Сабвуфер (RMS)
Номинальная мощность сабвуфера, предусмотренного в комплекте поставки домашнего кинотеатра. Подробнее о номинальной мощности см. «Фронт» выше; здесь же отметим, что «сабы» часто имеют довольно высокую мощность, т.к. они предназначены для перекрытия низких частот во всех звуковых каналах.
Суммарная мощность (RMS)
Общая номинальная мощность всех колонок домашнего кинотеатра, включая сабвуферы. Значение номинальной мощности подробно описано в п. «Фронт» выше.
Активный сабвуфер
Сабвуфер, имеющий собственный встроенный усилитель мощности. Наличие такого усилителя позволяет «разгрузить» основной усилитель кинотеатра, что положительно сказывается на общей громкости и качестве звучания акустической системы. Кроме того,
активные сабвуферы часто оснащаются инструментами для дополнительной подстройки, позволяющими добиться желаемого качества звучания без передвижения сабвуфера по помещению.
Сабвуфер
Номинальная мощность, выдаваемая встроенным усилителем мощности домашнего кинотеатра на один канал сабвуфера (низкочастотный). Подробнее о данной характеристике см. п. «Фронт» выше.
Прочие форматы файлов
Поддерживаемые домашним кинотеатром форматы файлов, не относящиеся к видео (см. выше).
— MP3/WMA. Одни из самых распространенных форматов музыкальных файлов. Являются двумя отдельными видами цифрового звука, однако во многих практических моментах настолько схожи, что предусмотреть одновременную поддержку MP3 и WMAтехнически несложно, и в большинстве современных домашних кинотеатров один не отделяется от другого. Относятся к форматам, обеспечивающим т.н. сжатие с потерями (lossy) — размер файла получается небольшим, однако это достигается ухудшением точности звукопередачи на отдельных участках дорожки. Впрочем, эти участки выбираются таким образом, чтобы ухудшение было практически не слышно, и при высоком битрейте звук в MP3 или WMA почти не отличим от FLAC (см. ниже) и других lossless-форматов.
— Audio CD. Обычный, привычный всем и повсеместно распространенный музыкальный диск, обычно вмещающий порядка 15-20 дорожек (до 80 минут звука). Универсален, поддерживается абсолютно всеми устройствами, способными читать оптические носители, вне зависимости от года их выпуска. При этом качество звука Audio CDнастолько высоко, что его достаточно даже для аппаратуры уровня Hi-Fi. Благодаря этому, а также за счёт невысокой стоимости, подобные носители всё ещё широко распространены, невзирая на появление более продвинутых вариантов.
— Audio DVD. Формат, аналогичный Audio CD, но рассчитанный на DVD-диски и разработанный специально для хранения и высокок...ачественного воспроизведения звуковой информации. В этом формате можно записать звук с разным количеством каналов, вплоть до 5.1. Широкого распространения не получил, хотя пользуется определённой популярностью — в частности, благодаря более высокому качеству звука, чем на Audio CD(которые сами по себе весьма неплохи).
— Super Audio CD. Улучшенная версия обычного Audio CD, превосходит его по частоте дискретизации в 64 раза, за счёт чего обеспечивает более высокое качество звучания. Диски SACDнесовместимы с обычными CD-приводами (в лучшем случае возможно проигрывание т.н. «гибридного диска» в качестве обычного Audio CD); поэтому для работы с носителями данного типа стоит выбирать устройства, в которых поддержка Super Audio CDпрямо заявлена.
— JPEG. Самый распространённый современный формат графических файлов, является, в частности, стандартом в цифровой фотографии. Поэтому если Вы намерены использовать домашний кинотеатр для просмотра фотоснимков, стоит выбрать модель с поддержкой JPEG.
Это наиболее распространённые дополнительные форматы. Помимо них, современные домашние кинотеатры могут поддерживать и другие типы файлов, например:
— AAC. Аудиоформат, аналогичный MP3 и WMA, но применяемый в основном в технике Apple.
— GIF. Графический формат, используемый преимущественно для создания анимированных изображений.
— FLAC. Стандарт звука, обеспечивающий сжатие без потерь (lossless), один из наиболее популярных lossless-аудиоформатов на сегодняшний день. Обеспечивает более высокую точность передачи звука, чем MP3 и ему подобные, однако размер файлов получается в разы большим.
— APE. Ещё один стандарт сжатия без потерь. Размер APE-файлов получается меньше, чем у FLAC, однако это требует довольно высокой вычислительной мощности от воспроизводящего устройства. Поэтому поддержка данного формата встречается несколько реже.
