Микрофон
—
Вокальный (для караоке). В соответствии с названием подобные модели предназначены в первую очередь для передачи человеческого голоса — во время пения, художественного чтения и т.п., когда важна не только разборчивость речи, но и оттенки интонаций. Именно такие микрофоны можно увидеть на сцене во время концертов и других подобных мероприятий, в оборудовании для караоке и т.п. Также в данную категорию включены модели, допускающие применение ещё и в роли инструментальных (см. ниже).
—
Петличный. Название этого типа микрофонов обусловлено традиционным способом крепления — на воротник, туда, где обычно находится петлица; для них характерны миниатюрные размеры и наличие клипсы для удержания на одежде. Подобные устройства известны в первую очередь как оборудование для телевизионных передач — они используются участниками телепрограмм, дабы те могли говорить, не занимая руки более крупными микрофонами. А некоторые устройства данного типа фактически представляют собой «заготовку для гарнитуры», которая превращается в полноценную гарнитуру при подключении наушников.
—
Для компьютера. Микрофоны, предназначенные для использования с полноразмерными ПК. Такие микрофоны обычно имеют капсюль на длинной ножке, иногда гибкой (см. ниже) и подставку для размещения на поверхности стола. Их основным назначением является голосовая связь с использованием компьютера, где наиб
...олее важна не столько точность передачи деталей, а скорость передачи данных и их небольшие объёмы — поэтому качество звука, как правило, получается относительно невысоким.
— Для ноутбука. Как и описанные выше микрофоны для ПК, «ноутбучные» модели рассчитаны в основном на голосовое общение и имеют довольно скромные характеристики. Их ключевым отличием является направленность на использование с портативными устройствами, что выражено в первую очередь в компактных размерах. Кроме того, для многих подобных микрофонов порт подключения одновременно играет роль крепления для размещения на корпусе ноутбука.
— Инструментальный. Микрофоны, предназначенные для подзвучивания музыкальных инструментов — например, саксофонов, акустических гитар (не оснащённых звукоснимателями), перкуссионных установок и т.п. Стоит учитывать, что несмотря на внешнее сходство некоторых моделей с описанными выше вокальными, «чисто инструментальные» микрофоны для обработки голоса подходят слабо, использовать их для этой цели не рекомендуется.
— Студийный. Микрофоны, предназначенные для применения в студиях звукозаписи. Как правило, рассчитаны на запись вокала. Отличаются высоким качеством передачи звука и соответствующей стоимостью.
— Головной. Микрофоны, предназначенные для ношения на голове — наподобие гарнитур (только в данном случае в конструкции отсутствует наушник). Имеют миниатюрные размеры и по специфике применения аналогичны петличным (см. выше), однако располагаются ближе ко рту и не зависят от одежды говорящего. Это позволяет применять подобные модели в специфических ситуациях, когда петличный микрофон непригоден — например, для съёмок видеоролика при сильном уровне постороннего шума.
— Для конференций. Микрофоны, предназначенные для использования в конференц-залах, комнатах для совещаний, на трибунах и в других подобных местах. Конструкция подобных моделей может быть разной — капсюль на гибкой ножке (см. ниже), диск, укладываемый прямо на стол и т.п. Однако в любом случае данная разновидность оптимизирована под передачу речи и рассчитана на максимальное удобство говорящего — дабы пользователь не отвлекался на подбор оптимального положения относительно микрофона и расстояния до него.
— Для видеокамеры. Микрофоны, предназначенные, в соответствии с названием, для применения с видеокамерами, преимущественно профессиональными. Отметим, что технически ко входу видеокамеры можно подключить любой микрофон, совпадающий по разъёмам и основным характеристикам; однако в данную категорию включены только те модели, которые рассчитаны на установку непосредственно в специальное крепление на корпусе камеры.
