Максимальная нагрузка
Наибольший вес, на который рассчитан матрас; в моделях на 2 и более места подразумевается максимальный общий вес всех находящихся на изделии людей.
Превышать ограничение по весу однозначно нельзя: даже если оболочка не лопнет сразу, это может произойти практически в любой момент. А вот запас по нагрузке однозначно не будет лишним — он даст дополнительную гарантию на случай непредвиденных ситуаций. Что касается конкретных значений, то в наиболее «деликатных» современных матрасах допустимый вес
не превышает 150 кг, значения в
151 – 170 кг и
171 – 200 кг можно отнести к средним, а наиболее прочные и надежные изделия способны выдержать и
более 200 кг.
Также отметим, что данный параметр указывается для нормального рабочего давления; при слишком сильной или слишком слабой накачке напряжение, испытываемое оболочкой, может быть выше расчетного даже при нагрузке, не превышающей максимально допустимую.
Кол-во воздушных камер
Количество воздушных камер — отдельных отсеков, наполняемых воздухом — предусмотренное в конструкции матраса.
Наиболее простой вариант в данном случае — один общий отсек на всю оболочку; однако в наше время можно встретить и многокамерные изделия. Чаще всего такая компоновка связана скорее со спецификой производства, нежели с практической полезностью. Например, в кресле-матрасе (см. «Тип») основную оболочку и спинку удобнее сделать в виде двух отдельных камер; надувной плот в форме животного (см. там же) может иметь крылья или плавники в виде отдельных отсеков, и т. п. Однако иногда несколько камер обеспечивают и вполне практические преимущества. Так, в матрасах традиционной конструкции отдельный отсек нередко предусматривается под подголовник (см. «Функции и возможности»); это, помимо прочего, позволяет регулировать степень накачки и жесткость подголовника отдельно, независимо от остальной поверхности изделия. А в тех же надувных плотах, помимо основной оболочки, может предусматриваться надувное днище — оно придает изделию дополнительную жесткость.
Также отметим, что наличие нескольких воздушных камер обеспечивает определенную степень дополнительной безопасности при использовании на воде: в случае повреждения воздух выходит только из поврежденного отсека, и матрас остается на плаву.
Функции и возможности
Дополнительные функции и элементы оснащения, предусмотренные в конструкции матраса. Это могут быть как универсальные особенности, применяемые во всех видах матрасов — например, подголовник или
ручки для переноски — так и специализированные виды дополнительного оснащения, такие как флокированное покрытие,
отверстие для ног,
подстаканник или
веревка по периметру. Вот более подробное описание разных вариантов:
—
Флокированное покрытие (велюр). Особое бархатистое покрытие, нанесенное на поверхность матраса. Является характерной чертой моделей для отдыха (см. «Тип»): благодаря этому покрытию с матраса не соскальзывает простынь, а при желании на таком изделии можно отдыхать и без простыни — бархатистая поверхность достаточно приятна на ощупь и комфортна даже при длительном нахождении на ней. А вот для матрасов, используемых на воде, такое дополнение однозначно будет излишним — тем более что велюр плохо переносит длительное воздействие влаги.
—
Подголовник. Специальное приспособление под голову лежащего на матрасе человека. Конкретная конструкция и назначение подголовника могут быть разными, в зависимости от типа изделия (см. выше) и некоторых других особенностей. Так, в моделях для отдыха он имеет вид утолщения в головной части матраса и предназнач
...ен в основном для того, чтобы дополнить подушку; однако встречается и другой вариант — откидная несъемная подушка, которая также в данном случае считается еще и за подголовник. В матрасах для плавания опора для головы нередко выполняется в виде отдельного отсека и также может использоваться в роли подушки. Помимо прочего, изменяя степень накачки, можно регулировать жесткость такого отсека независимо от основной части изделия; к тому же во многих моделях подголовник соединен с остальной частью матраса гибкой перемычкой и может отклоняться на определенный угол — это позволяет изменять высоту «подушки», подкладывая под нее различные предметы. А в некоторых креслах-матрасах функцию подголовника фактически выполняет спинка (хотя чаще встречается другой вариант — спинка, дополненная четко выраженной дополнительной опорой для головы). В любом случае данная особенность конструкции может обеспечить дополнительный комфорт, однако иногда она может оказаться излишней — например, для тех, кто привык спать на низких подушках, подголовник в матрасе для отдыха может создать неудобства.
