Макс. мощность
Максимальная рабочая мощность лодочного мотора, выраженная в лошадиных силах.
Лошадиные силы (л.с.) традиционно используется в основном для обозначения мощности двигателей внутреннего сгорания, включая бензиновые (см. «Тип двигателя»). Однако в лодочных моторах данные единицы применяются и для электрических моделей (см. там же). Это связано с тем, что бензиновых двигателей на рынке большинство, и производители лодок предпочитают указывать максимальную рекомендуемую мощность двигателя именно в «лошадях».
Общие закономерности при выборе лодочных моторов по мощности таковы. С одной стороны, более
мощный агрегат позволит развивать большую скорость и лучше подойдёт для тяжёлого судна (см. «Максимальный вес лодки»). С другой — вес, габариты, стоимость и потребление топлива/энергии также напрямую зависят от мощности. Поэтому не всегда имеет смысл гнаться за максимальными показателями.
Кроме того, выбор мотора по максимальной мощности зависит также от характеристик плавсредства, на котором его планируется применять. Превышать рекомендуемую мощность, заявленную в характеристиках, не стоит — во-первых, транец лодки может быть не рассчитан на тяжёлый крупногабаритный агрегат, во-вторых, сама лодка может оказаться непригодной к разгону до высоких скоростей. Существуют и более специфические рекомендации. Например, оптимальной с точки зрения эффективности и безопасности считается мощно
...сть мотора на уровне 60 – 80% от максимума, указанного в характеристиках лодки. Более низкие показатели могут пригодиться, если для Вас важна экономичность и невысокий уровень шума, а более высокие — если ключевыми моментами являются высокая скорость и динамика разгона.
Есть ещё один специфический момент, связанный с данным параметром: чаще всего в характеристиках указывается мощность, выдаваемая непосредственно на винт, однако некоторые производители (в основном отечественные) могут идти на небольшую хитрость, указывая мощность на основном валу двигателя. При передаче мощности на винт неизбежно возникают потери, поэтому полезная мощность мотора в подобном случае будет меньше заявленной. Таким образом, при выборе и сравнении не помешает уточнить, какая именно мощность подразумевается в характеристиках — на винте или на валу.Макс. мощность
Максимальная рабочая мощность лодочного мотора, выраженная в киловаттах.
Практическое значение мощности мотора подробно описано в п. «Макс. мощность» выше. Здесь же отметим, что киловатт (производная от ватта) — это всего лишь одна из единиц мощности, применяемая на практике наряду с лошадиными силами (л.с.); 1 л.с. ≈ 735 Вт (0,735 кВт). Ватты считаются традиционной единицей для электродвигателей (см. «Тип двигателя»), однако по ряду причин производители лодочных моторов используют это обозначение и для бензиновых моделей.
Макс. обороты
Наибольшая скорость вращения вала, которую способен развивать лодочный мотор.
Теоретически от оборотов мотора зависит скорость вращения винта (или турбины — см. «Тип мотора»), а соответственно — скорость, которую способна развить лодка. Однако, помимо данного показателя, на показатели работы мотора влияет также множество других моментов — мощность двигателя (см. выше), передаточное число (см. ниже), конструкция винта и др. В результате вполне нормальными являются ситуации, когда более мощный и скоростной мотор имеет более низкие обороты, чем более слабый. Поэтому данный параметр является, по сути, справочным, и практического значения при выборе почти не имеет. Разве что можно отметить, что высокооборотистые моторы сильнее подвержены шуму и вибрациям, чем низкооборотистые; однако и этот момент может компенсироваться применением различных технических ухищрений.
Выхлопная система
Конструкция выхлопной системы в бензиновом лодочном моторе (см. «Тип двигателя»), точнее — способ вывода выхлопных газов, используемый в этой системе.
—
Над винтом. В данную категорию включены две разновидности двигателей. Простейший вариант — когда выхлопные газы выбрасываются непосредственно в воздух. Подобные системы предельно просты и дёшевы, однако выхлоп может создать заметное неудобство находящимся в лодке людям (не только из-за газов, но и из-за довольно высокого уровня шума); поэтому они встречаются лишь в простейших лодочных моторах, и то довольно редко. Более распространённый вариант — вывод выхлопных газов в воду над гребным винтом (чаще всего через т.н. антикавитационную плиту — плоский выступ над винтом). Подобные системы более комфортны, чем «воздушные», при этом они проще и дешевле, чем выхлоп через винт (см. ниже), хотя всё же считаются менее технически совершенными.