— Для диктофона. Специфическая разновидность микрофонов, предназначенная исключительно для использования с диктофонами. Такая техника, как правило, оснащается собственными встроенными микрофонами, однако их возможностей в некоторых случаях может не хватать; а среди высококлассных профессиональных диктофонов встречаются устройства, вообще не имеющие микрофона. Внешние микрофоны обычно подключаются по интерфейсу 3.5 мм mini-Jack либо через фирменный разъём (см. ниже), при этом одной из их отличительных особенностей является отсутствие провода: штекер монтируется прямо на корпусе микрофона и играет роль не только разъёма, но и крепления. Разумеется, для подобных устройств характерны также миниатюрные размеры.
— Для телефона/планшета. В данную категорию включены специализированные микрофоны, изначально позиционируемые как аксессуары для смартфонов или планшетов. Как правило, они схожи с описанными выше диктофонными в том плане, что крепятся прямо на корпус устройства, не используя дополнительных проводов. Основная же их специфика по сравнению с теми же моделями для диктофонов состоит в способе подключения — обычно для этого используется универсальный разъём вроде 30pin/Lightning, microUSB или фирменного интерфейса (подробнее см. ниже).
— Для видеопроизводства. Микрофоны, предназначенные для использования в процессе видеозаписи. Фактически данная разновидность включает две подгруппы, каждая со своей специализацией. Первая — это микрофоны, которые можно условно назвать «репортёрскими». Как правило, к ним относятся динамические (см. «Тип») модели с всесторонней направленностью (см. ниже) и хорошей чувствительностью. Эти особенности позволяют «слышать» не только голос репортёра, но и звуковой фон вокруг него; кроме того, не нужно точно выдерживать положение микрофона относительно лица, что особенно полезно при опросе других людей. Также «репортёрские» модели имеют прочные корпуса и в целом неплохо защищены от различных неприятностей (хотя и не обязательно являются полностью влаго- и ударостойкими). Вторая разновидность моделей для видеопроизводства — «звукооператорские»: такие микрофоны часто можно увидеть на съёмочных площадках установленными на длинные штанги. Они, в свою очередь, обычно делаются одно- или двунаправленными (для максимальной фильтрации посторонних звуков), а по типу чаще всего относятся к конденсаторным и обеспечивают довольно высокое качество и достоверность передачи звука.
— Подвесной. Микрофоны, рассчитанные на установку подвесным способом — например, на потолке. Подобные модели предназначены в основном для подзвучки хорового пения, театральных представлений и других ситуаций, в которых другие типы микрофонов (стоящие на стойке, удерживаемые в руке или даже цепляемые на голову) не очень удобны.
— Измерительный. Измерительные микрофоны предназначены для калибровки звуковых инсталляций. С их помощью можно быстро и точно настроить тонкомпенсацию для музыкального инструмента, громкоговорителя, звукозаписывающего оборудования и пр. Ключевыми особенностями измерительных микрофонов являются широкий частотный диапазон (20 – 40 000 Гц) и высокая стабильность частотных характеристик. Измерительный микрофон проводит замер уровня шумов и выявляет звуковые аномалии. Правильно настроенная, при помощи измерительного микрофона, звуковая инсталляция будет полностью соответствовать акустическим особенностям конкретно взятого помещения.Принцип действия
— Динамический. «Обычные», или катушечные,
динамические микрофоны используют систему из диафрагмы (мембраны) и катушки, которая помещена в магнитном поле. От звуковых колебаний мембрана, а с ней и катушка, приходят в движение, и в катушке вырабатывается электрический сигнал. Подобные модели относительно недороги, прочны и надёжны, к тому же неплохо справляются даже с очень громкими и резкими звуками; кроме того, они компактнее и легче другого типа динамических микрофонов — ленточных (см. ниже). Их главным недостатком является слабая эффективность на высоких частотах.
—
Динамический (ленточный). Разновидность описанных выше динамических микрофонов, в которых мембрана соединена не с катушкой, а с тонкой (в несколько микрон) металлической лентой, отсюда и название. Исторически это первый тип микрофонов с динамическим принципом работы, однако вследствие ряда недостатков он постепенно утратил широкую популярность, уступив место катушечным вариантам. Такими недостатками являются прежде всего крупные размеры и большая масса, сложность и дороговизна в производстве, а также очень малое выходное сопротивление, что усложняет работу с усилителями. В то же время для ленточных моделей характерна чрезвычайно высокая точность звукопередачи по всему диапазону частот, что позволяет использовать их в студиях звукозаписи, на высококлассных концертах и т.п. Большинство современных моделей данного типа отно
...сится к профессиональным моделям, в частности, студийным (см. «Назначение»).
