Наличие модуля мобильной связи
GSM в конструкции сигнализации.
Подобное оснащение даёт сигнализации возможность отправлять уведомления и различные данные (например, о местонахождении машины) на мобильный телефон пользователя и получать команды с этого телефона через сеть сотовой связи. Модули GSM по определению обеспечивают двустороннюю связь, однако они могут встречаться как в «чисто двусторонних», так и в
безбрелковых сигнализациях (см. «Тип связи»). Главным преимуществом GSM перед прямой связью по радиоканалу (через брелок) является практически неограниченный радиус действия: машина может находиться хоть на противоположной стороне земного шара, главное, чтобы она пребывала в зоне покрытия GSM. Кроме того, подобный сигнал не поддаётся сканированию. С другой стороны, пользование мобильной связью связано с дополнительными затратами — оплатой услуг по передаче данных, а при исчерпании средств на счету данная функция может стать бесполезной. Кроме того, в непосредственной близости к авто брелок или другое приспособление с прямой связью удобнее мобильного телефона: прохождение команд через сотовую сеть занимает определённое время, тогда как на брелок сигнализация реагирует мгновенно. Поэтому данная функция используется преимущественно как вспомогательная, дополняющая основное средство управления (брелок, метку и т.п.).
Способ работы через сети GSM может быть разным:
...одни модели сигнализаций используют голосовую связь (обычно с управлением тоновыми сигналами с кнопок телефона), другие работают через специальные мобильные приложения. Первый вариант менее удобен, зато весьма универсален: он позволяет работать с любого мобильного аппарата, даже самого простого. Второй способ обеспечивает больше дополнительных возможностей, но требует наличия смартфона с подходящей операционной системой.Комплект поставки включает помимо основного блока сигнализации может включать и дополнительные элементы, в числе которых встречаются
CAN-шина,
LIN-шина,
блок блокировки,
иммобилайзер,
концевой выключатель,
датчик объема,
датчик температуры салона,
датчик наклона,
датчик перемещения,
реле открытия багажника,
сирена. Детальней о них:
— CAN-шина. Возможность подключать сигнализацию к автомобильной электронной шине CAN. Такой шиной оснащаются многие современные модели автомобилей (и их количество постоянно увеличивается); она позволяет получать с собственных встроенных датчиков автомобиля информацию о состоянии различных его частей, начиная от открытия дверей и багажника и заканчивая положением ручки КПП и показаниями спидометра и тахометра. На сегодняшний день подключение автосигнализации к шине CAN является самым удобным вариантом, т.к. не требует вмешательства в штатную проводку автомобиля и значительно упрощает процесс. Отметим, что сам модуль может быть как встроенным (в таких случаях подключение по CAN является штатным), так и внешним. При полном же отсутствии модуля CAN в комплекте его, как правило, можно д
...окупить отдельно, однако это сложнее и хлопотнее, чем сразу обзавестись CAN-совместимой сигнализацией.
— LIN-шина. Сигнализацию можно подключать к LIN-шине автомобиля. Интеграция с машинным интерфейсом LIN позволяет системе безопасности управлять и взаимодействовать с некоторыми из штатных функциональных систем авто. Это может быть система предварительного прогрева двигателя, система климатического контроля и пр. Интерфейс LIN (Local Interconnect Network) объединяет в себе периферийные и второстепенные функциональные системы автомобиля, но при этом через нельзя управлять работой двигателя или трансмиссии. Управление главными системами авто происходит по интерфейсу CAN (Controller Area Network).
— Блок блокировки. Наличие блока блокировки двигателя в комплекте поставки сигнализации. Подобный модуль при срабатывании блокирует двигатель или другой элемент автомобиля (например, стартер), не позволяя злоумышленнику уехать на машине. Срабатывание может происходить по включению тревоги или по нажатию кнопки «Anti-Hi-Jack» (см. «Охрана и защита»). Существует две основных разновидности блока блокировки — с нормально замкнутыми контактами (НЗ) и нормально разомкнутыми (НР). В первом случае реле блокировки в нормальном состоянии обесточено, а при срабатывании сигнализации — оказывается под напряжением и размыкает цепь. Этот вариант удобен тем, что при поломке сигнализации машина не окажется заблокированной, но надёжность НЗ с точки зрения безопасности несколько ниже, чем у НР. В свою очередь блокиратор с нормально разомкнутыми контактами включается в том случае, если пропадает напряжение на управляющем реле. Отключить такую систему несколько сложнее (особенно если управление осуществляется по шине CAN), однако при сбое в электронике авто или сигнализации машина остаётся неподвижной. В некоторых сигнализациях предусматриваются универсальные блоки блокировки, позволяющие владельцу выбрать формат работы — НР или НЗ — по своему усмотрению.
— Иммобилайзер. Иммобилайзерами называют электронные устройства, предназначенные для препятствования движению автомобиля в случае незаконного проникновения в него. Иммобилайзеры могут иметь разную конструкцию и область воздействия: к примеру, одни размыкают цепь стартера или зажигания, другие отключают контроллер впрыска топлива, третьи отправляют управляющий сигнал по шине CAN (см. CAN-модуль), переводя всю систему в «нерабочее» состояние. Отключение иммобилайзера может осуществляться водителем при помощи ключа, метки, секретной кнопки, кода и т.п. Подобные приборы, по сути, подстраховывают основную сигнализацию на случай её сбоя или взлома: даже если злоумышленник сумеет проникнуть в машину, похитить транспортное средство он не сумеет. В этом и заключается отличие иммобилайзеров от описанных выше систем блокировки — они могут работать даже тогда, когда сигнализация «молчит». Отметим, что иммобилайзеры отличаются высокой степенью скрытности. Так, хорошо установленный модуль тщательно спрятан от посторонних глаз, его срабатывание часто маскируется под неисправность (например, имитируется севший аккумулятор), а некоторые модели срабатывают не сразу, а через некоторое время после начала движения. Последнее повышает вероятность, что злоумышленник окажется в заглохшей машине на открытом месте и скроется, не пытаясь довести угон до конца. Иммобилайзеры устанавливаются во многие машины как штатное оборудование, прямо на заводе, однако степень безопасности такого оборудования невысока, и многие автолюбители предпочитают дополнять его нештатными приспособлениями. Разумеется, при отсутствии иммобилайзера его можно докупить отдельно, однако это более хлопотно, чем покупка готового комплекта.
