позволяет контролировать режим работы мотора и не допускать критического превышения оборотов (чреватого повышенным износом, а то и аварией). Отличием тахометра от датчика превышения оборотов (см. ниже) является более подробное информирование — данный индикатор работает постоянно, обеспечивая водителя информацией об оборотах как в нештатном, так и в штатном режиме работы.
—
Счетчик моточасов. Система, ведуща
...я подсчёт общего времени работы лодочного мотора. Данные о наработанных часах являются чрезвычайно важными для обслуживания двигателя и профилактики неисправностей: к примеру, во многих моделях периодичность замены масла, общего ТО и других подобных процедур завязана именно на количество моточасов. Кроме того, и общий ресурс мотора описывается именно временем его работы.
— Давления масла. Индикатор, отображающий давление масла в двигателе. Снижение этого давления является признаком того, что масла осталось мало или в системе смазки имеется неполадка; индикатор обеспечивает своевременное предупреждение о подобных неприятностей, предотвращая ситуации, когда двигатель остаётся без смазки (что не только повышает износ, но и чревато заклиниванием и аварией).
— Температуры масла. Индикатор, отображающий температуру масла в двигателе. Высокая температура масла нежелательна не только потому, что масло теряет свои свойства — она часто является признаком серьёзных неполадок в моторе.
— Уровня масла. Индикатор, отображающий количество оставшегося в двигателе масла. Позволяет оценить количество имеющейся смазки и, при необходимости, принять меры по пополнению её запаса.
— Заряда батареи. Индикатор, отображающий уровень заряда аккумуляторной батареи. Он чаще всего встречается в электрических моторах (см. «Тип двигателя») и играет в подобных моделях ту же роль, что и индикатор остатка топлива (см. ниже) в бензиновых — то есть информирует пользователя о запасе энергии. Однако индикатором заряда могут оснащаться и бензиновые агрегаты с электрической системой запуска (см. выше) — дабы пользователь мог контролировать состояние аккумулятора и вовремя принимать меры к его подзарядке (иначе в самый неподходящий момент можно остаться без возможности запустить двигатель).
— Остатка топлива. Индикатор, отображающий количество оставшегося в баке топлива. Данная функция позволяет контролировать запас топлива и снижает вероятность остаться с пустым баком в самый неподходящий момент. Правда, информация с таких индикаторов довольно приблизительна — тем не менее, она вполне достаточна для успешного применения на практике.
— Расхода топлива. Индикатор, отображающий расход топлива при текущем режиме работы мотора. Позволяет оценить экономичность выбранного режима и определить, на какое время хватит имеющегося горючего; особенно эффективен в сочетании с описанным выше индикатором остатка топлива.
— Перегрева двигателя. Индикатор, сигнализирующий о критическом повышении температуры двигателя. Подобное явление может быть как следствием неполадки в самом моторе, так и результатом внешнего влияния (например, долгого пребывания под прямыми солнечными лучами); однако в любом случае перегрев чреват различными неприятностями (от заклинивания до возгораний и даже взрывов), и своевременное предупреждение о нём определённо не будет лишним.
— Превышения оборотов двигателя. Индикатор, обеспечивающий предупреждение о критическом повышении оборотов двигателя. В отличие от описанного выше тахометра, срабатывает только в нештатных ситуациях и не обеспечивает данных о конкретном количестве оборотов.
— Положения тримма. Индикатор, уведомляющий пользователя о текущем положении тримма (ноги) двигателя. Удобен тем, что для уточнения положения ноги не приходится всякий раз оборачиваться и присматриваться к двигателю.
— Положения дросселя. Индикатор, информирующий о текущем положении дросселя — и, соответственно, мощности, которую должен выдавать мотор. Позволяет не только контролировать режим работы двигателя, но и, в сочетании с другими датчиками, диагностировать различные неполадки: например, отсутствие реакции дросселя на движение ручки управления двигателем говорит о неполадках в дистанционном управлении (см. «Система управления»).
— «Вода в топливе». Индикатор, предупреждающий о наличии воды в поступающем в двигатель топливе. Попадание воды в топливо приводит к снижению мощности мотора и перебоям в его работе (поскольку вода не горит, энергия сгорания в цилиндрах падает), а большое количество посторонней жидкости приводит к т.н. гидроудару, серьёзно повреждающему двигатель. Индикатор предупреждает о подобных явлениях, причём в большинстве случаев он способен сработать задолго до того, как описанные эффекты станут заметны «невооружённом глазом». Это позволяет заблаговременно принять меры, пока последствия не стали плачевными.Вес
Общий вес лодочного мотора. Данный параметр указывается, как правило, только для самого агрегата, без учёта топлива в баке и самого бака (если он внешний — см. «Топливный бак»), а также дополнительного оснащения. Данные о весе мотора могут пригодиться для того, чтобы оценить общий баланс лодки и изменение её полезной грузоподъёмности.