— Конденсаторный. Название данного типа обусловлено тем, что микрофон фактически представляет собой конденсатор, в котором роль одной из обкладок играет чувствительная мембрана (обычно выполненная из металлизированного полимера). За счёт вибрации мембраны (под действием звуковых колебаний) изменяется расстояние между обкладками и, соответственно, ёмкость конденсатора — эти колебания ёмкости и обеспечивают электрический сигнал. Конденсаторные микрофоны имеют равномерную звукопередачу по всему диапазону частот, с минимумом искажений, благодаря чему данная технология нашла широкое применение в профессиональной аудиотехнике. Стоит учитывать, что для работы такого устройства необходимо дополнительное питание — т.н. «фантомное» (стандартное напряжение — 48 В). Однако это нельзя назвать однозначным недостатком, т.к. усилители, ресиверы и другая высококлассная техника часто делается с учётом этого требования. А вот из явных недостатков можно назвать высокую цену, чувствительность к ударам и строгие требования к температуре и влажности; последнее делает конденсаторные микрофоны слабо пригодными к применению на открытом воздухе.
— Конденсаторный (ламповый). Специфическая разновидность описанных выше конденсаторных микрофонов. Используют тот же принцип звукоизвлечения (со всеми преимуществами и недостатками), однако усилительный элемент в подобных моделях, в соответствии с названием, построен на электронных лампах. Технически такой усилитель вносит в сигнал больше искажений, чем транзисторный, однако эти искажения придают звучанию характерную окраску, приятную для многих слушателей. Проще говоря, получается тот самый пресловутый «тёплый ламповый звук»; при этом достижение такого эффекта при помощи микрофона обходится дешевле, чем за счёт лампового усилителя, да и по ряду технических причин этот вариант нередко оказывается оптимальным. Практически все ламповые микрофоны имеют студийное назначение (см. выше). Главный их недостаток — высокая цена (в несколько раз больше, чем у «обычных» конденсаторных аналогов). Кроме того, подобные модели имеют свои особенности по питанию; для снабжения энергией в комплекте обычно поставляется специальный адаптер, который также отвечает за управление дополнительными функциями вроде изменения диаграммы направленности.
— Электретный. По конструкции подобные микрофоны схожи с описанными выше конденсаторными, однако их конструкция включает пластину из т.н. электрета — вещества с особыми электрическими свойствами. Это даёт ряд преимуществ: электретные микрофоны могут без особых сложностей использоваться на открытом воздухе, их можно сделать более компактными, да и в производстве такие модели дешевле; при этом качество звукопередачи может быть вполне сравнимо с конденсаторными. Как следствие, данная технология встречается в самых разных моделях — от миниатюрных петличных и простейших компьютерных до студийных (см. «Назначение»). Отметим также, что электретные микрофоны также требуют внешнего питания, однако не всегда это фантомные 48 В — для некоторых разновидностей достаточно небольшого количества энергии, которое может обеспечить компактный аккумулятор или питание по кабелю 3.5 мм mini-Jack.Диаграмма направленности
Диаграмма направленности однонаправленного микрофона (см. выше). Встречаются модели с
переключением ДН.
Сама по себе подобная диаграмма — это график зависимости чувствительности от направления, построенный в т.н. полярной системе координат. Для однонаправленных моделей существует три основных варианта формы линии на таком графике:
—
Кардиоидная. Диаграмма, по форме похожая на перевёрнутый символ сердца (отсюда и название). Микрофоны с такими характеристиками охватывают довольно обширную зону спереди, что затрудняет фильтрацию посторонних источников звука, находящихся рядом с основным источником. В то же время они абсолютно нечувствительны к звуку, идущему с задней стороны.
—
Суперкардиоидная. Подобные микрофоны охватывают спереди более узкую область, чем «классические» кардиоидные, что облегчает направленный захват звука. Обратной стороной этого является некоторая (хотя и довольно невысокая) чувствительность к звуку, идущему непосредственно сзади.
