Грузоподъемность
Максимальный вес груза, на который штатно рассчитана лодка. Груз в данном случае включает как пассажиров и их багаж, так и мотор и различное дополнительное оснащение.
Заявленную в характеристиках грузоподъемность однозначно нельзя превышать: хотя большинство надувных лодок способны оставаться на плаву даже при сильном перегрузе, однако в таких условиях заметно ухудшаются управляемость и устойчивость, усиливается износ и повышается вероятность повреждения дна или баллона. Также отметим, что между грузоподъемностью и количеством мест (см. выше) нет жесткой связи: модели с одним и тем же числом мест могут заметно различаться по допустимой нагрузке. И брать
лодки с большой грузоподъемностью актуально по надобности, ведь это сказывается на плотности материалов, общем весе и цене.
Покрытие днища
Тип покрытия для днища, предусмотренного в комплекте поставки. Покрытия используются в основном для обеспечения дополнительной жесткости, если само днище слишком мягкое; это актуально в основном для плоских натяжных днищ и лодок с надувными килями (см. «Тип днища»). Конкретные же варианты могут быть такими:
—
Реечная слань. Настил из нескольких широких поперечных реек, соединенных обычно гибким креплением. Благодаря этому креплению слань можно сложить «гармошкой» на время хранения и транспортировки, при этом в рабочем состоянии покрытие все равно получается достаточно жестким.
—
Жесткий фанерный настил. Жесткое покрытие из водостойкой фанеры, как правило, наборное — состоит из нескольких отдельных сегментов, и на время хранения и транспортировки разбирается для компактности. Фанерные покрытия сочетают в себе хорошую жесткость и невысокую стоимость, благодаря чему весьма популярны. По прочности и надежности они несколько уступают алюминиевым настилам, однако в большинстве случаев этот недостаток не является критичным.
—
Жесткий алюминиевый настил. Наборное покрытие из алюминиевых сегментов, скрепляемых между собой при установке в лодку. В целом схоже с фанерным (см. выше), однако алюминий более прочен и надежен, к тому же абсолютно не подвержен коррозии. С другой стороны, данный материал обходится недешево, из-за чего и
...встречается заметно реже.
— Надувной настил (НДВД). НДВД расшифровывается как «надувное днище высокого давления», однако не стоит путать эту конструкцию с надувным днищем (см. «Тип днища»): в данном случае речь идет именно о съемном настиле. Благодаря высокому давлению такой настил получается очень жестким — заметно жестче днища типа НДНД (хотя и мягче, чем фанерное/алюминиевое покрытие). При этом надувное покрытие можно компактно свернуть в нерабочее время, что обеспечивает удобство в хранении и транспортировке. Из недостатков данного варианта можно отметить чувствительность к повреждениям.
— Без доп. покрытия. Отсутствие какого-либо покрытия в комплекте поставки. В зависимости от типа днища (см. выше) такая комплектация может означать либо то, что лодке в принципе не требуется дополнительное покрытие, либо то, что настил нужно приобретать отдельно. Второй вариант удобен тем, что настил можно выбрать на свое усмотрение, не полагаясь на решение производителя.Сиденья
—
Жесткие. Сиденья в виде планок, крепящихся обычно к обоим бортам поперёк лодки. Считаются более надёжными, чем надувные, при этом имеют традиционную плоскую поверхность и обходятся дешевле благодаря простоте конструкции. С другой стороны, в сложенном виде жёсткие сиденья занимают больше места, да и удобство для пассажиров — чисто символическое.
—
Жесткие сдвижные. Описанные выше жесткие планки с возможностью регулировки расположения вдоль лодки. Позволяют изменить расстояние между сиденьями, а то и вовсе соединить две в одну.
—
Надувные. Надувные сиденья просты в использовании и при этом довольно комфортны. Они обычно не требуют специальных креплений, а изменяя степень накачки, можно изменять и жёсткость, регулируя свойства поверхности под предпочтения того или иного человека. Кроме того, подобные сиденья в сдутом виде занимают минимум места. Их главным недостатком можно назвать относительно высокую стоимость.