— Антенный модуль. Наличие в комплекте поставки сигнализации отдельного блока, вмещающего активную антенну. Такой блок значительно усиливает дальность действия передатчика, позволяя получать уведомления от двусторонней сигнализации (см. «Тип связи») на расстоянии 1 км и даже более. Также на антенном модуле часто устанавливают кнопку или датчик вызова водителя (см. «Функции»).
— Концевой выключатель. Наличие концевого выключателя (одного или нескольких) в комплекте поставки автосигнализации. Наиболее популярное применение концевых выключателей — в роли датчиков, отслеживающих открытие дверей, багажника, капота, крышки бензобака и т.п.: в закрытом положении дверь или крышка прижимает выключатель, а открываясь — освобождает его, на что и реагирует сигнализация. Отметим, что многие современные авто оснащаются собственными концевыми выключателями — к примеру, в дверях; штатно они отвечают за включение освещения в салоне, но также к таким выключателям могут подключаться и сигнализации. В то же время, во-первых, злоумышленники обычно знают расположение штатных «концевиков» и могут без особых проблем их заблокировать, во-вторых, есть модели авто и без подобных выключателей. Имея же отдельные концевые выключатели, можно установить их по своему усмотрению, в т.ч. в нестандартных и максимально неожиданных для угонщика местах.
— Датчик объема. Наличие датчика объёма в комплекте поставки автосигнализации. Подобный датчик работает по принципу эхолокатора: он периодически подаёт ультразвуковой сигнал и анализирует его отражение, «наблюдая» таким образом за предметами в салоне, а при изменении обстановки — подаёт сигнал тревоги. Таким способом обеспечивается защита от «тихого» проникновения в авто — например, с вырезанием стекла, на которое не реагируют датчики удара и концевые выключатели: датчик объёма обнаружит злоумышленника, не замеченного другими системами. Встречаются и внешние датчики, следящие за обстановкой вокруг авто; при срабатывании они не включают основную тревогу, а подают относительно тихий сигнал, рассчитанный в основном на предупреждение подошедшего близко человека о том, что машина стоит на сигнализации. Возможность подключения таких сенсоров имеется во многих современных автосигнализациях, однако в комплекте поставки датчики присутствуют довольно редко. Так что если Вы хотите сразу получить систему с такой функцией, не докупая дополнительного оборудования — стоит выбирать среди моделей, изначально поставляемых с датчиками объёма.
— Датчик температуры в салоне. Наличие датчика, отслеживающего температуру в салоне, в комплекте поставки сигнализации. Эта функция обеспечивает дополнительное информирование водителя, позволяя ему оценить условия в салоне прямо с брелока сигнализации, не открывая авто и не подходя к нему, и при необходимости принять меры — например, выйти из дома на несколько минут раньше, чтобы прогреть салон для комфортной поездки. Кроме того, температурный датчик может также служить и для предупреждений о вторжении: например, в холодную погоду открытие дверей или окон приводит к резкому понижению температуры в салоне, что можно заметить даже в том случае, если злоумышленники смогли вскрыть авто без включения сигнала тревоги.
— Датчик наклона. Как это понятно из самого названия, датчик наклона фиксирует изменения в наклоне кузова автомобиля. Таким образом, к примеру, система «заботится» о том, чтобы с авто не сняли колеса. Ведь чтобы это сделать, нужно немного приподнять кузов. Если автомобильный вор решится на такое, то датчик наклона мгновенно выявит манипуляции с кузовом и тут же поднимет тревогу. Датчик наклона является одним из главных сенсоров во многих охранных системах для автомобилей и мотоциклов. Такой датчик можно встретить как в бюджетных автосигнализациях, так и системах безопасности премиум-класса.
— Датчик перемещения фиксирует любую подвижность авто: машина едет самостоятельно, ее перемещают погрузчиком или на буксире, она сместиться от удара или откатиться из-за слабого ручного тормоза и пр. Зафиксировав факт подвижности автомобиля датчик активирует сигнализацию. Часто используется в паре с датчиком наклона.
— Реле открытия багажника. Наличие реле открытия багажника в комплекте поставки автосигнализации. Если в авто установлен электрический привод багажника, его можно подключить к этому реле и управлять открытием/закрытием багажника через брелок сигнализации — это значительно удобнее, чем всякий раз нажимать на кнопку в салоне.
— Реле с колодкой. Наличие реле с колодкой в комплекте поставки автосигнализации. Данное реле используется для подключения к сигнализации дополнительного внешнего оснащения — например, концевого выключателя под крышкой бензобака; колодка же служит для крепления реле к корпусу авто.
— Сирена. Наличие сирены в комплекте поставки автосигнализации. Сирена в данном случае — это блок звукового оповещения, обеспечивающий за подачу характерных звуковых сигналов. Отметим, что такой блок далеко не всегда включается в комплект поставки, а при его отсутствии приходится либо докупать сирену отдельно, либо подключать сигнализацию к клаксону. Так что если Вы хотите сразу купить сигнализацию с собственным звуковым сигналом — стоит уточнить комплектацию выбранной модели.