—
Гиперкардиоидная. Гиперкардиоидная диаграмма ещё более сужает зону чувствительности микрофона спереди (по сравнению с суперкардиоидной), однако расширяет эту зону сзади.
Номинальное сопротивление
Сопротивление микрофона переменному току; также этот параметр называют «импеданс». Это одна из важнейших характеристик, определяющая совместимость с усилителем или иным устройством, к которому подключается микрофон: если импеданс не соответствует оптимальному, возможны потери в мощности сигнала. Тут есть свои особенности, зависящие от назначения той или иной модели (см. выше). Так, для микрофонов, применяемых с компьютерами, ноутбуками, диктофонами и телефонами/планшетами импеданс может вообще не указываться — характеристики таких моделей подбираются с таким расчётом, чтобы гарантированно обеспечить нормальную совместимость с соответствующими устройствами. А вот в профессиональной аудиотехнике для подбора используются особые правила; подробнее с ними можно ознакомиться в специальных источниках.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, нормально воспринимаемых и обрабатываемых микрофоном.
Чем шире этот диапазон — тем полнее сигнал, тем меньше вероятности, что слишком высокие или низкие частоты будут упущены из-за несовершенства микрофона. Однако в данном случае стоит учитывать некоторые нюансы. Прежде всего: сам по себе обширный диапазон частот ещё не гарантирует высокого качества звука — многое также зависит от типа микрофона (см. выше) и его амплитудно-частотной характеристики, не говоря уже о качестве других компонентов аудиосистемы. Кроме того, большая ширина тоже не всегда реально необходима. Например, для нормальной передачи человеческой речи достаточным считается диапазон 500 Гц – 2 кГц, что намного уже общего диапазона, воспринимаемого человеческим ухом. Этот общий диапазон, в свою очередь, составляет в среднем от 16 Гц до 22 кГц, и к тому же сужается с возрастом. Не стоит забывать и об особенностях аппаратуры, к которой подключён микрофон: навряд ли стоит специально искать модель с обширным диапазоном, если, к примеру, усилитель, к которому её планируется подключать, сильно «обрезает» частоты сверху и/или снизу.
Чувствительность
Чувствительность описывает мощность сигнала на выходе микрофона при обработке им звука определённой громкости. В данном случае под чувствительностью подразумевается соотношение напряжения на выходе к звуковому давлению на мембрану, выраженное в децибелах. Чем больше это число — тем выше чувствительность. Отметим, что как правило, величины в децибелах — отрицательные, поэтому можно сказать так: чем ближе число к нулю — тем чувствительнее микрофон. Например, модель на -38 дБ по данному параметру превосходит модель на -54 дБ.
Стоит учитывать, что сама по себе высокая чувствительность не означает высокого качества звукопередачи — она всего лишь позволяет устройству «слышать» более слабый звук. И наоборот, низкая чувствительность не является однозначным признаком плохого микрофона. Выбор же по данному параметру зависит от особенностей применения: чувствительное устройство пригодится для работы с негромкими звуками и в тех случаях, когда необходимо уловить мельчайшие нюансы происходящего, а «слабый» микрофон будет удобен при высокой громкости звука или при необходимости отфильтровывать посторонние слабые шумы. Встречаются модели с
регулировка чувствительности (а для моделей с выходом на наушники может быть предусмотрена
регулировка громкости наушников).
Звуковое давление
Максимальное звуковое давление, воспринимаемое микрофоном, при котором коэффициент гармонических колебаний не превышает 0,5% — проще говоря, наибольшая громкость звука, при которой не возникает заметных помех.
Чем выше данный показатель — тем лучше микрофон подходит для работы с громким звуком. Здесь стоит учитывать, что децибел — нелинейная величина; иными словами, увеличение громкости с 10 дБ до 20 дБ или с 20 до 40 дБ не означает её повышения в 2 раза. Поэтому при оценке удобнее всего обращаться к сравнительным таблицам уровня шума. Вот некоторые примеры: уровень в 100 дБ приблизительно соответствует мотоциклетному двигателю или шуму в вагоне метро; 110 дБ — вертолёту; 120 дБ — работе отбойного молотка; 130 дБ, сравнимые со звуком реактивного самолёта на разбеге, считаются болевым порогом для человека. При этом многие высококлассные микрофоны способны нормально работать при звуковом давлении в 140 – 150 дБ — а это уровень шума, способный нанести человеку физические повреждения.
