Рабочий цикл двигателя
Рабочий цикл бензинового двигателя (см. «Тип двигателя»), установленного на лодке.
—
Двухтактный. Двухтактные двигатели отличаются хорошим соотношением объёма и полезной мощности, к тому же они проще по конструкции и дешевле, чем четырёхтактные. С другой стороны, для них характерны довольно высокий расход топлива и уровень шума, а бензин и масло необходимо заправлять не отдельно, а в виде смеси. Такая смесь должна соответствовать определённым пропорциям, иначе двигатель будет либо сильно изнашиваться и греться из-за недостатка масла, либо чадить из-за его избытка. Правда, в высококлассных моторах могут применяться системы автоматического смешивания (см. ниже), избавляющие пользователя от необходимости готовить смесь вручную. Однако даже при идеально выдержанной пропорции двухтактные двигатели сжигают определённую часть масла вместе с бензином, из-за чего считаются более «грязными», чем четырёхтактные.
—
Четырехтактный. При том же рабочем объёме четырёхтактные моторы, как правило, имеют меньшую мощность, чем двухтактные. Также они требуют соблюдения специфических правил перевозки. Однако это компенсируется рядом достоинств — в первую очередь относительно невысокими уровнями шума и потребления бензина. Кроме того, бензин и масло заправляются в двигатель отдельно — это удобнее и экономичнее, чем готовить смесь; а при нормальной работе смазка практически не сгорает, ч
...то положительно сказывается ещё и на экологичности работы двигателя. В то же время подобные агрегаты отличаются довольно высокой стоимостью, вследствие чего четырёхтактный цикл характерен в основном для лодочных моторов премиум-класса.Макс. мощность
Максимальная рабочая мощность лодочного мотора, выраженная в лошадиных силах.
Лошадиные силы (л.с.) традиционно используется в основном для обозначения мощности двигателей внутреннего сгорания, включая бензиновые (см. «Тип двигателя»). Однако в лодочных моторах данные единицы применяются и для электрических моделей (см. там же). Это связано с тем, что бензиновых двигателей на рынке большинство, и производители лодок предпочитают указывать максимальную рекомендуемую мощность двигателя именно в «лошадях».
Общие закономерности при выборе лодочных моторов по мощности таковы. С одной стороны, более
мощный агрегат позволит развивать большую скорость и лучше подойдёт для тяжёлого судна (см. «Максимальный вес лодки»). С другой — вес, габариты, стоимость и потребление топлива/энергии также напрямую зависят от мощности. Поэтому не всегда имеет смысл гнаться за максимальными показателями.
Кроме того, выбор мотора по максимальной мощности зависит также от характеристик плавсредства, на котором его планируется применять. Превышать рекомендуемую мощность, заявленную в характеристиках, не стоит — во-первых, транец лодки может быть не рассчитан на тяжёлый крупногабаритный агрегат, во-вторых, сама лодка может оказаться непригодной к разгону до высоких скоростей. Существуют и более специфические рекомендации. Например, оптимальной с точки зрения эффективности и безопасности считается мощно
...сть мотора на уровне 60 – 80% от максимума, указанного в характеристиках лодки. Более низкие показатели могут пригодиться, если для Вас важна экономичность и невысокий уровень шума, а более высокие — если ключевыми моментами являются высокая скорость и динамика разгона.
Есть ещё один специфический момент, связанный с данным параметром: чаще всего в характеристиках указывается мощность, выдаваемая непосредственно на винт, однако некоторые производители (в основном отечественные) могут идти на небольшую хитрость, указывая мощность на основном валу двигателя. При передаче мощности на винт неизбежно возникают потери, поэтому полезная мощность мотора в подобном случае будет меньше заявленной. Таким образом, при выборе и сравнении не помешает уточнить, какая именно мощность подразумевается в характеристиках — на винте или на валу.Макс. мощность
Максимальная рабочая мощность лодочного мотора, выраженная в киловаттах.
Практическое значение мощности мотора подробно описано в п. «Макс. мощность» выше. Здесь же отметим, что киловатт (производная от ватта) — это всего лишь одна из единиц мощности, применяемая на практике наряду с лошадиными силами (л.с.); 1 л.с. ≈ 735 Вт (0,735 кВт). Ватты считаются традиционной единицей для электродвигателей (см. «Тип двигателя»), однако по ряду причин производители лодочных моторов используют это обозначение и для бензиновых моделей.
Кол-во цилиндров
Количество цилиндров в бензиновом лодочном моторе (см. «Тип двигателя»).
Как правило, оптимальное количество цилиндров выбирается производителем, исходя из рабочего объёма (см. ниже) и общей компоновки мотора. Поэтому с практической стороны данный параметр можно назвать второстепенным. В то же время он может быть неплохим показателем общего уровня мотора: базовые модели имеют один цилиндр, а в топовых их может быть 4 и более.
Рабочий объем
Рабочий объём бензинового лодочного мотора (см. «Тип двигателя»). Под этим термином обычно подразумевают общий рабочий объём цилиндров.
Чем больше это значение — тем, как правило, выше мощность мотора (см. соответствующий пункт). В то же время с увеличением рабочего объёма также возрастают расход топлива, вес и габариты агрегата; да и мощность зависит не только от данного показателя, но и от ряда других факторов — начиная от количества тактов (см. «Рабочий цикл двигателя») или наличия турбонаддува (см. ниже) и заканчивая специфическими конструктивными особенностями. Поэтому не исключаются ситуации, когда двигатель меньшего объёма будет иметь большую мощность, и наоборот.
Диаметр поршня
Диаметр отдельного поршня в бензиновом (см. «Тип двигателя») лодочном моторе. В большинстве случаев данный параметр является чисто справочным; ситуации, когда данные о диаметре поршня реально необходимы, возникают чрезвычайно редко — обычно в процессе ремонта или обслуживания двигателя.
Рабочий ход поршня
Рабочим ходом называют расстояние между двумя крайними положениями поршня в бензиновом (см. «Тип двигателя») лодочном моторе. В большинстве случаев данный параметр является чисто справочным; ситуации, когда подобные данные реально необходимы, возникают чрезвычайно редко — обычно в процессе ремонта или обслуживания двигателя.
Система генератора
Возможность использовать генератор бензинового мотора (см. «Тип двигателя») для питания внешней нагрузки.
Генератор является обязательным элементом конструкции любого бензинового двигателя — он отвечает за создание искры, необходимой для зажигания. Однако возможность запитать от этого генератора внешнюю нагрузку имеется далеко не во всяком лодочном моторе — поэтому, если подобная возможность важна для Вас, стоит выбирать модель, где она прямо заявлена. А пригодиться
система генератора может прежде всего в том случае, если Вы планируете использовать на лодке дополнительную аппаратуру — питание от генератора по ряду моментов удобнее, чем от автономных аккумуляторов, и именно под него делаются многие системы навигации, эхолокации, радиосвязи и другие приборы и оборудование. Кроме того, при необходимости от генератора можно запитать и приборы вне лодки — например, пускозарядное устройство для автомобиля.
Источник питания
Напряжение питания, выдаваемое установленной в лодочном моторе системой генератора.
Практически все подобные системы работают с напряжением 12 В — это стандарт, широко используемый в современной автомобильной и водной технике, именно под него делаются и электросистемы самих двигателей, и электронные приборы для авто и лодок. Исключений из этого правила практически не встречается.