Мин. мощность
Минимальная тепловая мощность на которой может работать отопительный котел в постоянном режиме. Работа на минимальной мощности позволяет уменьшить количество циклов включения и выключения, которые неблагоприятно сказываются на долговечности отопительных котлов.
Макс. t горячей воды
Максимальная температура горячей воды, выдаваемой двухконтурным котлом в режиме горячего водоснабжения. Для сравнения отметим, что вода начинает восприниматься как теплая, начиная с 40 °С, а в централизованных системах горячего водоснабжения температура горячей воды обычно составляет порядка 60 °С (и не должна превышать 75 °С). Соответственно, даже в самых скромных моделях данный показатель составляет порядка 45 °С, в подавляющем большинстве современных котлов он не ниже 50 °С, а в отдельных моделях может и вовсе превышать 90 °С.
Также стоит иметь в виду, что при нагреве до данной температуры разница температур («Δt») может быть разной — в зависимости от исходной температуры холодной воды. А от Δt прямо зависит производительность котла в режиме ГВС; подробнее о производительности см. ниже.
Производительность (Δt ~30 °C)
Производительность двухконтурного котла в режиме горячего водоснабжения при нагреве воды приблизительно на 30 °С сверх изначальной температуры.
Производительность — это наибольшее количество горячей воды, которое агрегат может выдать за минуту. Она зависит не только от мощности нагревателя как такового, но и от того, как сильно нужно греть воду: чем выше разница температур (Δt — «дельта тэ») между холодной и нагретой водой — тем больше энергии требуется для нагрева и тем меньше объемы воды, с которыми в таком режим может справиться котел. Поэтому производительность двухконтурных котлов обязательно указывается для определенных вариантов Δt — а именно 25 °С, 30 °С и/или 50 °С. А выбирать по данному показателю стоит с учетом исходной температуры воды и с учетом того, какая потребность в горячей воде имеется в месте установки котла (сколько точек водоразбора, какие требования к температуре и т. п.); подробные рекомендации по этому поводу можно найти в специальных источниках.
Также напомним, что вода начинает ощущаться человеком как теплая где-то с 40 °С, как горячая — где-то с 50 °С, а температура горячей воды в системах центрального водоснабжения (по официальным нормам) составляет не ниже 60 °С. Таким образом, чтобы котел работал в режиме Δt ~30 °C и выдавал хотя бы теплую воду в 40 °С, изначальная температура холодной воды должна составлять около 10 °С (10+30=40 °С). Подобную температуру вполне можно встретить в скважинах в теплое время года, также до 10 °...С в теплый сезон нередко прогревается холодная вода в централизованном водопроводе. Однако котлы, в том числе двухконтурные, включаются в основном в холода, когда исходная температура воды заметно ниже. Соответственно, если котел применяется как основной водонагреватель — нагрев до заявленных температур (см. «Мин. t горячей воды», «Макс. t горячей воды») нередко требует большей Δt, чем 30 °C, и производительность оказывается меньшей, чем указано в этом пункте. А вот при работе в режиме предварительного нагрева (когда вода догревается до нужной температуры дополнительным устройством вроде бойлера) данный показатель весьма достоверно описывает возможности агрегата.
Функция «горячий старт»
Поддержка котлом функции «горячий старт».
Эта функция встречается исключительно в двухконтурных моделях (см. «Тип»): она ускоряет нагрев воды для системы горячего водоснабжения и обеспечивает постоянную температуру воды на выходе. Для этого автоматика котла особым образом отслеживает и контролирует температуру воды во вторичном теплообменнике котла. Наличие «горячего старта» сказывается на стоимости агрегата, однако это компенсируется удобством в использовании.
Шина управления
Шина управления, с которой совместим котел.
Шина управления представляет собой канал связи, по которому управляющие и управляемые устройства могут обмениваться данными. Поддержка подобного канала заметно упрощает подключение терморегуляторов и другой управляющей автоматики — достаточно, чтобы такие устройства были совместимы с той же шиной, что и котел. Кроме того, многие виды шин позволяют создавать весьма обширные системы контроля и управления и без проблем интегрировать в них разные устройства, в том числе отопительные котлы.
В современной отопительной технике наибольшей популярностью пользуются шины
OpenTherm,
eBus,
Bus BridgeNet и
EMS. Вот их ключевые особенности:
— OpenTherm. Достаточно простой стандарт со скромным функционалом: допускает только прямое соединение управляющего и управляемого устройства, не рассчитан на создание обширных систем. С другой стороны, эта шина имеет достаточно продвинутые возможности по управлению отопительными приборами: в частности, она позволяет регулировать температуру не просто включением/отключением котла, а изменением мощности газовой горелки. Подобный режим работы способствует экономии топлива/энергии, а также снижает износ и увеличивает ресурс нагревателя; а во многих случаях системы из двух устройств (котла и терморегулятора) вполне достаточно для эффективного управле
...ния отоплением. При этом стандарт OpenTherm прост и недорог в реализации, благодаря чему в современных котлах он чрезвычайно популярен. По ряду причин применяется он в основном в моделях на газу.
— eBUS. Шина управления, имеющая довольно впечатляющие практические возможности. Позволяет объединять в одной системе до 25 управляющих и 228 управляемых устройств, с дальностью передачи данных между отдельными компонентами до 1 км. При этом eBUS является открытым стандартом, его реализация (по крайней мере, в рамках основных функций) бесплатно доступна для всех желающих. И хотя в наше время поддержку eBUS можно встретить в основном в технике Protherm и Vaillant, однако в целом в котлах это второй по популярности тип шины управления, после OpenTherm. Такое отставание обусловлено в основном несколько большей стоимостью, притом что продвинутые возможности eBUS реально необходимы не так часто.
