Принцип работы
Принцип работы автохолодильника, иными словами — способ охлаждения, применяемый в нём.
—
Термоэлектрический (Пельтье). Охлаждение с использованием термоэлектрических пластин, т. н. «элементов Пельтье». При пропускании тока через такой преобразователь одна сторона пластины охлаждается, а вторая — нагревается. Благодаря этому в автохолодильниках данного типа можно реализовать не только охлаждение, но и нагрев (см. «Режимы работы»). По сравнению с компрессорными холодильниками термоэлектрические системы значительно проще, надежнее, компактнее и дешевле. С другой стороны, при более высоком энергопотреблении они имеют меньшую производительность. Да и эффективность элементов Пельтье не очень высока — в частности, они охлаждают не до определенной температуры, а на определенное количество градусов относительно окружающей температуры (обычно на 10 – 15 °С).
—
Абсорбционный. Абсорбционные холодильники известны как устройства, способные работать не только от электричества, но и от газового баллона. Принцип их работы основан на поглощении аммиака водой и подогреве водно-аммиачного раствора нагревателем; нагреватель может быть как электрическим, так и газовым. Соответственно, одно из главных достоинств подобных моделей — независимость от электричества. Это бывает особенно актуально при использовании на природе, тем более что расход газа получается очень невысоким — к примеру,
...баллона на 5 л может хватить почти на 10 суток непрерывной работы. При этом по скорости и общей эффективности охлаждения такие модели заметно превосходят термоэлектрические, хотя и уступают компрессорным. С другой стороны, конструкция абсорбционного автохолодильника довольно проста, а уровень шума — невысок. Объём же подобных агрегатов может быть довольно внушительным — до 100 л и более.
— Компрессорный. Подобные модели используют тот же принцип работы, что и обычные домашние холодильники. Компрессор «гоняет» хладагент по контуру охлаждения между испарителем и конденсатором; охлаждение происходит за счёт испарения хладагента, затем лишнее тепло сбрасывается наружу через теплообменник конденсатора. Данный принцип работы считается наиболее эффективным: компрессорные автохолодильники очень быстро набирают рабочую температуру и отлично охлаждают содержимое, в них вполне можно предусмотреть и заморозку, а объём такого агрегата может быть практически любым. С другой стороны, компрессорные системы довольно сложны и дороги, плохо переносят удары и тряску, к тому же требуют постоянного энергоснабжения, что может создавать неудобства при длительных выездах на природу.Объем
Объём рабочей камеры автохолодильника. Чем больше объём — тем больше продуктов можно загрузить в агрегат за один раз. При выборе по этому параметру имеет смысл подбирать модель с запасом, т.к. слишком плотно загружать продукты не рекомендуется — это отрицательно сказывается на качестве работы устройства. С другой стороны, стоит учитывать, что объёмный контейнер и габариты будет иметь соответствующие.
Режим работы
—
Охлаждение. Режим работы, при котором помещённые внутрь продукты охлаждаются до температуры чуть выше нуля (минимальный порог — обычно около 4 °C). Присутствует во всех автохолодильниках по определению.
—
Заморозка. Режим работы, предназначенный для охлаждения помещённых в рабочую камеру продуктов до температуры ниже нуля (в некоторых моделях вплоть до -18°C). В некоторых моделях может применяться также для производства льда в специальных отсеках.
—
Обогрев. Режим работы по нагреву продуктов, особенно полезен в холодное время года. Многие модели с этой функцией имеют довольно неплохие характеристики нагрева, позволяющие разогревать в них пищу до горячего состояния. Также этот режим хорошо подходит для сохранения продуктов горячими. Однако автохолодильники с функцией обогрева стоят, как правило, довольно дорого.
Максимальный нагрев на
Показатель того, на сколько градусов холодильник способен нагреть помещённый в него продукт относительно температуры окружающей среды (при наличии функции обогрева). Допустим, продукт при температуре +15 °C помещается в холодильник с максимальным нагревом на 60 °C; таким образом, температура продукта по окончанию нагрева будет составлять 75 °C, чего более чем достаточно для восприятия пищи как тёплой и её комфортного употребления.
Минимальная температура охлаждения
Минимальная температура, до которой холодильник способен охладить помещённый в него продукт при работе в режиме охлаждения. Стоит учитывать, что минимальная температура охлаждения не всегда достижима на практике: фактическая температура охлаждения зависит от температуры окружающей среды и от способности холодильника по максимальному охлаждению (подробнее формулу расчёта см. в п. «Максимальное охлаждение на (°C)»). Впрочем, это касается только холодильников, не оснащённых компрессорами (см. Компрессор);
компрессорные модели способны достичь минимальной температуры охлаждения независимо от внешних условий.
