Номинальная мощность
Номинальная мощность генератора — наибольшая мощность питания, которую агрегат способен без проблем выдавать в течение неограниченного времени. В наиболее «слабых» моделях данный показатель составляет
менее 1 кВт, в наиболее мощных —
50 – 100 кВт и даже
более; а генераторы с возможностями сварки (см. ниже) обычно имеют номинальную мощность от
1 – 2 кВт до
8 – 10 кВт.
Главное правило выбора в данном случае таково: номинальная мощность должна быть не ниже суммарной потребляемой мощности всей подключенной нагрузки. В противном случае генератор попросту не сможет выдать достаточное количество энергии, либо же будет работать с перегрузками. Однако для определения минимальной необходимой мощности генератора недостаточно просто сложить число ватт, указанное в характеристиках каждого подключенного устройства — методика расчета несколько сложнее. Во-первых, нужно учитывать, что в ваттах обычно указывается лишь активная мощность различной техники; помимо этого, многие электроприборы переменного тока потребляют реактивную мощность («бесполезную» мощность, расходуемую катушками и конденсаторами при работе с таким током). А фактическая нагрузка на генератор зависит именно от полной мощности (активная плюс реактивная), обозначаемой в вольт-амперах. Для ее расчета существуют специальные коэффициенты и формулы.
<
...br>
Второй нюанс связан с питанием устройств, в которых пусковой ток (и, соответственно, потребляемая мощность в момент включения) значительно выше номинального — в основном это приборы с электродвигателями вроде пылесосов, холодильников, кондиционеров, электроинструмента и т. п. Определить пусковую мощность можно, умножив штатную мощность на так называемый пусковой коэффициент. Для техники одного типа он более-менее одинаков — например, 1,2 – 1,3 для большинства электроинструментов, 2 для микроволновки, 3,5 для кондиционера и т. п.; более подробные данные есть в специальных источниках. Пусковые характеристики нагрузки необходимы прежде всего для оценки требуемой максимальной мощности генератора (см. ниже) — однако эта мощность приводится в характеристиках далеко не всегда, нередко производитель указывает только номинальную мощность агрегата. В таких случаях при подсчетах для техники с пусковым коэффициентом более 1 стоит использовать именно пусковую, а не номинальную мощность.
Также отметим, что при наличии нескольких розеток конкретное разделение общей мощности по ним может быть разным. Этот момент стоит уточнять отдельно — в частности, по конкретным типам розеток (подробнее см. «Розеток 230 В», «Розеток 400 В»).Максимальная мощность
Максимальная мощность питания, которую способен обеспечить генератор.
Эта мощность несколько выше номинальной (см. выше), однако режим максимальной производительности может поддерживаться только в течение очень короткого времени — иначе возникает перегрузка. Поэтому практический смысл данной характеристики заключается в основном в том, чтобы описать эффективность генератора при работе с повышенными пусковыми токами.
Напомним, некоторые виды электроприборов в момент пуска потребляют в разы больший ток (и, соответственно, мощность), чем в штатном режиме; это характерно в основном для устройств с электродвигателями, таких как электроинструменты, холодильники и т. п. Однако повышенная мощность для такой техники нужна лишь кратковременно, нормальный режим работы восстанавливается буквально за несколько секунд. А оценить пусковые характеристики можно, умножив номинальную мощность на так называемый пусковой коэффициент. Для техники одного типа он более-менее одинаков (1,2 – 1,3 для большинства электроинструментов, 2 для микроволновки, 3,5 для кондиционера и т. п.); более подробные данные есть в специальных источниках.
В идеале максимальная мощность генератора должна быть не ниже, чем общая пиковая мощность подключенной нагрузки — то есть пусковая мощность оборудования с пусковым коэффициентом выше 1 плюс номинальная мощность всей остальной техники. Это максимально снизит вероятность перегрузок.
Альтернатор
Тип альтернатора, предусмотренного в агрегате.
