Кол-во мест
Общее количество мест, предусмотренное в лодке, фактически — максимальное количество взрослых людей, на которое она рассчитана. Как правило, это число соответствует числу мест для сидения.
При выборе по данному показателю стоит учитывать три момента. Во-первых, при максимальном количестве людей в лодке может быть довольно тесно и не очень комфортно. Во-вторых, помимо людей, в такие плавсредства нередко приходится загружать также багаж, который бывает тяжелым и объемным. В-третьих, возможности лодки ограничиваются не только количеством мест, но и грузоподъемностью (см. ниже). Поэтому если на судне планируется перевозить людей крупного телосложения и/или большое количество багажа — лучше всего выбрать модель с запасом по количеству мест.
Что касается конкретного количества, то самые миниатюрные современные лодки имеют
1 или
2 места. Чрезвычайно популярны также модели средних размеров, на
3 или
4 места.
5-местные варианты встречаются сравнительно редко, а самые крупные модели вмещают
6 и более человек.
Грузоподъемность
Максимальный вес груза, на который штатно рассчитана лодка. Груз в данном случае включает как пассажиров и их багаж, так и мотор и различное дополнительное оснащение.
Заявленную в характеристиках грузоподъемность однозначно нельзя превышать: хотя большинство надувных лодок способны оставаться на плаву даже при сильном перегрузе, однако в таких условиях заметно ухудшаются управляемость и устойчивость, усиливается износ и повышается вероятность повреждения дна или баллона. Также отметим, что между грузоподъемностью и количеством мест (см. выше) нет жесткой связи: модели с одним и тем же числом мест могут заметно различаться по допустимой нагрузке. И брать
лодки с большой грузоподъемностью актуально по надобности, ведь это сказывается на плотности материалов, общем весе и цене.
Транец
Тип транца — крепления для установки мотора — установленного на лодке или поставляемого с ней в комплекте.
—
Встроенный. Транец этого типа представляет собой вертикальную доску в кормовой части судна; такая доска располагается между кормовыми выступами баллона и фактически играет еще и роль заднего борта. Встроенные транцы прочны и надежны, они могут использоваться даже для довольно мощных и тяжелых двигателей, а потому моторные и моторно-гребные лодки (см. «Тип») оснащаются исключительно такими креплениями.
—
Навесной. Транец в виде отдельного приспособления, устанавливаемого и снимаемого при необходимости. Транцы этого типа встречаются исключительно в гребных лодках: мотор для такого судна далеко не обязателен, и когда он не используется, крепление тоже можно снять для уменьшения веса. Обычно навесной транец сразу поставляется в комплекте, однако этот нюанс не помешает уточнить перед покупкой.
—
Отсутствует. Полное отсутствие транца встречается исключительно в гребных лодках и байдарках (см. «Тип»). При этом некоторые из таких моделей вообще не предусматривают установки мотора, другие имеют «посадочное место» под транец и его можно докупить при необходимости; эти моменты для каждой модели стоит выяснять отдельно.
Диаметр баллона
Диаметр баллона лодки — надувной оболочки, образующей борта — в полностью накачанном состоянии. Этот параметр влияет в первую очередь на размеры кокпита (см. ниже): при одних и тех же размерах лодки более толстый баллон оставляет меньше места в кокпите. Также с диаметром в некоторой степени связана грузоподъёмность —
крупный баллон обычно вмещает больше воздуха и даёт больше плавучести; однако на практике возможности по перевозке грузов сильно зависят также от характеристик днища и общей крепости конструкции.
Размеры (ДхШ)
Размеры надутой лодки в длину и ширину, по внешним краям (без учёта вёсел, мотора и т.п.). Данный параметр позволяет оценить, сколько место будет занимать судно в рабочем положении. Кроме того, первое значение размеров — длина — указывает и на другие параметры: чем она больше, тем лучше лодка подходит для глиссирования и тем, как правило, больше её вместительность (см. «Кол-во мест»).
Размеры кокпита (ДхШ)
Размеры кокпита — внутреннего пространства лодки, в котором размещаются пассажиры и груз. Чем больше эти размеры — тем просторнее судно, однако и его общие габариты (см. выше) увеличиваются соответственно. Длина кокпита измеряется от носа до кормы, ширина — по наибольшему расстоянию между левым и правым бортом.
Размеры (в сложенном виде)
Размеры лодки в полностью сдутом и свёрнутом состоянии. Чем компактнее сложенная лодка — тем удобнее она будет в хранении и транспортировке; в то же время слишком маленькие, по сравнению с аналогами, размеры могу говорить о небольшой толщине оболочки и относительно низкой надёжности.
Вес
Общий вес лодки с веслами и настилом (если таковой есть в комплектации), но без учета мотора и дополнительного навесного оборудования. Чем легче лодка — тем удобнее ее переносить, однако небольшой вес может сказаться либо на цене, либо на качестве (по сравнению с аналогами). Также вес влияет на скоростные характеристики — более
легкую лодку проще разогнать до высокой скорости при той же мощности мотора; однако не стоит забывать, что эти характеристики также зависят от материала, формы днища и множества других параметров.