Источник питания
Тип питания, используемого микрофоном при работе.
— Фантомное. Питание напряжением 48 В, необходимое для работы
конденсаторных микрофонов, а также некоторых разновидностей
электретных (см. «Тип»). При стандартном варианте соединения электричество подаётся по тому же кабелю, по которому микрофон подключается к принимающему устройству; соответственно, для нормальной работы подобных моделей необходимы усилители, ресиверы или другая техника с микрофонным входом, имеющим фантомное питание. Впрочем, отсутствие такого входа также не является непреодолимым препятствием — некоторые микрофоны имеют адаптеры, позволяющие получать
фантомное питание из сети 230 В (подробнее см. «В комплекте»). Другой альтернативой является комбинированный вариант «фантомное/аккумулятор», описанный ниже. В целом же данный способ питания удобен тем, что позволяет не переживать о заряде аккумулятора, однако свобода передвижения ограничивается длиной сетевого шнура.
—
Аккумулятор. Питание от перезаряжаемой аккумуляторной батареи. Отметим, что оно зачастую слабо подходит для аналоговых конденсаторных моделей — необходимые 48 В трудно обеспечить за счет небольшой портативной батареи. А вот в электретных микрофонах аккумуляторное питание используется довольно часто. Еще одна сфера применения аккумуляторов — модели с беспроводным подключением (см. «Функции
.../возможности»), в которых автономное питание требуется как минимум для работы передатчика. В любом случае аккумулятор удобен отсутствием лишних проводов. Его, конечно, нужно периодически подзаряжать, но энергопотребление у микрофонов обычно малое и время автономной работы даже в самых скромных моделях достигает нескольких часов.
— Фантомное/аккумулятор. Микрофоны данного типа могут работать как от фантомного питания, так и от собственного встроенного аккумулятора (подробнее о том и другом см. выше). Это делает их чрезвычайно универсальными и позволяет применять независимо от наличия входов с фантомным питанием или соответствующих адаптеров. Правда, нужно учитывать, что рабочие характеристики при использовании разных источников питания могут несколько различаться; этот момент обычно указывается в официальных данных.
— Батарейки. Питание от сменных элементов стандартного типоразмера — чаще всего АА («пальчиковые батарейки»). Главным достоинством таких микрофонов можно назвать быструю замену элементов питания при разрядке. В комплект поставки батарейки обычно не входят и приобретаются отдельно. Впрочем, это дает преимущество — возможность самостоятельно выбрать тип и марку сменных элементов питания.
Отметим, что при подключении по USB необходимое для работы питание микрофон получает через этот же разъём; для таких моделей тип питания отдельно не указывается.Материал корпуса
Материал, из которого выполнен корпус микрофона.
— Пластик. Главными достоинствами пластика являются невысокая стоимость, небольшой вес и полная нечувствительность к коррозии. В то же время он считается менее надёжным, чем металл, из-за относительно невысокой прочности (существуют высокопрочные разновидности пластиков, однако в случае микрофонов обычно проще использовать всё-таки металл). Поэтому данный материал популярен в основном среди моделей, для которых важна лёгкость и миниатюрность — в первую очередь петличных,
головных и тех, что
устанавливаются на видеокамеру (см. «Назначение»). Также он часто встречается в компьютерных и ноутбучных устройствах, а вот
пластиковые микрофоны для вокала обычно относятся к начальной ценовой категории.
— Металл. Металл обходится дороже пластика и имеет больший вес. С другой стороны,
металлические микрофоны значительно прочнее и надёжнее, к тому же микрофон в таком корпусе производит впечатление «солидности» (не в последнюю очередь как раз за счёт массивности). Этот вариант популярен среди вокальных,
студийных и
инструментальных микрофонов среднего и высшего класса.