— TXT. Формат хранения текстов. Работа с такими файлами может пригодиться, к примеру, для просмотра на экране телевизора текста проигрываемой с диска песни.
— SRT, SUB, ASS. Популярные форматы внешних субтитров. Различаются по особенностям функционала: к примеру, SRTпозволяет работать только с неформатированным текстом, тогда как ASSподдерживает различные шрифты, цвета, эффекты и т.п. Однако суть таких файлов одна — дополнение видеофайлов субтитрами.
HDMI
HDMI — комплексный цифровой интерфейс, разработанный для передачи HD-контента (включая многоканальный звук) по одному кабелю. На сегодняшний день фактически является общепринятым стандартом для HD-совместимой видеотехники, встречается и в аудиоустройствах. В домашних кинотеатрах такие выходы чаще всего применяются для подключения телевизора, монитора, проектора или другого устройства для воспроизведения видео (аудиосигнал идёт по другим интерфейсам на штатную акустику). Однако есть и другие варианты применения — например, трансляция звука на внешний усилитель, через который подключаются штатные колонки. Соответственно, наличие нескольких выходов HDMIпозволяет держать постоянно подсоединёнными несколько приёмников сигнала и не возиться с переподключением кабелей. В наиболее продвинутых моделях количество таких разъёмов может достигать 8.
Входы
—
S-Video. Аналоговый разъём, используется чаще всего для получения сигнала на домашний кинотеатр с компьютера или видеокамеры, хотя может применяться с любым другим источником сигнала, оснащённым соответствующим выходом. Для соединения применяется один кабель и один разъём, однако сигнал передаётся по двум отдельным проводам, благодаря чему S-Videoвыигрывает у композитного интерфейса по качеству изображения и стойкости к помехам, хотя и уступает компонентному (подробнее об этих интерфейсах см. «Выходы»).
—
USB-вход. Классический разъём USB, применяемый для подключения различной периферии. В домашних кинотеатрах чаще всего предназначен для подсоединения внешних накопителей — «флэшек», жёстких дисков — и проигрывания записанных на них файлов. Также такие накопители могут использоваться для обновления прошивки. В любом случае, данная функция значительно упрощает обмен информацией между плеером кинотеатра и компьютером.
—
Коаксиальный. Вход для передачи звука в цифровом виде через разъём RCA («тюльпан») и соответствующий кабель. Впрочем, обычный RCA-кабель для такого соединения подходит плохо, желательно использовать экранированный; в этом состоит основное отличие коаксиального интерфейса от аналогового с теми же разъёмами. Ещё одно отличие заключается в том, что все каналы звука (их может быть более двух) передаются по одному раз
...ъёму. Коаксиальный интерфейс формально относится к стандарту S/P-DIF; от другой разновидности — оптической (см. ниже) — он отличается двумя моментами: с одной стороны, более низкой стойкостью к помехам, с другой — менее деликатным и хрупким кабелем.
— Линейный. Вход для аналоговой передачи звука, обычно в формате стерео. Через такой вход можно подключить к домашнему кинотеатру внешний источник сигнала — например, MP3-плеер — и слушать музыку через акустику кинотеатра. Несмотря на развитие цифровых технологий, линейный вход до сих пор является одним из самых популярных интерфейсов подключения. Он может использовать разные типы разъёмов; наиболее популярные варианты — mini-jack 3.5 мм либо пара гнёзд RCA (по одному на каждый канал стерео).
— Оптический. Цифровой вход для передачи высококачественного звука, в т.ч. многоканального. Оптическое соединение примечательно полной нечувствительностью к электрическим помехам. С другой стороны, кабель TOSLINK, используемый для такого подключения, довольно деликатен и может сломаться при резком изгибе или раскрошиться от сильного нажима.
— LAN (RJ45). Он же сетевой порт. Позволяет подключать домашний кинотеатр к локальной компьютерной сети и получать доступ к контенту, хранящемуся на компьютерах в этой сети, а при наличии соответствующих возможностей — ещё и выходить в Интернет (как для просмотра видео и прослушивания аудио онлайн, так и со служебными целями, вроде обновления прошивки). Правда, проводное подключение менее удобно, чем Wi-Fi (см. «Мультимедиа»), из-за наличия собственно провода. С другой стороны, оно обеспечивает более высокие фактические скорости передачи данных, к тому же позволяет «разгрузить эфир» — снять часть нагрузки с Wi-Fiроутера, к которому, помимо кинотеатра, может быть подключено множество других устройств (мобильники, ноутбуки и т.п.).
— Под микрофон. Стандартный вход для подключения внешнего микрофона. Наличие такого входа является обязательным для плееров с функцией караоке (см. Караоке).