—
Мягкие. Разновидность сидений, применяемая преимущественно в байдарках (см. «Тип»). Имеют жесткую основу, обтянутую поролоном или другим аналогичным материалом, часто оснащаются спинками. Такая конструкция обеспечивает комфорт в длительных походах и в то же время позволяет сохранять максимальный контроль над лодкой.
— Отсутствуют. Некоторые лодки могут вообще не комплекто
...ваться сиденьями как таковыми. Одна из разновидностей подобных моделей — миниатюрные гребные суда (см. «Тип»), рассчитанные на одного-двух человек и оснащённые надувным плоским днищем (см. «Тип днища»), которое и играет роль сиденья. Второй вариант — многоместные лодки, для которых «посадочные места» необходимо приобретать отдельно, в зависимости от особенностей планируемого применения.Дополнительно
—
Рулевое управление. Данная особенность означает, что лодка оснащена штурвалом и специальными тягами, которые при движении штурвала поворачивают винт (винты) в нужную для поворота сторону; рядом со штурвалом обычно находится также ручка дросселя. Рулевое управление встречается исключительно в RIB-лодках со стеклопластиковыми килями (см. «Тип днища»); оно заметно сказывается на стоимости, однако это компенсируется рядом практических преимуществ. Так, штурвал обычно располагается приблизительно посредине кокпита, откуда обзор значительно лучше, чем с кормы (особенно на режиме глиссирования, когда нос лодки сильно поднят); а рулевой сидит за штурвалом прямо, лицом вперед — это удобнее, чем положение вполоборота при управлении через румпель подвесного двигателя.
—
Клапан спуска воды. Наличие в конструкции лодки отдельного клапана для слива воды из кокпита за борт. Во многих моделях такой клапан можно использовать как на берегу, так и на ходу, и в любом случае он значительно упрощает удаление попавшей внутрь воды — иначе её пришлось бы вычёрпывать, или даже переворачивать всё судно.
—
Ручки для переноски. Наличие в конструкции лодки специальных ручек для переноски лодки в надутом положении. Сами по себе баллоны, используемые в современных лодках, обычно имеют гладкую поверхность с минимумом выступающих частей, в итоге за них сложно ухватиться. Поэтому дл
...я дополнительного удобства и предусматриваются отдельные ручки — они заметно упрощают задачи вроде вытягивания судна на берег.
— Уключины. Наличие в конструкции лодки уключин — специальных приспособлений на бортах, в которые при гребле могут устанавливаться вёсла. Каждое весло при этом крепится примерно посередине и может двигаться в вертикальной и горизонтальной плоскости. Такая установка обеспечивает дополнительное удобство и снижает нагрузку на руки гребца — иначе пришлось бы работать только одним веслом, причём постоянно держа его на весу и рискуя выпустить в воду. Правда, гребля с использованием уключин предполагает расположение гребца спиной вперёд, к тому же плохо подходит для некоторых ситуаций (например, для маневрирования в плавнях); но эти приспособления обычно не мешают грести и другими способами.
— Рым. Наличие в конструкции лодки рыма — специального крепления для канатов, устанавливаемого обычно в носовой части. Такое крепление может иметь различную конструкцию и назначение. Так, классический рым выполняется в виде кольца и используется как для якорного каната, так и для буксировочного троса; но есть и «чисто якорные» варианты — в виде подставки с пазом, через который и пропускается верёвка (дабы она была закреплена в нужном месте и не тёрлась лишний раз о борта).
— Фальшборт. Наличие в конструкции лодки фальшборта — барьера, установленного над основными баллонами; как правило, такой барьер сам представляет собой дополнительный баллон. Фальшборт выполняет несколько функций. Самая очевидная из них — повышение вместимости, комфорта и безопасности: благодаря увеличенной высоте бортов снижается риск выпадения предметов или людей из кокпита, туда можно поместить больше габаритного груза, да и брызг через такие борта попадает меньше. Также, фальшборт увеличивает продольную жёсткость корпуса, к тому же его объём может быть отделён от основных баллонов; всё это положительно сказывается на общей надёжности. Данная функция встречается в основном среди высококлассных моделей, рассчитанных на сложные условия и долгое пребывание вдали от берега.