Мощность в режиме охлаждения
Мощность, потребляемая холодильником при работе в режиме охлаждения. Чем больше эта мощность — тем, как правило, более производителен холодильник и меньше время, затрачиваемое им на охлаждение продукта. С другой стороны, стоит учитывать, что большая мощность означает и большее энергопотребление — что может быть критично, например, при длительной работе от автомобильного аккумулятора (т.е. при выключенном двигателе авто).
Мощность в режиме нагрева
Мощность, потребляемая холодильником при работе в режиме нагрева. Как и в случае с охлаждением, большая мощность обычно означает большую производительность; детальнее см. «Мощность в режиме охлаждения».
Функции
—
USB для зарядки гаджетов. Стандартный разъем USB, от которого можно зарядить смартфон или другой гаджет. Отметим, что данная функция работает только в том случае, если холодильник подключен к электросети — собственных аккумуляторов в автохолодильниках не предусматривается, и без внешнего источника питания энергия на порт USB поступать не будет.
—
Управление со смартфона. Возможность управлять агрегатом со смартфона или другого гаджета, обычно через специальное приложение. Сам гаджет при этом подключается напрямую беспроводным способом, по Wi-Fi или Bluetooth. Данная функция дает целый ряд удобств. Во-первых, она позволяет контролировать работу холодильника на расстоянии. Во-вторых, приложение на смартфоне нередко оказывается более удобным и наглядным, чем собственная панель управления агрегата. В-третьих, на гаджет могут поступать различные уведомления от холодильника: выставленные настройки, текущее состояние, уведомления о неполадках и т. п. В то же время управление со смартфона обходится недешево, из-за чего встречается довольно редко, в основном в довольно продвинутых моделях.
—
Встроенный вентилятор. Наличие вентилятора в рабочей камере холодильника. За счет этой функции обеспечивается улучшенная циркуляция воздуха внутри камеры, что способствует более качественному и равномерному охлаждению загруженных продуктов.
—
Защита аккумулятора от разряда. Автохолодильник с данной функцией при работе от автомобильного аккумулятора (при выключенном двигателе) постоянно следит за состоянием батареи. Если заряд понижается до критического уровня — агрегат «принимает меры»: отключается автоматически либо подает сигнал о необходимости отключения. Это позволяет избежать полной разрядки аккумулятора и неприятных ситуаций вроде необходимости запускать двигатель «с толкача».
—
Внутренняя подсветка. Наличие внутренней подсветки в рабочей камере холодильника. Это облегчает пользование им в условиях недостаточной освещенности — даже при полной темноте снаружи содержимое камеры легко можно будет разглядеть.
—
Съемная крышка. Возможность снять крышку холодильника с основного контейнера. Смысл и особенности данной функции могут быть разными. Так, в одних моделях крышка снимается лишь для того, чтобы удобнее было добираться до содержимого и чтобы рабочую камеру проще было мыть/чистить. В других может предусматриваться возможность выбрать сторону, в которую крышка будет откидываться. А некоторые агрегаты с данной функцией комплектуются сразу двумя крышками: одна имеет шнур питания и охладитель, при ее установке устройство функционирует как холодильник, вторая представляет собой простейшую теплоизолирующую крышку, превращающую автохолодильник в термос.
—
Ремешок для переноса (на плече). Специальный ремешок, позволяющий переносить устройство на манер наплечной сумки. Собственно, чаще всего этой функцией оснащаются именно модели-сумки (см. «Тип»). В любом случае такой ремешок значительно упрощает транспортировку: носить довольно увесистый холодильник на плече удобнее, кроме того, руки при этом остаются свободными. Существуют даже модели, которые можно переносить подобно обычным рюкзакам.
—
Колеса для транспортировки. Возможность перевозить автохолодильники на манер тележки — это бывает значительно удобнее, чем нести в руках или на плече, особенно при больших объемах и соответствующем весе модели.
Напряжение питания
Напряжение питания, на которое рассчитан автохолодильник. Существует несколько стандартных вариантов:
—
12 В. Стандартное напряжение бортовой сети легковых автомобилей, а также многих микроавтобусов и легких грузовиков. Поддерживается большинством современных автохолодильников.
—
24 В. Стандартное напряжение бортовой сети автобусов, тяжелых фур и другой крупной техники; также встречается в некоторых внедорожниках. Автохолодильники «только под 24 В» практически не выпускаются, как правило, такая возможность предусматривается в дополнение к 12 В.
—
230 В. Питание от стандартной бытовой розетки. Обычно является запасным вариантом, на случай, если холодильник нужно на некоторое время включить вне машины — например, предварительно охладить перед поездкой. Кроме того, агрегаты с таким питанием можно использовать как импровизированную замену стационарному холодильнику — например, при выезде на дачу, где нет постоянного холодильника.