—
3D-карты. Поддержка карт, отрисованных средствами 3D-графики. Это обеспечивает дополнительную наглядность в работе: рельеф на экране можно видеть не в виде условных линий и цветовых пятен, а в виде выступов и впадин, форма которых максимально соответствует реальной форме поверхности. При этом трёхмерное изображение может дополняться цветовой и/или числовой индикацией для уточнения дополнительных данных (например, конкретных значений глубины). Данная особенность характерна для высококлассных моделей с функцией картплоттера (см. «Тип»).
— Звуковая сигнализация. Наличие звуковой сигнализации в конструкции прибора. Типы сигналов и ситуации их срабатывания могут быть разными: обнаружение рыбы, критическое уменьшение глубины (см.
«Мелководье/отмель» ниже), достижение контрольной точки,
человек за бортом (см. ниже) и т.п. Однако в любом случае данный тип уведомления надёжнее, чем графическая индикация на экране — чтобы услышать звук, пользователю не обязательно смотреть на прибор. Это значительно снижает риск пропустить важное сообщение.
—
Определение расстояния до рыбы. Возможность определения расстояния до рыбы, обнаруженной эхолотом. Как правило, речь идёт о расстоянии в глубину, а сама индикация может осуществляться разными способами: в одних моделях метки рыб отображаются напротив шкалы глубин,
...в других может выдаваться конкретное значение для каждой метки отдельно.
— Индикация символов в виде рыбок. Возможность отображать на экране сигнал от обнаруженной эхолотом рыбы в виде, собственно, значков-«рыбок». Такой вариант лучше подходит для непрофессиональных пользователей, чем стандартные значки в форме дуг различной формы: для работы с дугами нужны определённые практические знания, чтобы отличить рыбу от других источников сигнала, а в случае с «рыбками» эту задачу за пользователя решает сам прибор. Разумеется, ни одна подобная система не идеальна, а потому не исключены ложные срабатывания; с другой стороны, технологии распознавания постоянно совершенствуются. Многие эхолоты с данной функцией имеют даже градацию по размеру добычи — крупная, средняя, мелкая.
— Индикация рыбы в реальном времени. В приборах с данной функцией сигналы от рыбы отображаются на экране при попадании рыбы под луч эхолота — и исчезают, когда она из-под луча уходит. Это позволяет максимально оперативно отслеживать перемещения потенциальной добычи и оценивать перспективность той или иной локации — тогда как модели без индикации в реальном времени отображают метки постоянно, по факту обнаружения рыбы, и затрудняют оценку её передвижений.
— Быстрое обновление экрана. От скорости обновления экрана эхолота зависит, насколько равномерно прорисовывается на этом экране «видимый» прибором рельеф. Данный параметр важен при движении на высокой скорости: если экран обновляется медленно, велика вероятность появления «ступенек» с резкими перепадами — из-за того, что прибор не успел обработать и вывести на дисплей данные о пройденном участке дна. Под «быстрым» же обновлением подразумевается такой режим, который позволяет комфортно использовать эхолот на высокой скорости; у разных производителей конкретные значения этой скорости могут различаться, однако, как правило, речь идёт не менее чем о 30 – 40 км/ч, развиваемых мощными моторными лодками.
— Мелководье/отмель. Данная функция обеспечивает сигнализацию о критическом уменьшении глубины, чреватом посадкой на мель со всеми соответствующими неприятными последствиями. Глубину, при которой срабатывает сигнализация, чаще всего можно задавать по желанию пользователя.
— Автоизменение масштаба глубины. Автоматическое изменение масштаба изображения на экране в зависимости от глубины, «видимой» эхолотом. Данная функция подстраивает экран прибора так, чтобы на нём был целиком виден весь сканируемый объём воды от поверхности до дна, и для оценки ситуации не нужно было перемещать изображение вверх-вниз. Например, при глубинах в 35-40 м модель с автоизменением масштаба может использовать 50-метровую шкалу, а при выходе на большие глубины — переключаться на 80- или 100-метровую, на меньшие — на 20-метровую и т.п. При этом автоматическая регулировка «облегчает жизнь» пользователю, избавляя его от необходимости настраивать масштаб вручную.
— Диапазон отображаемой глубины. Возможность вручную выставлять для прибора определённый диапазон глубин, отображаемый на дисплее — таким образом, что пространство выше и ниже этого диапазона окажется за пределами экрана. Данная функция может пригодиться, к примеру, для поиска рыбы, ходящей в определённом диапазоне глубин; при этом ограничение диапазона позволяет получать изображение в более крупном масштабе, чем при просмотре всего пространства от поверхности до дна.
— Определение плотности дна. Возможность использовать эхолот для определения плотности поверхности дна. Прибор с данной функцией позволяет определить, что находится под судном — камень, песок или мягкий ил; подобная информация может пригодиться при ловле некоторых видов рыбы. Кроме того, данные о плотности дна бывают полезны при поиске подводных объектов — например, затонувшие суда часто выделяются «твёрдыми» пятнами на мягкой поверхности.
