Микрофон
—
Вокальный (для караоке). В соответствии с названием подобные модели предназначены в первую очередь для передачи человеческого голоса — во время пения, художественного чтения и т.п., когда важна не только разборчивость речи, но и оттенки интонаций. Именно такие микрофоны можно увидеть на сцене во время концертов и других подобных мероприятий, в оборудовании для караоке и т.п. Также в данную категорию включены модели, допускающие применение ещё и в роли инструментальных (см. ниже).
—
Петличный. Название этого типа микрофонов обусловлено традиционным способом крепления — на воротник, туда, где обычно находится петлица; для них характерны миниатюрные размеры и наличие клипсы для удержания на одежде. Подобные устройства известны в первую очередь как оборудование для телевизионных передач — они используются участниками телепрограмм, дабы те могли говорить, не занимая руки более крупными микрофонами. А некоторые устройства данного типа фактически представляют собой «заготовку для гарнитуры», которая превращается в полноценную гарнитуру при подключении наушников.
—
Для компьютера. Микрофоны, предназначенные для использования с полноразмерными ПК. Такие микрофоны обычно имеют капсюль на длинной ножке, иногда гибкой (см. ниже) и подставку для размещения на поверхности стола. Их основным назначением является голосовая связь с использованием компьютера, где наиб
...олее важна не столько точность передачи деталей, а скорость передачи данных и их небольшие объёмы — поэтому качество звука, как правило, получается относительно невысоким.
— Для ноутбука. Как и описанные выше микрофоны для ПК, «ноутбучные» модели рассчитаны в основном на голосовое общение и имеют довольно скромные характеристики. Их ключевым отличием является направленность на использование с портативными устройствами, что выражено в первую очередь в компактных размерах. Кроме того, для многих подобных микрофонов порт подключения одновременно играет роль крепления для размещения на корпусе ноутбука.
— Инструментальный. Микрофоны, предназначенные для подзвучивания музыкальных инструментов — например, саксофонов, акустических гитар (не оснащённых звукоснимателями), перкуссионных установок и т.п. Стоит учитывать, что несмотря на внешнее сходство некоторых моделей с описанными выше вокальными, «чисто инструментальные» микрофоны для обработки голоса подходят слабо, использовать их для этой цели не рекомендуется.
— Студийный. Микрофоны, предназначенные для применения в студиях звукозаписи. Как правило, рассчитаны на запись вокала. Отличаются высоким качеством передачи звука и соответствующей стоимостью.
— Головной. Микрофоны, предназначенные для ношения на голове — наподобие гарнитур (только в данном случае в конструкции отсутствует наушник). Имеют миниатюрные размеры и по специфике применения аналогичны петличным (см. выше), однако располагаются ближе ко рту и не зависят от одежды говорящего. Это позволяет применять подобные модели в специфических ситуациях, когда петличный микрофон непригоден — например, для съёмок видеоролика при сильном уровне постороннего шума.
— Для конференций. Микрофоны, предназначенные для использования в конференц-залах, комнатах для совещаний, на трибунах и в других подобных местах. Конструкция подобных моделей может быть разной — капсюль на гибкой ножке (см. ниже), диск, укладываемый прямо на стол и т.п. Однако в любом случае данная разновидность оптимизирована под передачу речи и рассчитана на максимальное удобство говорящего — дабы пользователь не отвлекался на подбор оптимального положения относительно микрофона и расстояния до него.
— Для видеокамеры. Микрофоны, предназначенные, в соответствии с названием, для применения с видеокамерами, преимущественно профессиональными. Отметим, что технически ко входу видеокамеры можно подключить любой микрофон, совпадающий по разъёмам и основным характеристикам; однако в данную категорию включены только те модели, которые рассчитаны на установку непосредственно в специальное крепление на корпусе камеры.
— Для диктофона. Специфическая разновидность микрофонов, предназначенная исключительно для использования с диктофонами. Такая техника, как правило, оснащается собственными встроенными микрофонами, однако их возможностей в некоторых случаях может не хватать; а среди высококлассных профессиональных диктофонов встречаются устройства, вообще не имеющие микрофона. Внешние микрофоны обычно подключаются по интерфейсу 3.5 мм mini-Jack либо через фирменный разъём (см. ниже), при этом одной из их отличительных особенностей является отсутствие провода: штекер монтируется прямо на корпусе микрофона и играет роль не только разъёма, но и крепления. Разумеется, для подобных устройств характерны также миниатюрные размеры.
— Для телефона/планшета. В данную категорию включены специализированные микрофоны, изначально позиционируемые как аксессуары для смартфонов или планшетов. Как правило, они схожи с описанными выше диктофонными в том плане, что крепятся прямо на корпус устройства, не используя дополнительных проводов. Основная же их специфика по сравнению с теми же моделями для диктофонов состоит в способе подключения — обычно для этого используется универсальный разъём вроде 30pin/Lightning, microUSB или фирменного интерфейса (подробнее см. ниже).
