Выдув воздушного потока
Направление, в котором из активного кулера (см. «Тип») выходит поток воздуха.
Данный параметр актуален прежде всего для моделей, используемых с процессорами, варианты же могут быть такими:
— Вбок (рассеивание). Формат работы, характерный для кулеров так называемой башенной конструкции. В таких моделях вентилятор установлен перпендикулярно подложке, контактирующей с процессором, благодаря чему воздушный поток движется параллельно материнской плате. Это обеспечивает максимальную эффективность: нагретый воздух не возвращается к процессору и другим компонентам системы, а рассеивается в корпусе (и практически сразу выходит наружу, если в компьютере есть хотя бы один корпусной вентилятор). Главный недостаток данного варианта — большая высота конструкции, которая может затруднить ее размещение в некоторых системниках. Однако в большинстве случаев этот момент не является принципиальным — особенно если речь идет о мощной системе охлаждения, рассчитанной на продвинутую систему с производительным «горячим» процессором. Так что именно боковое рассеивание в наше время является наиболее популярным вариантом — особенно в кулерах с максимальным TDP 150 Вт и выше (хотя и более скромные модели нередко используют данную компоновку).
— Вниз (на материнку). Подобный формат работы позволяет «уложить» вентилятор с радиатором плашмя на материнскую плату, заметно уменьшив высоту всего кулера (по сравнению с моделями, использующими боковой выдув). С другой стороны, дан...ный формат работы не отличается эффективностью — ведь прежде чем рассеяться по корпусу, горячий воздух снова обдувает плату с процессором. Так что в наше время данный вариант встречается сравнительно редко, причем в основном в маломощных кулерах с допустимым TDP до 150 Вт. А обращать внимание на подобные модели стоит в основном тогда, когда пространства в корпусе немного и небольшая высота кулера более важна, чем высокая эффективность.
Двухбашенная конструкция
Особенность, встречающаяся в отдельных активных кулерах для процессора (см. «Назначение»).
О башенной компоновке в целом см. «Выдув возлушного потока» ниже. А
двухбашенная конструкция означает, что кулер имеет два рабочих блока — то есть два вентилятора и два радиатора. Соответственно, и тепловых трубок в конструкции больше, чем в однобашенных моделях — как минимум их 4, а чаще 5 – 6 или даже больше. Подобная компоновка может значительно увеличить эффективность охлаждения; с другой стороны, она также заметно сказывается на габаритах, весе и цене.
Максимальный TDP
Максимальный TDP, обеспечиваемый системой охлаждения. Отметим, что данный параметр указывается только для решений, оснащенных радиаторами (см. «Тип»); для отдельно выполненных вентиляторов эффективность определяется другими параметрами, прежде всего значениями воздушного потока (см. выше).
TDP можно описать как количество тепла, которое система охлаждения способна отвести от обслуживаемого компонента. Соответственно, для нормальной работы всей системы нужно, чтобы TDP системы охлаждения был не ниже тепловыделения этого компонента (данные по тепловыделению обычно указываются в подробных характеристиках комплектующих). А лучше всего подбирать охладители с запасом по мощности хотя бы в 20 – 25 % — это даст дополнительную гарантию на случай форсированных режимов работы и нештатных ситуаций (в том числе засорения корпуса и снижения эффективности воздухообмена).
Что касается конкретных чисел, то наиболее скромные современные системы охлаждения обеспечивают TDP
до 100 Вт, наиболее продвинутые —
до 250 Вт и даже
выше.
Тип подшипника
Тип подшипника, используемого в вентиляторе (вентиляторах) системы охлаждения.
Подшипник — это деталь между вращающейся осью вентилятора и неподвижным основанием, которая поддерживает ось и снижает трение. В современных вентиляторах встречаются такие типы подшипников:
—
Скольжения. Действие таких подшипников основано на прямом контакте между двумя сплошными поверхностями, тщательно отполированными для снижения трения. Подобные приспособления просты, надежны и долговечны, однако эффективность их достаточно невысока — качение, а тем более гидродинамический и магнитный принцип работы (см. ниже) обеспечивают значительно меньшее трение.
—
Качения. Также называются «шарикоподшипниками», так как «посредниками» между осью вращения и неподвижным основанием являются шарики (реже — цилиндрические ролики), закрепленные в специальном кольце. При вращении оси такие шарики катятся между ней и основанием, за счет чего сила трения получается очень невысокой — заметно ниже, чем в подшипниках скольжения. С другой стороны, конструкция получается более дорогой и сложной, а по надежности она несколько уступает как тем же подшипникам скольжения, так и более продвинутым гидродинамическим приспособлениям (см. ниже). Поэтому, хотя подшипники качения в наше время достаточно широко распространены, однако в целом они встречаются заметно реже упомянутых разновидностей.
—
Гидродинамический. Подшипники этого типа заполнены специальной жидкостью; при вращении она создаёт прослойку, по которой скользит подвижная часть подшипника. Таким образом удаётся избежать непосредственного контакта между твёрдыми поверхностями и значительно снизить трение по сравнению с предыдущими типами. Также такие подшипники тихо работают и весьма надёжны. Из их недостатков можно отметить сравнительно высокую стоимость, однако на практике этот момент нередко оказывается незаметным на фоне цены всей системы. Поэтому данный вариант в наше время чрезвычайно популярен, его можно встретить в системах охлаждения всех уровней — от бюджетных до продвинутых.