— Привальный брус. Выполняет функцию противоударного бампера. Брус наклеивается по периметру лодки, по линии контакта борта с препятствиями и служит отбойником при швартовке лодки к деревянным или бетонным пристаням. Может изготавливаться из резины, ПВХ, пластика и других материалов. Разумеется, его установка на лодку несет в себе и некоторые негативные моменты. Так, правильный брус несколько утяжеляет лодку и ухудшает ее скручиваемость. Такую лодку сложнее транспортировать и хранить.
— Водоотбойник. Водоотбойником называют часть привального бруса — полосы утолщённого материала с наружной стороны бортов. Эта полоса обеспечивает защиту при швартовке к пристани, движении через водную растительность и т.п. А водоотбойник представляет собой загнутый вниз «козырёк» вдоль привального бруса; его назначение — предотвращать попадание воды в кокпит лодки, особенно при движении с большой скоростью.
— Леерный трос. Леерный трос устанавливается на крепления с наружной стороны бортов и «опоясывает» их, полностью или частично. Существует много вариантов использования этой функции. К примеру, человек, находящийся за бортом, может держаться за трос — это проще, чем цепляться за сами баллоны или другие приспособления. Также трос может применяться как замена или дополнение к ручкам для переноски (см. «Дополнительно»), как место для крепления различного снаряжения и т.п.Макс. мощность мотора
Максимальная мощность мотора, допустимая для данной лодки.
Ограничение по мощности связано прежде всего с тем, что далеко не всякая лодка нормально переносит высокие скорости. Кроме того, мощные моторы и весят немало, что выдвигает соответствующие требования к прочности транца. Так что превышать допустимую мощность крайне нежелательно: даже на малой тяге конструкция будет подвергаться нештатным нагрузкам, а полная тяга может привести к перевороту или повреждению лодки.
Кол-во гермоотсеков
Количество отдельных отсеков, предусмотренных в конструкции надувного баллона лодки. Такая компоновка повышает надёжность и безопасность судна: при проколе воздух выходит не из всего баллона, а лишь из одного отсека, остальные остаются заполненными. Поэтому даже наиболее простые современные лодки имеют как минимум
два отдельных отсека, а в наиболее продвинутых это количество может достигать шести
Чем больше имеется отсеков — тем безопаснее судно на случай повреждения баллона, однако тем сложнее и дороже получается его конструкция. Поэтому обычно этот параметр зависит в первую очередь от размера лодки — ведь более крупные и грузоподъёмные модели должны большую надёжность и терять меньшую часть плавучести в случае повреждения.
Отметим, что надувной киль (при его наличии, см. «Тип днища») также учитывается в данном случае, поскольку по сути он также является отдельным гермоотсеком: например, если для модели с таким днищем указано
5 отсеков., это означает 4 секции в бортах плюс киль.
Диаметр баллона
Диаметр баллона лодки — надувной оболочки, образующей борта — в полностью накачанном состоянии. Этот параметр влияет в первую очередь на размеры кокпита (см. ниже): при одних и тех же размерах лодки более толстый баллон оставляет меньше места в кокпите. Также с диаметром в некоторой степени связана грузоподъёмность —
крупный баллон обычно вмещает больше воздуха и даёт больше плавучести; однако на практике возможности по перевозке грузов сильно зависят также от характеристик днища и общей крепости конструкции.
Размеры (ДхШ)
Размеры надутой лодки в длину и ширину, по внешним краям (без учёта вёсел, мотора и т.п.). Данный параметр позволяет оценить, сколько место будет занимать судно в рабочем положении. Кроме того, первое значение размеров — длина — указывает и на другие параметры: чем она больше, тем лучше лодка подходит для глиссирования и тем, как правило, больше её вместительность (см. «Кол-во мест»).
Размеры кокпита (ДхШ)
Размеры кокпита — внутреннего пространства лодки, в котором размещаются пассажиры и груз. Чем больше эти размеры — тем просторнее судно, однако и его общие габариты (см. выше) увеличиваются соответственно. Длина кокпита измеряется от носа до кормы, ширина — по наибольшему расстоянию между левым и правым бортом.