Тип
Тип определяет общее назначение устройства.
—
Эхолот. Эхолотами называют приборы, предназначенные для исследования водоёмов при помощи гидролокации. Принцип действия эхолота аналогичен радару, однако он использует не радиоволны, а ультразвук. Изначальное назначение подобных устройств — создание топографических карт дна водоёма, определение его рельефа и глубины в различных местах. Однако помимо этого эхолот может использоваться для обнаружения рыбы, причём при хорошем качестве прибора и правильно выставленных настройках можно даже определять приблизительный размер потенциальной добычи.
—
Картплоттер. Картплоттер можно описать как специализированный GPS-навигатор, предназначенный для водного использования и оснащённый соответствующими дополнительными функциями. Такие функции включают как минимум работу с лоциями (подробными картами водоёмов, с указанием глубин, течений и т.п.); помимо этого может предусматриваться поддержка метеорологических сервисов, дополнительного оборудования вроде радаров или специфических навигационных датчиков и т.п. Отметим, что GPS-приёмник может быть как встроенным, так и внешним; подробнее см. «Характеристики картплоттера».
—
Эхолот-картплоттер. Модели, сочетающие в одном устройстве возможности обоих описанных выше типов. Такие приборы наиболее универсальны, однако и стоят соответственно.
—
...Эхолот-флешер. Специфическая разновидность эхолотов, созданная специально для применения на одном месте, без движения. Изначально такие приборы вообще были разработаны для ловли из проруби зимой — хотя такой рыбалкой дело не ограничивается — флешеры применяются и летом, в том числе и на открытой воде при ловле с лодки. Такие приборы по определению способны отображать рыбу в реальном времени (см. «Функции»), однако вместо традиционного экрана используется круговой индикатор, благодаря которому пользователь может определять направление на обнаруженный объект. А особенности этого объекта (точнее, отражённого от него сигнала) можно определить по цвету метки на индикаторе: к примеру, красная метка соответствует сильному сигналу, жёлтая — среднему, зелёная — слабому. Ещё одно преимущество флешера перед традиционным эхолотом заключается в высокой чувствительности, позволяющей следить даже за мелкими приманками. Благодаря всему этому подобные приборы довольно популярны среди рыболовов, однако и обходятся недешево.Глубина сканирования
Максимальная глубина, на которой локатор эхолота (см. «Тип») способен эффективно действовать — проще говоря, насколько глубоко под водой способен «видеть» прибор.
Выбирать эхолот по данному параметру стоит с учётом реальных глубин, на которых его планируется использовать. Разумеется, при этом не помещает определённый запас, однако в разумных пределах (15-20%, не больше). К примеру, навряд ли имеет смысл специально брать модель с глубиной сканирования в 200 м для озера с ямами в 30-40 м — стоят такие приборы дорого, при этом реализовать весь их потенциал будет попросту негде, а мощный сигнал может ещё и распугать рыбу. А вот для морского или океанского применения может понадобиться глубина в километр и более; самые продвинутые эхолоты вполне способны её обеспечить.
Общий угол излучения
Угол, охватываемый при работе излучателем эхолота (или прибора с такой функцией, см. «Тип»).
Технически тем
шире угол — тем лучше эхолот подходит для поиска рыбы и других подводных объектов, т.к. большая площадь охвата снижает вероятность упустить добычу. С другой стороны, для точного определения глубины луч должен быть максимально узким. Это связано с тем, что глубина определяется по максимально выступающей точке, попавшей под луч; таким образом, если размеры ямы на дне меньше, чем пятно от луча, прибор эту яму попросту не заметит. Чем меньше угол (и, соответственно, проекция луча на дно) — тем меньше вероятность подобного явления.
Однако стоит учитывать, что всё изложенное однозначно справедливо лишь для однолучевых эхолотов (см. «Кол-во лучей излучения»). А вот многолучевые модели, как правило, сочетают лучи разной ширины, компенсируя таким образом недостатки узких и широких углов. В них общий угол излучения описывает лишь размеры пространства, охватываемого прибором.
Мощность излучателя
Мощность, выдаваемая при работе излучателем эхолота (или эхолота-картплоттера, см. «Тип»).
Чем
мощнее излучатель — тем «дальнобойнее» получается прибор, тем больше глубина, на которой он может нормально работать (см. выше). Однако не стоит забывать, что практические возможности эхолота зависят от целого ряда других параметров, начиная от рабочих частот и углов (см. выше) и заканчивая качеством приёмника и особенностями алгоритмов обработки сигнала. Кроме того, разные производители могут указывать в характеристиках разные виды мощностей: в одних случаях это пиковая (максимальная мощность в момент отдельного импульса), в других — RMS (среднеквадратичная мощность, вычисляемая за определённый промежуток времени и получающаяся ниже пиковой). Поэтому можно сказать, что роль данного параметра обычно чисто справочная, и ориентироваться при выборе стоит на более приближённые к практике моменты (например, ту же глубину сканирования).
Технология CHIRP
Поддержка эхолотом
технологии CHIRP.
Смысл данной технологии заключается в использовании эхолотом одновременно нескольких частот. Иными словами, каждый импульс состоит из нескольких сигналов, каждый на своей частоте. По заявлениям создателей, это позволяет улучшить качество изображения, повысить детализацию (в т.ч. на большой глубине и высокой скорости) и одновременно снизить уровень шумов и других помех на экране по сравнению с одночастотными сонарами. Однако и стоят модели с CHIRP заметно дороже.
Нижнее сканирование
Поддержка эхолотом специальных технологий
нижнего сканирования.