Альтернатор представляет собой часть генератора, непосредственно отвечающую за выработку электричества. Такая система работает по принципу движения проводов (катушек) в магнитном поле, за счет чего и возникает электрический ток. Однако особенности работы альтернатора могут быть разными, на основании чего их и делят на виды:
асинхронные,
синхронные,
инверторные и
дуплексы. Вот основные особенности каждого варианта:
— Асинхронный. Простейший вариант альтернатора. Ротор (вращающаяся часть) в таких моделях при вращении несколько опережает движение магнитного поля, создаваемого статором (неподвижной частью) — отсюда и название. Практическими достоинствами асинхронных альтернаторов являются простота, невысокая стоимость, хорошая защищенность от внешних воздействий и нечувствительность к коротким замыканиям и длительным перегрузкам. Последнее делает их оптимальным выбором для питания сварочных аппаратов. В целом же асинхронные генераторы рассчитаны в основном на активную нагрузку: приборы освещения, компьютеры, электронагреватели и т. п. Для реактивной нагрузки (с катушками и конденсаторами) лучше применять синхронные агрегаты (см. ниже). Также стоит отметить, что в асинхронном альтернаторе напряжение и частота выходного тока напрямую зависят от скорости вращения; поэтому такие приборы о
...собо требовательны к стабильности работы приводного двигателя.
— Синхронный. В альтернаторах этого типа вращение ротора и магнитного поля статора совпадают (в отличие от асинхронных моделей). Синхронные генераторы несколько сложнее по конструкции и дороже, они более чувствительны к коротким замыканиям и длительным перегрузкам. С другой стороны, такой агрегат отлично справляется как с активной, так и с реактивной нагрузкой: в течение короткого времени он способен выдавать ток, в разы превышающий номинальный, обеспечивая таким образом необходимую силу пускового тока для реактивной нагрузки. Кроме того, конструкция синхронных генераторов включает блок автоматической регулировки, выдающий на выход стабильное напряжение и способный до определенной степени компенсировать колебания оборотов приводного двигателя. Впрочем, по стабильности напряжения синхронные модели все же уступают инверторным (см. ниже).
— Инверторный. Синхронный генератор (см. выше), оснащенный дополнительным электронным блоком — инвертором. Этот блок обеспечивает двойное преобразование тока: из переменного в постоянный и затем опять в переменный. Стоят подобные устройства недешево, однако при этом они имеют целый ряд преимуществ. Во-первых, на выходе получается очень стабильный ток, практически без каких-либо скачков и флюктуаций. Во-вторых, генератор способен регулировать работу двигателя в зависимости от нагрузки: к примеру, если нагрузка составляет половину от выходной мощности, то и текущая мощность двигателя снижается вдвое; это дает значительную экономию топлива. В-третьих, инверторные модели получаются более легкими и компактными, чем традиционные генераторы, да и шумят они меньше. Именно такой генератор считается оптимальным выбором для нагрузки, чувствительной к качеству тока — такой, как аудиотехника или телевизор. В то же время агрегаты этого типа имеют сравнительно невысокую мощность и не рассчитаны на длительную работу либо высокие пусковые нагрузки, а потому используются они только как резервные источники питания для сравнительно маломощных систем энергоснабжения. Кроме того, при выборе инверторного генератора стоит уточнить форму выходного сигнала: далеко не все модели дают идеальную синусоиду — есть и агрегаты с трапециевидным импульсом, не подходящие для деликатной техники.
— Duplex. Тип альтернаторов, разработанный компанией Endress и применяющийся в основном в генераторах этого бренда (хотя встречаются устройства и от других производителей). По заявлению создателей, такой альтернатор сочетает в себе преимущества синхронных и асинхронных моделей. Так, с одной стороны, он способен переносить высокие пусковые токи без ущерба для питания остальных потребителей, а в конструкции обычно имеется авторегулятор напряжения на выходе; с другой — большинство таких генераторов можно применять и для питания сварочных аппаратов, а число высокочастотных гармоник на выходе у них получается очень низким. К недостаткам «дуплексов», помимо высокой стоимости, можно отнести необходимость настройки под конкретный набор подключаемых устройств.Обмотка альтернатора
—
Медная. Медная обмотка характерна для генераторов продвинутого класса. Медный альтернатор отличается высокой проводимостью и слабым сопротивлением. Проводимость меди в 1,7 раза превышает проводимость алюминия, такая обмотка меньше греется, а соединения из этого металла стойко переносят температурные перепады и вибрационные нагрузки. Среди недостатков медной обмотки можно отметить разве что высокую стоимость альтернатора. В остальном же генераторы с медной обмоткой характеризуются высокой надежностью и долговечностью.