—
Через винт. В системах данного типа выхлоп выведен в воду непосредственно через ступицу винта; фактически положение выхлопной трубы совпадает с осью вращения. За счёт этого снижается уровень шума по сравнению с системами, использующими выхлоп над винтом, а также несколько повышается мощность и тяговые характеристики. Обратной стороной этих преимуществ является конструктивная сложность и, соответственно, высокая стоимость.
Система генератора
Возможность использовать генератор бензинового мотора (см. «Тип двигателя») для питания внешней нагрузки.
Генератор является обязательным элементом конструкции любого бензинового двигателя — он отвечает за создание искры, необходимой для зажигания. Однако возможность запитать от этого генератора внешнюю нагрузку имеется далеко не во всяком лодочном моторе — поэтому, если подобная возможность важна для Вас, стоит выбирать модель, где она прямо заявлена. А пригодиться
система генератора может прежде всего в том случае, если Вы планируете использовать на лодке дополнительную аппаратуру — питание от генератора по ряду моментов удобнее, чем от автономных аккумуляторов, и именно под него делаются многие системы навигации, эхолокации, радиосвязи и другие приборы и оборудование. Кроме того, при необходимости от генератора можно запитать и приборы вне лодки — например, пускозарядное устройство для автомобиля.
Источник питания
Напряжение питания, выдаваемое установленной в лодочном моторе системой генератора.
Практически все подобные системы работают с напряжением 12 В — это стандарт, широко используемый в современной автомобильной и водной технике, именно под него делаются и электросистемы самих двигателей, и электронные приборы для авто и лодок. Исключений из этого правила практически не встречается.
Макс. сила тока
Наибольшая сила тока, которую способна выдавать установленная в лодочном двигателе система генератора (см. выше). От этого показателя зависят характеристики нагрузки, которую можно подключать к генератору: её общий потребляемый ток не должен быть выше максимальной силы тока генератора, иначе последний будет работать с перегрузкой, что чревато неполадками и даже авариями. Также данная информация пригодится, если Вы планируете использовать генератор для зарядки аккумуляторов (автомобильных или лодочных): каждая батарея имеет свои показатели по току зарядки, и источник энергии должен им соответствовать.
Рекомендуемое топливо
Тип бензина, рекомендуемый для использования в лодочном моторе с двигателем внутреннего сгорания (см. «Тип двигателя»). Фактически в данном пункте указывается бензин с наименьшим октановым числом, который допускается использовать в двигателе; более высокие показатели допускаются, более низкие весьма нежелательны, а то и прямо запрещены.
Октановое число — это показатель, определяющий стойкость той или иной марки бензина к детонации (самовоспламенению при сжатии в цилиндре). Детонация является весьма нежелательным явлением, т.к. она приводит к увеличению нагрузок на двигатель одновременно с падением его мощности и ростом количества вредных веществ в выхлопных газах. А возникает это явление в тех случаях, когда в моторе используется бензин с более низкими октановыми числами, чем те, на которые рассчитан агрегат.
Автомобильный бензин, которым заправляются и лодочные моторы, маркируется индексом АИ или RON; первый вариант используется в характеристиках отечественных моторов, второй — в зарубежных. Однако и в том, и в другом индексе цифра после букв означает октановое число. Чем выше это число — тем требовательнее мотор к качеству топлива. Таким образом, к примеру, агрегат под АИ-92 сможет нормально работать и с АИ-95, но заправлять в него АИ-90 или АИ-87 нельзя. «Рекордсменами» по неприхотливости на сегодня являются двигатели, способные работать даже на АИ-76; но они являются редким исключением из общего правила.
Передаточное число
Передаточное число описывает, с какой скоростью вращается винт лодочного мотора относительно скорости вращения его вала. Например, передаточное число 2 означает, что за каждый оборот вала винт, в свою очередь, делает два оборота (то есть вращается вдвое быстрее). В современных лодочных моторах данный параметр, по сути, является чисто справочным, т.к. практические характеристики агрегата (мощность, тяга и т.п.) зависят от множества конструктивных особенностей и с передаточным числом практически не связаны.