—
Магнитное центрирование. Подшипники, основанные на принципе магнитной левитации: вращающаяся ось «подвешена» в магнитном поле. Таким образом удаётся (как и в гидродинамических) избежать контакта между твёрдыми поверхностями и ещё больше снизить трение. Считаются наиболее продвинутым типом подшипников, надёжны и бесшумны, однако стоят дорого.
Минимальные обороты
Наименьшие обороты, на которых способен работать вентилятор системы охлаждения. Указываются только для моделей, имеющих регулятор оборотов (см. ниже).
Чем ниже минимальные обороты (при том же максимуме) — тем шире диапазон регулировки скорости и тем сильнее можно замедлить вентилятор, когда высокая производительность не нужна (такое замедление позволяет снизить потребление энергии и уровень шума). С другой стороны, обширный диапазон соответствующим образом сказывается на стоимости.
Максимальные обороты
Наибольшие обороты, на которых способен работать вентилятор системы охлаждения; для моделей без регулятора оборотов (см. ниже) в данном пункте указывается штатная скорость вращения. В самых «медленных» современных вентиляторах максимальная скорость
не превышает 1000 об/мин, в самых «быстрых» может составлять
до 2500 об/мин и даже
более .
Отметим, что данный параметр плотно связан с диаметром вентилятора (см. выше): чем меньше диаметр, тем выше должны быть обороты для достижения нужных значений воздушного потока. При этом скорость вращения напрямую влияет на уровень шума и вибраций. Поэтому считается, что нужный объем воздуха лучше всего обеспечивать крупными и сравнительно «медленными» вентиляторами; а «быстрые» небольшие модели имеет смысл применять там, где компактность имеет решающее значение. Если же сравнивать по скорости модели одинакового размера, то более высокие обороты положительно сказываются на производительности, однако повышают не только уровень шума, но также цену и энергопотребление.
Регулятор оборотов
—
Авто (PWM). Тип автоматического регулятора, применяемый в системах охлаждения для процессоров. Принцип такой регулировки заключается в том, что автоматика отслеживает текущую нагрузку на CPU и подстраивает под нее режим работы вентилятора. Таким образом, система охлаждения работает «на опережение»: она фактически предотвращает повышение температуры, а не устраняет его (в отличие от описанного ниже терморегулятора). Недостатки подобной автоматики — высокая стоимость и дополнительные требования к совместимости: функция PWM должна поддерживаться материнской платой, а энергия на вентилятор должна подаваться через разъем 4-pin (см. «Питание»).
— Ручной. Ручной регулятор, позволяющий выставить скорость вращения по желанию пользователя. Главными его достоинствами являются как возможность произвольной подстройки, так и надёжность: автоматика не всегда реагирует оптимально, и в производительных системах пользователю иногда лучше брать управление в свои руки. С другой стороны, ручное управление дороже, а также сложнее в применении — оно требует от пользователя повышенного внимания к состоянию системы, а при невнимательном отношении значительно повышается вероятность перегрева.
— Ручной/авто. Сочетание вышеописанных двух систем: основная регулировка осуществляется за счёт PWM, а ручной регулятор служит для ограничения максимальной скорости вращения. Достаточно удобный и продвинутый вариант, расширяющий во
...зможности авторегулировки и при этом не требующий постоянного контроля температуры, как при чисто ручной настройке. Правда, и обходится такой функционал недёшево.
— Переходник (резистор). В этом случае регулировка оборотов производится за счёт снижения напряжения, подаваемого на вентилятор. Для этого он подключается к блоку питания через переходник-резистор. Это своеобразная альтернатива ручной регулировке: переходники стоят недорого. С другой стороны, они гораздо менее удобны: единственный способ изменить скорость вращения при такой регулировке — собственно поменять переходник, а для этого приходится отключать систему и лезть в корпус.
— Терморегулятор. Автоматическая регулировка оборотов по данным с датчика, измеряющего температуру охлаждаемого компонента: при повышении температуры интенсивность работы также повышается, и наоборот. Такие системы проще описанных выше PWM, к тому же могут применяться практически для любых компонентов системы, не только для процессора. С другой стороны, они имеют бОльшую инерцию и время реакции: если PWM предотвращает нагрев заранее, то терморегулятор срабатывает от уже случившегося повышения температуры.Макс. воздушный поток
Максимальный воздушный поток, который может создать вентилятор системы охлаждения; измеряется в CFM — кубических футах в минуту.
Чем выше число CFM — тем эффективнее вентилятор. С другой стороны, высокая производительность требует либо большого диаметра (что сказывается на габаритах и стоимости), либо высокой скорости (а она повышает уровень шума и вибраций). Поэтому при выборе имеет смысл не гнаться за максимальным воздушным потоком, а воспользоваться специальными формулами, позволяющими рассчитать необходимое число CFM в зависимости от типа и мощности охлаждаемого компонента и других параметров. Такие формулы можно найти в специальных источниках. Что же касается конкретных чисел, то в наиболее скромных системах производительность
не превышает 30 CFM, а в наиболее мощных может составлять
свыше 80 CFM.
Также стоит учитывать, что фактическое значение воздушного потока на наибольших оборотах обычно ниже заявленного максимального; подробнее см. «Статическое давление».
Наработка на отказ
Общее время, которое вентилятор системы охлаждения способен гарантированно проработать до выхода из строя. Отметим, что при исчерпании этого времени устройство не обязательно сломается — многие современные вентиляторы имеют значительный запас прочности и способны проработать ещё какой-то период. В то же время оценивать общую долговечность системы охлаждения стоит именно по данному параметру.