Модель двигателя
Название модели двигателя, установленного в генераторе. Зная это название, можно при необходимости найти подробные данные по двигателю и уточнить, насколько он удовлетворяет вашим требованиям. Кроме того, данные о модели могут понадобиться для некоторых специфических задач, включая обслуживание и ремонт.
Отметим, что современные генераторы нередко оснащаются
фирменными двигателями от именитых производителей: Honda, John Deere, Mitsubishi, Volvo и т. п. Стоят такие двигатели дороже, чем аналогичные агрегаты от малоизвестных брендов, однако это компенсируется более высоким качеством и/или солидными условиями гарантии, а во многих случаях — еще и простотой поиска запчастей и дополнительной документации (вроде руководств по специальному обслуживанию и мелкому ремонту).
Объем двигателя
Рабочий объем двигателя в бензиновом или дизельном генераторе (см. «Топливо»). Теоретически больший объем обычно означает большую мощность, однако на практике все не так однозначно. Во-первых, конкретная мощность сильно зависит от типа топлива, а в бензиновых агрегатах — также от типа ДВС (см. выше). Во-вторых, схожие двигатели одной мощности могут иметь разный объем, и здесь есть практический момент: при той же мощности более объемный мотор потребляет больше топлива, однако сам по себе может стоить дешевле.
Мощность
Рабочая мощность двигателя, установленного в генераторе. Традиционно указывается в лошадиных силах; 1 л.с. приблизительно равна 735 Вт.
От этого показателя напрямую зависит прежде всего номинальная мощность генератора (см. выше): она в принципе не может быть выше мощности двигателя, к тому же часть мощности двигателя уходит на тепло, трение и другие потери. А чем меньше разница между этими мощностями — тем выше КПД генератора и тем он экономичнее. Правда, высокий КПД сказывается на стоимости, однако эта разница может окупиться при регулярном использовании за счет экономии топлива.
Тип запуска
Способ запуска двигателя электрогенератора. Для запуска двигателя внутреннего сгорания (бензинового или дизельного, см. «Топливо») в любом случае необходимо прокрутить вал двигателя; сделать это можно двумя способами:
—
Ручной. При таком способе запуска первоначальный импульс сообщается двигателю вручную — обычно пользователю для этого нужно с силой дёрнуть за тросик, раскручивающий специальный маховик. Наиболее простой по конструкции и дешёвый способ запуска, из дополнительного оборудования требует только собственно тросика с маховиком. С другой стороны, он может потребовать от пользователя приложения значительных мускульных усилий и слабо подходит для высокомощных агрегатов.
—
Электростартер. При таком типе запуска вал двигателя прокручивается при помощи специального электромотора, который и называется стартером; питается стартер от собственного аккумулятора. Подобный вариант запуска силового агрегата генератора является наиболее простым для пользователя и требует приложения минимума усилий. В зависимости от реализации электростартера, обычно достаточно провернуть ключ в замке зажигания, нажать на кнопку, повернуть ручку или прокрутить специальный барабан и т.п. Мощности современных стартеров хватает даже для тяжелых двигателей, где ручной запуск затруднен или невозможен. Также отметим, что электростартер по определению требуется для использования автозапуска ATS (см. «Функции»). С др
...угой стороны, дополнительное оснащение влияет на вес и стоимость агрегата, причем иногда весьма заметно. Поэтому подобные системы запуска используются в основном там, где без них не обойтись — в упомянутой тяжелой технике, а также генераторах с ATS.Расход топлива (50% нагрузка)
Расход топлива бензиновым или дизельным генератором при работе в полсилы, а для комбинированных моделей — при использовании бензина (см. «Топливо»).
Уровень расхода горючего обычно увеличивается с ростом нагрузки. Однако эффективность генератора не всегда линейна — при разной нагрузке расход топлива может изменяться непропорционально. В данном случае приводится примерное количество потребляемого генератором горючего при работе в полсилы (50 % от номинальной мощности). Зная расход топлива и объем бака, как минимум можно оценить, на сколько времени хватит одной заправки.