— Bus BridgeNet. Фирменная разработка Hotpoint-Ariston, применяемая исключительно в котлах этого бренда. Одним из преимуществ заявлена высокая степень автоматизации: от пользователя требуется лишь задать параметры температуры (причем для разных зон можно выбрать свои варианты) и, при желании, программу на неделю, остальные необходимые расчеты и регулировки осуществит система. Впрочем, такие возможности доступны только в специальных управляющих устройствах вроде терморегуляторов; в котлах же поддержка Bus BridgeNet обычно означает лишь совместимость с подобной автоматикой.
— EMS. Шина управления, используемая в основном в оборудовании Bosch и Buderus. В целом отличается широким функционалом, высокой степенью автоматизации и возможностью создания обширных систем управления. Однако стоит учитывать, что в наше время можно встретить как оригинальную EMS, так и модифицированную EMS Plus, и эти стандарты изначально не совместимы между собой (хотя поддержка их обоих вполне может предусматриваться в отдельных устройствах). Так что конкретную версию шины EMS стоит уточнять отдельно; здесь отметим, что в технике Bosch встречается преимущественно оригинальный вариант, а в устройствах Buderus — EMS Plus (хотя и там, и там возможны исключения).КПД
Коэффициент полезного действия котла — основной показатель, характеризующий эффективность его работы.
Для электрических моделей (см. «Источник энергии») этот показатель высчитывают как соотношение полезной мощности к потребляемой; в таких моделях не редкостью являются показатели в 98 – 99 %. Для котлов на сгораемом топливе КПД — это соотношение количества тепла, непосредственно передаваемого теплоносителю, к общему количеству тепла, выделяемому при сгорании. В таких устройствах эффективность ниже, чем в электрических, для них хорошим считается показатель более чем в 90 %. Исключение представляют собой конденсационные котлы (см. соответствующий пункт), в которых КПД может быть даже выше 100 %. Никакого нарушения законов физики здесь не происходит, это своего рода рекламная хитрость: при подсчетах КПД используется не совсем корректная методика, не учитывающая энергии, затраченной на образование водяного пара. Тем не менее, формально все верно: котел выдает на теплоноситель больше тепловой энергии, чем выделяется при сгорании топлива, т. к. к энергии сгорания добавляется энергия конденсации.
Номинальное давление газа на входе
Оптимальное давление газа, подаваемого на вход системы котла. Чаще всего указывается для природного газа и составляет порядка 15-20 мбар. Этот параметр должен соответствовать параметрам системы газоснабжения. Однако давление в последней может быть выше, что может потребовать установки специального газового регулятора — этот вопрос решается при установке котла, которая может проводиться только квалифицированным мастером-газовщиком.
Давление расширительного бака
Давление газа в герметически закрытой части расширительного бака (подробнее о конструкции см. Емкость расширительного бака). Необходимое давление в расширительном баке должно быть приблизительно на 0,3 бар больше, чем начальное давление в системе. Начальное давление, в свою очередь, напрямую зависит от общей высоты системы отопления, а точнее от разницы между высотой самой верхней и самой нижней точки системы отопления. Его можно вывести по приблизительной формуле P=h/10, где P – начальное давление в бар, h — разница высот самой высокой и самой низкой точкой системы в метрах. Таким образом, если перепад высот составляет 2 м, начальное давление в системе — 0,2 бар, а давление в расширительном баке должно быть не менее 0,5 бар.
Теплообменник
Материал первичного теплообменника, в котором тепловая энергия от горячих продуктов сгорания передаётся теплоносителю. От материала изготовления теплообменника напрямую зависят КПД котла, скорость нагрева и срок службы агрегата.
—
Медный. Медь — материал с наилучшими теплоотдающими характеристиками и высокой устойчивостью к коррозии. Она быстро нагревается, что позволяет экономить энергоресурсы при работе отопительного котла, имеет низкий коэффициент шероховатости, отличается длительным эксплуатационным ресурсом. Единственный недостаток этого металла — высокая стоимость. Медные теплообменники устанавливаются на борту оборудования крепкого среднего уровня и высшего сорта.
—
Алюминиевый. Алюминий в качестве материала изготовления теплообменника характеризуется отличной теплопроводностью, длительным сроком службы, к тому же он стоит дешевле
меди. Для удешевления производства в медных теплообменниках стараются уменьшать толщину стенок. С алюминием этого делать не нужно.
—
Чугунный. Котлы с чугунным теплообменником долго нагреваются и медленно остывают, длительное время удерживая тепло после прекращения нагрева. Также чугун примечателен высокой теплоёмкостью и низкой подверженностью к коррозии. Срок службы чугунного агрегата может составить и 30, и 50 лет. Обратная сторона медали — огромные массогабаритные показ
...атели отопительного оборудования, из-за чего котлы с чугунным теплообменником выпускаются преимущественно в напольной компоновке. В придачу чугун плохо переносит резкие перепады температур — они могут вызвать появление трещин.
— Стальной. Стальные теплообменники в отопительных котлах получили наибольшее распространение. Сталь обладает сочетанием высокой пластичности и прочности при воздействии высоких температур, недорого стоит, легко поддаётся обработке на производственных этапах. Однако теплообменники из стали подвержены коррозии. Как результат — они не столь долговечны.
— Из нержавеющей стали. Теплообменники из нержавеющей стали — «редкие птицы» в отопительных котлах, что объясняется дороговизной применения этого материала. Зато они сочетают в себе преимущества как чугуна, так и стали. Нержавейка проявляет высокую коррозионную стойкость, невосприимчивость к термоударам, малую инертность, имеет длительный эксплуатационный ресурс.