— Индикация температуры воды. Возможность отображения температуры воды на экране прибора. Конкретные особенности такой индикации могут быть разными: одни модели показывают лишь данные о воде, непосредственно контактирующей с датчиком (то есть, по сути, температуру на поверхности), другие способны также выводить данные о термоклине (слое температурного скачка).
— Индикация скорости. Возможность отображения скорости движения на экране прибора. Эта функция обеспечивает дополнительное информирование и может пригодиться даже на судах, оснащённых собственными спидометрами — получать данные о скорости непосредственно на экран эхолота/картплоттера часто бывает удобнее, чем отвлекаться на отдельный прибор. Эти данные могут поступать из разных источников — например, с модуля GPS или со специализированного датчика (лага).
— Отображение пройденного пути. Возможность отображения пройденного пути на экране прибора. Особенности этой функции могут различаться в зависимости от модели: в простейших устройствах показывается только общая пройденная дистанция, более продвинутые (обычно с функцией картплоттера, см. «Тип») могут также прорисовывать маршрут движения на карте.
— Функция «человек за бортом». В соответствии с названием, данная функция облегчает проведение спасательных операций в случае падения человека за борт. Конкретный функционал, связанный с этим, в разных моделях может быть разным, однако обычно имеется как минимум возможность быстро зафиксировать в приборе место происшествия и перевести его в режим навигации к этой точке. А в более продвинутых моделях может предусматриваться и оповещение по морской радиосвязи DSC, а также приём и обработка подобных сигналов с других суден.—
Ethernet. Также этот стандарт известен как LAN или RJ-45. Оригинальное его назначение — построение проводных компьютерных сетей общего назначения; однако Ethernet может применяться и в специальных сетях — в т.ч. используемых навигационным оборудованием. Отметим, что технически данный интерфейс способен обеспечить более высокую скорость передачи данных, чем NMEA, поэтому он может использоваться для задач, требующих передачи большого объёма данных — например, подключения к Интернету через спутниковый модуль.
—
NMEA. Аббревиатура от «National Marine Electronics Association», «Национальная ассоциация электроники для мореходства». Данный интерфейс используется для связи между собой различной «морской» электроники, преимущественно навигационной — эхолотов, картплоттеров, радаров, VHF-радио, гирокомпасов, датчиков в двигателях и т.п. Соответственно, его поддержка позволяет соединять прибор с другими специализированными устройствами и датчиками. Отметим, что существует несколько версий NMEA. Наиболее популярным на данный момент является NMEA 0183, именно этот стандарт поддерживается большинством специального оборудования. Более продвинутая версия — NMEA 2000, она пока распространена не так широко. Подробнее о разных версиях и их совместимости можно узнать в специальных источниках.
—
Выход для внешней антенны GPS. Данная функ
...ция может встречаться вне зависимости от наличия в устройстве встроенного GPS-приёмника (см. выше). Если такой приёмник отсутствует, то возможность подключения внешней антенны (точнее, целого GPS-модуля) является практически обязательной для приборов с функцией картплоттера (см. «Тип») — иначе они не смогут эффективно выполнять свои задачи. Однако и для моделей с собственным приёмником внешняя антенна может пригодиться — она, как правило, более чувствительна, чем внутренняя, и позволяет точнее определять местоположение прибора, особенно в сложных условиях (атмосферные помехи, навигация по узким фьордам и т.п.). При этом такую антенну можно выбрать по собственному желанию, подобрав оптимальный вариант по цене и функционалу. Стоит только учитывать, что для подключения внешнего оборудования могут использоваться разные типы разъёмов — поэтому перед покупкой антенны нелишним будет уточнить её совместимость с конкретной моделью прибора.
— Wi-Fi. Беспроводной интерфейс, изначально созданный для подключения к локальным компьютерными сетям, а с недавних пор применяемый также для прямого соединения различных устройств друг с другом. В эхолотах/картплоттерах может применяться с разными целями — как для интеграции в бортовую сеть, так и для подключения внешнего оборудования (беспроводного датчика, планшета для дистанционного управления и т.п.); конкретный функционал зависит от модели.
— Bluetooth. Беспроводной интерфейс, применяемый для соединения различных устройств между собой. Стандарт Bluetoothвключает множество отдельных протоколов, применяемых для разных типов данных и форматов работы; собственно, возможности данного соединения в каждом конкретном случае зависят от того, какие протоколы поддерживает эхолот/картплоттер. Из самых распространённых возможностей можно назвать, в частности, подключение беспроводных датчиков (см. выше), обмен данными с планшетом, ноутбуком или другим гаджетом (например, для закачки новых карт и маршрутов), подключение беспроводных гарнитур для работы со звуковой сигнализацией и т.п.
— Видео-вход. Разъём для подключения внешнего видеосигнала к эхолоту/картплоттеру. Данная функция позволяет использовать дисплей для отображения «картинки» с другого устройства — например, внешней камеры. Отметим, что видеовходы встречаются в основном в моделях с крупными цветными дисплеями — без такого дисплея весь смысл данной функции терялся бы.
— Видео-выход. Разъём для вывода видеосигнала с эхолота/картплоттера. Данная функция позволяет дублировать изображение с дисплея устройства на внешнем крупном экране — например, основном мониторе бортового компьютера — что делает просмотр более удобным.