— Для видеопроизводства. Микрофоны, предназначенные для использования в процессе видеозаписи. Фактически данная разновидность включает две подгруппы, каждая со своей специализацией. Первая — это микрофоны, которые можно условно назвать «репортёрскими». Как правило, к ним относятся динамические (см. «Тип») модели с всесторонней направленностью (см. ниже) и хорошей чувствительностью. Эти особенности позволяют «слышать» не только голос репортёра, но и звуковой фон вокруг него; кроме того, не нужно точно выдерживать положение микрофона относительно лица, что особенно полезно при опросе других людей. Также «репортёрские» модели имеют прочные корпуса и в целом неплохо защищены от различных неприятностей (хотя и не обязательно являются полностью влаго- и ударостойкими). Вторая разновидность моделей для видеопроизводства — «звукооператорские»: такие микрофоны часто можно увидеть на съёмочных площадках установленными на длинные штанги. Они, в свою очередь, обычно делаются одно- или двунаправленными (для максимальной фильтрации посторонних звуков), а по типу чаще всего относятся к конденсаторным и обеспечивают довольно высокое качество и достоверность передачи звука.
— Подвесной. Микрофоны, рассчитанные на установку подвесным способом — например, на потолке. Подобные модели предназначены в основном для подзвучки хорового пения, театральных представлений и других ситуаций, в которых другие типы микрофонов (стоящие на стойке, удерживаемые в руке или даже цепляемые на голову) не очень удобны.
— Измерительный. Измерительные микрофоны предназначены для калибровки звуковых инсталляций. С их помощью можно быстро и точно настроить тонкомпенсацию для музыкального инструмента, громкоговорителя, звукозаписывающего оборудования и пр. Ключевыми особенностями измерительных микрофонов являются широкий частотный диапазон (20 – 40 000 Гц) и высокая стабильность частотных характеристик. Измерительный микрофон проводит замер уровня шумов и выявляет звуковые аномалии. Правильно настроенная, при помощи измерительного микрофона, звуковая инсталляция будет полностью соответствовать акустическим особенностям конкретно взятого помещения.Чувствительность
Чувствительность описывает мощность сигнала на выходе микрофона при обработке им звука определённой громкости. В данном случае под чувствительностью подразумевается соотношение напряжения на выходе к звуковому давлению на мембрану, выраженное в децибелах. Чем больше это число — тем выше чувствительность. Отметим, что как правило, величины в децибелах — отрицательные, поэтому можно сказать так: чем ближе число к нулю — тем чувствительнее микрофон. Например, модель на -38 дБ по данному параметру превосходит модель на -54 дБ.
Стоит учитывать, что сама по себе высокая чувствительность не означает высокого качества звукопередачи — она всего лишь позволяет устройству «слышать» более слабый звук. И наоборот, низкая чувствительность не является однозначным признаком плохого микрофона. Выбор же по данному параметру зависит от особенностей применения: чувствительное устройство пригодится для работы с негромкими звуками и в тех случаях, когда необходимо уловить мельчайшие нюансы происходящего, а «слабый» микрофон будет удобен при высокой громкости звука или при необходимости отфильтровывать посторонние слабые шумы. Встречаются модели с
регулировка чувствительности (а для моделей с выходом на наушники может быть предусмотрена
регулировка громкости наушников).
Частота дискретизации АЦП
Частота дискретизации аналого-цифрового преобразователя (АЦП), предусмотренного в конструкции микрофона.
АЦП — это модуль, отвечающий за преобразование аналогового сигнала, поступающего с капсюля микрофона, в цифровой формат. Он применяется преимущественно в моделях, подключаемых по цифровым интерфейсам — например, USB (см. ниже) — а также в некоторых беспроводных, где цифровой формат используется для связи по радио.
Принцип аналого-цифрового преобразования заключается в том, что аналоговый сигнал разбивается на отдельные фрагменты, каждый из которых кодируется своим числовым значением. Если это изобразить графически, то график аналогового сигнала выглядит как плавная линия, а цифрового — как набор «ступенек», приближённый к этой линии. Чем выше частота дискретизации — тем больше «ступенек» приходится на определённый участок плавной линии и тем точнее цифровой сигнал соответствует исходному аналогу.
Таким образом, высокие значения данного параметра говорят о высоком качестве микрофона. Однако здесь нужно сказать, что для нормального восстановления исходного сигнала из цифрового (проще говоря, для нормального воспроизведения звука, воспринятого микрофоном) достаточной считается частота дискретизации, вдвое превышающая максимальную частоту принятого звука. Для чистой человеческой речи показатели в 2,3 кГц считаются рекордными, а гармоники, дополняющие тембр голоса, не превышают по частоте 8 кГц. Таким образом, для нормальной обработки речи бо...льшой частоты дискретизации не требуется. В то же время модели, предназначенные для студийной записи (см. «Назначение»), могут иметь довольно высокие значения данного параметра — до 96 кГц включительно. Это связано не только с качеством звука (хотя и оно немаловажно), но и с техническими моментами обработки и сведения.