— Алюминиевая. Алюминиевая обмотка альтернатора характерна для генераторов бюджетного класса. Главными преимуществами алюминия являются легкий вес и невысокая цена, в остальном же такая обмотка, как правило, уступает медным аналогам. На поверхности алюминия создается оксидная пленка, она появляется везде, даже в местах контактной пайки. Оксидная пленка подначивает контакты и не дает внешней защитной оплетке надежно удерживать алюминиевые жилы.
Тип ДВС
Тип двигателя внутреннего сгорания, установленного в генераторе. Отметим, что дизели (см. «Топливо») в современных генераторах делаются только 4-тактными, так что разные типы ДВС встречаются только среди бензиновых моделей. Эту разницу и рассмотрим:
—
2-тактный. Главными достоинствами таких двигателей являются простота, низкая стоимость и более высокая мощность на единицу объема, чем в четырехтактных. С другой стороны, они сильнее шумят, потребляют больше топлива, а заливать в двухтактный двигатель нужно смесь бензина и масла в строго определенной пропорции, что усложняет процедуру заправки.
—
4-тактный. Такие двигатели менее шумны и более экономичны, чем двухтактные; кроме того, масло в них заливается отдельно от бензина, и нет риска не рассчитать пропорции для заправки. Их основными недостатками являются более высокая стоимость и меньшая мощность при том же объеме.
Модель двигателя
Название модели двигателя, установленного в генераторе. Зная это название, можно при необходимости найти подробные данные по двигателю и уточнить, насколько он удовлетворяет вашим требованиям. Кроме того, данные о модели могут понадобиться для некоторых специфических задач, включая обслуживание и ремонт.
Отметим, что современные генераторы нередко оснащаются
фирменными двигателями от именитых производителей: Honda, John Deere, Mitsubishi, Volvo и т. п. Стоят такие двигатели дороже, чем аналогичные агрегаты от малоизвестных брендов, однако это компенсируется более высоким качеством и/или солидными условиями гарантии, а во многих случаях — еще и простотой поиска запчастей и дополнительной документации (вроде руководств по специальному обслуживанию и мелкому ремонту).
Объем двигателя
Рабочий объем двигателя в бензиновом или дизельном генераторе (см. «Топливо»). Теоретически больший объем обычно означает большую мощность, однако на практике все не так однозначно. Во-первых, конкретная мощность сильно зависит от типа топлива, а в бензиновых агрегатах — также от типа ДВС (см. выше). Во-вторых, схожие двигатели одной мощности могут иметь разный объем, и здесь есть практический момент: при той же мощности более объемный мотор потребляет больше топлива, однако сам по себе может стоить дешевле.
Мощность
Рабочая мощность двигателя, установленного в генераторе. Традиционно указывается в лошадиных силах; 1 л.с. приблизительно равна 735 Вт.
От этого показателя напрямую зависит прежде всего номинальная мощность генератора (см. выше): она в принципе не может быть выше мощности двигателя, к тому же часть мощности двигателя уходит на тепло, трение и другие потери. А чем меньше разница между этими мощностями — тем выше КПД генератора и тем он экономичнее. Правда, высокий КПД сказывается на стоимости, однако эта разница может окупиться при регулярном использовании за счет экономии топлива.
Расход топлива (50% нагрузка)
Расход топлива бензиновым или дизельным генератором при работе в полсилы, а для комбинированных моделей — при использовании бензина (см. «Топливо»).
Уровень расхода горючего обычно увеличивается с ростом нагрузки. Однако эффективность генератора не всегда линейна — при разной нагрузке расход топлива может изменяться непропорционально. В данном случае приводится примерное количество потребляемого генератором горючего при работе в полсилы (50 % от номинальной мощности). Зная расход топлива и объем бака, как минимум можно оценить, на сколько времени хватит одной заправки.