— Отверстие для ног. Особенность, встречающаяся исключительно в матрасах «водного» назначения. Такое отверстие позволяет сидящему или лежащему на матрасе человеку опустить ноги в воду; это не только обеспечивает комфорт в жаркую погоду, но и позволяет до определенной степени управлять перемещением надувного «плавсредства».
— Подстаканник. Особая выемка (или несколько выемок), где можно надежно разместить стакан или бутылочку/банку с напитком. Подобное оснащение наиболее популярно в креслах-матрасах, также подстаканниками оснащаются отдельные модели надувных плотов (см. «Тип»). А вот в более традиционных изделиях, рассчитанных на лежачее положение пользователя, данная особенность практически не встречается — прежде всего потому, что пить лежа попросту неудобно.
— Ручки для переноски. Специальные ручки, облегчающие переноску изделия в надутом положении. Встречаются в основном среди кресел-матрасов и надувных плотов (см. «Тип») — остальные виды «водных» матрасов в большинстве своем достаточно удобны в переноске и без ручек, а модели для отдыха предполагается транспортировать в спущенном виде и надувать непосредственно в месте использования.
— Веревка по периметру. Относительно тонкая, но прочная веревка, закрепленная по периметру (окружности) изделия. Встречается исключительно в моделях для воды — в основном среди кресел-матрасов и надувных плотов (см. «Тип»). Веревка в таких случаях выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она позволяет находящемуся в воде человеку надежно держаться за плавучую конструкцию. Во-вторых, такое оснащение дает возможность с легкостью закрепить изделие у берега, борта лодки и т. п. В-третьих, веревка может пригодиться при ловле «убежавшего» матраса — например, если его отнесло от берега ветром.Размеры (ДхШхТ)
Размеры матраса в рабочем (накачанном) положении.
Особенности выбора по данным параметрам зависят от типа изделия (см. выше); при этом наибольшее значение обычно имеет длина. Так, матрас для отдыха в идеале должен быть несколько длиннее роста пользователя (хотя бы на 20 см); так что большинство таких моделей выполняются в длине
180 – 200 см, а то и
больше. Матрасы для купания можно комфортно использовать и при сравнительно небольшой длине — она может быть даже несколько меньше роста пользователя; поэтому такие модели в целом короче. В матрасах-креслах этот размер часто
не превышает 180 см — в расчете на то, что ноги человека вполне могут выступать за пределы такого изделия; а надувные плоты в большинстве своем делаются короткими (хотя и там, и там встречаются исключения).
В свою очередь, ширина связана в первую очередь с количеством мест. Так, ширина
80 – 100 см и
менее подходит лишь для одноместных моделей. Среди изделий, где этот размер составляет
100 – 120 см, встречаются и двухместные решения — однако весьма специфические, а именно кресла-матрасы в форме восьмерки. Ширину в
120 – 140 см могут иметь уже двухместные матрасы классического формата (включая модели для отдыха), однако они подходят в основном для людей худо
...щавого телосложения. Для более крупных пользователей рекомендуются более крупные размеры — 140 – 160 см и более.
Что касается толщины, то это в целом вспомогательный параметр — он крайне редко необходим как для выбора, так для использования. Отметим только, что в креслах-матрасах (см. «Тип») этот размер нередко означает именно толщину основной поверхности, а не размер конструкции в высоту (высота получается заметно большей, так как учитывает наличие спинки, подголовника и/или изгиба основной поверхности. Также стоит сказать, что домашние матрасы большой толщины относят уже в другую категорию товаров — надувная мебель (такие изделия называют надувными кроватями).Вес
Общий вес матраса. Чем легче изделие — тем оно удобнее в переноске; в то же время для снижения веса часто используются более тонкие материалы, чем в аналогичных моделях, что соответствующим образом сказывается как на максимальной нагрузке (см. выше), так и на общей надёжности.