Отметим также, что повышение частоты дискретизации сказывается на объёме передаваемых данных, поэтому высокие показатели не всегда являются оптимальными. В свете этого некоторые микрофоны позволяют изменять значение данного параметра; для таких моделей в нашем каталоге указывается максимальное значение частоты дискретизации.
Разрядность АЦП
Разрядность аналого-цифрового преобразователя (АЦП), установленного в микрофоне.
АЦП — это модуль, отвечающий за преобразование аналогового сигнала, поступающего с капсюля микрофона, в цифровой формат. Он применяется преимущественно в моделях, подключаемых по цифровым интерфейсам — например, USB (см. ниже) — а также в некоторых беспроводных, где цифровой формат используется для связи по радио. Подробнее о таком преобразовании см. «Частота дискретизации АЦП». Но если частота дискретизации описывает количество «ступенек» цифрового сигнала на определённом участке, то разрядность определяет количество вариантов по уровню сигнала, доступное для каждой отдельной ступеньки. Чем выше разрядность — тем больше таких вариантов и тем точнее уровень цифрового сигнала будет соответствовать уровню аналогового.
Таким образом, данный параметр также напрямую влияет на качество преобразования. Если говорить о конкретных значениях, то разрядности в 16 бит считается вполне достаточно для профессиональных студийных микрофонов (см. «Назначение»), а высококлассные модели могут иметь и 32-битные преобразователи.
ЖК дисплей
Наличие собственного ЖК-дисплея в конструкции микрофона. Это, как правило, простейшая одноцветная матрица, иногда — даже сегментного типа (как в электронных часах, где символы на дисплее складываются не из пикселей, а из отдельных сегментов). В то же время даже самые простые дисплеи обеспечивают расширенное информирование и способны отображать различные сообщения. Отметим, что такое расширенное информирование актуально в первую очередь для моделей с беспроводным подключением (см. «Функции/возможности»): дисплей может пригодиться для уведомления о выбранном канале, о состоянии аккумулятора и т.п. Поэтому большинство микрофонов с данной функцией относятся именно к беспроводным.
Источник питания
Тип питания, используемого микрофоном при работе.
— Фантомное. Питание напряжением 48 В, необходимое для работы
конденсаторных микрофонов, а также некоторых разновидностей
электретных (см. «Тип»). При стандартном варианте соединения электричество подаётся по тому же кабелю, по которому микрофон подключается к принимающему устройству; соответственно, для нормальной работы подобных моделей необходимы усилители, ресиверы или другая техника с микрофонным входом, имеющим фантомное питание. Впрочем, отсутствие такого входа также не является непреодолимым препятствием — некоторые микрофоны имеют адаптеры, позволяющие получать
фантомное питание из сети 230 В (подробнее см. «В комплекте»). Другой альтернативой является комбинированный вариант «фантомное/аккумулятор», описанный ниже. В целом же данный способ питания удобен тем, что позволяет не переживать о заряде аккумулятора, однако свобода передвижения ограничивается длиной сетевого шнура.
—
Аккумулятор. Питание от перезаряжаемой аккумуляторной батареи. Отметим, что оно зачастую слабо подходит для аналоговых конденсаторных моделей — необходимые 48 В трудно обеспечить за счет небольшой портативной батареи. А вот в электретных микрофонах аккумуляторное питание используется довольно часто. Еще одна сфера применения аккумуляторов — модели с беспроводным подключением (см. «Функции
.../возможности»), в которых автономное питание требуется как минимум для работы передатчика. В любом случае аккумулятор удобен отсутствием лишних проводов. Его, конечно, нужно периодически подзаряжать, но энергопотребление у микрофонов обычно малое и время автономной работы даже в самых скромных моделях достигает нескольких часов.
— Фантомное/аккумулятор. Микрофоны данного типа могут работать как от фантомного питания, так и от собственного встроенного аккумулятора (подробнее о том и другом см. выше). Это делает их чрезвычайно универсальными и позволяет применять независимо от наличия входов с фантомным питанием или соответствующих адаптеров. Правда, нужно учитывать, что рабочие характеристики при использовании разных источников питания могут несколько различаться; этот момент обычно указывается в официальных данных.
— Батарейки. Питание от сменных элементов стандартного типоразмера — чаще всего АА («пальчиковые батарейки»). Главным достоинством таких микрофонов можно назвать быструю замену элементов питания при разрядке. В комплект поставки батарейки обычно не входят и приобретаются отдельно. Впрочем, это дает преимущество — возможность самостоятельно выбрать тип и марку сменных элементов питания.
Отметим, что при подключении по USB необходимое для работы питание микрофон получает через этот же разъём; для таких моделей тип питания отдельно не указывается.