Индикатор уровня топлива
Указатель, позволяющий следить за остатком топлива в баке генератора. Простейшие подобные
индикаторы срабатывают только при критическом снижении уровня горючего, предупреждая о необходимости дозаправки; более продвинутые постоянно отображают остаток. Однако в любом случае данная функция упрощает слежение за запасом топлива и снижает риск остановки генератора из-за того, что его забыли дозаправить.
Общее кол-во розеток
Общее количество розеток на 230 и/или 400 В, предусмотренное в конструкции генератора.
Это количество соответствует числу устройств, которое можно одновременно подключить к генератору без использования разветвителей, удлинителей и т.п. При этом если речь идет о трехфазной модели (см. «Выходное напряжение») с разными типами розеток — количество тех и других не помешает уточнить отдельно, т. к. в разных моделях набор может быть разным. К примеру, агрегат, для которого заявлено
3 розетки, может иметь 1 трехфазный разъем и 2 однофазных, либо 2 трехфазных и 1 однофазный. Вообще же самые скромные современные генераторы имеют всего
1 розетку, хотя чаще встречаются модели на
2; а в наиболее мощных моделях это число может составлять
4 и выше.
Напомним также, что возможности по подключению различных приборов ограничиваются не только числом розеток, но и номинальной мощностью генератора (подробнее см. выше).
Розетки 230 В
Количество розеток на 230 В, предусмотренное в конструкции генератора, а также тип разъемов, используемых в таких розетках.
Тип разъема в данном случае указывается по максимальному току, который допускается для розетки — например, «2 шт на 16 А». Наиболее популярные варианты для 230-вольтовых розеток —
16 А,
32 А и 63 А. Подчеркнем, что амперы в таком обозначении — это не фактический ток, который может выдать генератор, а собственное ограничение розетки; фактическое же значение силы тока обычно заметно ниже. Проще говоря, если, к примеру, в генераторе есть розетка 32 А — выходной ток на ней не будет достигать 32 А; а конкретное число ампер будет зависеть от номинальной и максимальной мощности агрегата (см. выше). Так, если для нашего примера взять номинальную мощность в 5 кВт и максимальную в 6 кВт, то на розетку в 230 В такой генератор сможет выдать не более 5 кВт / 230 В = 22,7 А штатно и 6 кВт / 230 В = 27,3 А на пике. А если мощность приходится делить между несколькими розетками, то она, соответственно, будет еще меньше.
Что касается конкретных типов разъемов, то чем выше допустимый для розетки ток — тем выше требования к ее надежности и качеству защиты. В свете этого, как правило, в розетки большей мощности можно подключать штепсели меньшей мощности (напрямую или через переходник), но не наоборот. А если розеток несколько — по их типу можно с определенной достоверностью оценить расп
...ределение между ними всей мощности генератора: между двумя одинаковыми разъемами такая мощность обычно разделяется поровну, а на розетку под большее число ампер и мощности выделяется больше. Впрочем, конкретные подробности по этому поводу стоит в каждом случае уточнять отдельно; также стоит учитывать розетки на 400 В, при их наличии (см. ниже).Выход 12 В
Наличие в генераторе
выхода с постоянным током и напряжением 12 В. Основное назначение этого выхода — зарядка автомобильных аккумуляторов, а также питание приборов, изначально предназначенных для авто (напомним, 12 В — стандартное напряжение бортовых сетей в легковых автомобилях).
В генераторах встречаются следующие разновидности 12-вольтовых выходов:
— Клеммы. Клеммы используются для присоединения проводов напрямую, без использования каких-либо штекеров. Такое подключение является наиболее надежным.
— Розетка. Розеточное гнездо под вилку с двумя плоскими штырями, предназначенное для подключения 12-вольтовых потребителей. Отверстия в розетках бывают разной компоновки, на что необходимо обращать внимание.
— Прикуриватель. Так званая «автомобильная розетка», которая во многих машинах совмещается с гнездом прикуривателя (отсюда и название). Такие разъемы применяются для питания различных автомобильных приборов и аксессуаров.