«Просмотр» пространства под днищем лодки является классическим режимом эхолота и поддерживается всеми моделями по определению. Однако в обычном режиме звуковой луч распространяется в виде конуса, а участок дна, попадающий под луч, имеет форму круга. Это ухудшает точность и не позволяет добиться детализированного изображения. В свете этого многие производители эхолотов разработали специальные технологии для улучшения работы прибора; у Lowrance это DSI, у Hummingbird — DI, у Garmin — DownVü. Нюансы этих технологий могут различаться, однако базовый принцип работы одинаков: луч эхолота сужается и идёт не конусом, а полосой. За счёт этого разрешающая способность прибора значительно повышается, на небольших глубинах такой эхолот может «прорисовывать» даже отдельные стебли водорослей, позволяя отличать подводные заросли от стаек рыбы. В некоторых моделях узкий луч сочетается с классическим конусом, что ещё более расширяет возможности обнаружения. Однако и обходятся подобные приборы недёшево.
Дисплей
— Диагональ экрана. Размер экрана по диагонали в дюймах. Чем
крупнее экран — тем больше информации на него можно вывести и тем подробнее может быть эта информация. С другой стороны, этот параметр заметно сказывается на габаритах прибора, да и стоят крупные экраны дорого — тем более что для нормального качества изображения нужно соответствующее разрешение (см. ниже).
—
Сенсорный. Наличие сенсора в конструкции дисплея. Эта особенность позволяет управлять прибором за счёт прикосновений к значкам на экране — аналогично тому, как это делается в смартфонах и планшетах. Сенсорное управление даёт больше возможностей, чем классическое, при помощи кнопок и переключателей, к тому же оно нагляднее — однако и стоят такие приборы дороже.
— Разрешение дисплея. Размер дисплея в точках (пикселях) по горизонтали и вертикали. Чем больше разрешение — тем более детализированное изображение способен выдать экран, тем более мелкие объекты могут на нём чётко отображаться и тем комфортнее просмотр. В то же время специфика эхолотов такова, что слишком высокого разрешения не требуется даже для высококлассных моделей: к примеру, скромные по меркам смартфонов или планшетов 640х480 при экране в 5" считаются вполне достаточными даже для продвинутого устройства.
— Цветность. Способность экрана отображать цвета. В данном случае используется простейшее деление:
Монохромный.... Дисплеи, выводящие информацию только в оттенках одного цвета. Теоретически основной цвет может быть любым, однако в данном случае абсолютное большинство монохромных экранов — чёрно-белые. Их достоинствами являются невысокая стоимость и энергопотребление, а также хорошая видимость на солнце; при этом подобное изображение позволяет работать с довольно разнообразными видами данных, чего достаточно даже для весьма продвинутых эхолотов (см. «Тип»). Тем не менее, это разнообразие не столь широко, как у цветных дисплеев, в итоге для картплоттеров (см. там же) подобное изображение подходит плохо — при невозможности отображения разных цветов теряется часть важной информации на картах.
Цветной. Экраны, способные работать с несколькими цветами. Разнообразие цветов может быть довольно небольшим, однако изображение всё равно получается более информативным, чем чёрно-белое: разные цвета могут обозначать разную глубину на карте, перепады температур воды и т.п. Благодаря этому данная разновидность дисплеев встречается во всех типах навигационных приборов (см. выше). Её главным недостатком можно назвать более высокую стоимость, чем у монохромных экранов.
— Подсветка. Наличие у экрана собственной системы подсветки. Данная особенность делает дисплей независимым от внешнего освещения и позволяет видеть информацию на нём даже в полной темноте. В то же время подсветка повышает энергопотребление, что важно при длительной работе от автономного источника (например, аккумулятора лодки). Поэтому она может делаться отключаемой.Функции
—
3D-карты. Поддержка карт, отрисованных средствами 3D-графики. Это обеспечивает дополнительную наглядность в работе: рельеф на экране можно видеть не в виде условных линий и цветовых пятен, а в виде выступов и впадин, форма которых максимально соответствует реальной форме поверхности. При этом трёхмерное изображение может дополняться цветовой и/или числовой индикацией для уточнения дополнительных данных (например, конкретных значений глубины). Данная особенность характерна для высококлассных моделей с функцией картплоттера (см. «Тип»).
— Звуковая сигнализация. Наличие звуковой сигнализации в конструкции прибора. Типы сигналов и ситуации их срабатывания могут быть разными: обнаружение рыбы, критическое уменьшение глубины (см.
«Мелководье/отмель» ниже), достижение контрольной точки,
человек за бортом (см. ниже) и т.п. Однако в любом случае данный тип уведомления надёжнее, чем графическая индикация на экране — чтобы услышать звук, пользователю не обязательно смотреть на прибор. Это значительно снижает риск пропустить важное сообщение.
—
Определение расстояния до рыбы. Возможность определения расстояния до рыбы, обнаруженной эхолотом. Как правило, речь идёт о расстоянии в глубину, а сама индикация может осуществляться разными способами: в одних моделях метки рыб отображаются напротив шкалы глубин,
...в других может выдаваться конкретное значение для каждой метки отдельно.
— Индикация символов в виде рыбок. Возможность отображать на экране сигнал от обнаруженной эхолотом рыбы в виде, собственно, значков-«рыбок». Такой вариант лучше подходит для непрофессиональных пользователей, чем стандартные значки в форме дуг различной формы: для работы с дугами нужны определённые практические знания, чтобы отличить рыбу от других источников сигнала, а в случае с «рыбками» эту задачу за пользователя решает сам прибор. Разумеется, ни одна подобная система не идеальна, а потому не исключены ложные срабатывания; с другой стороны, технологии распознавания постоянно совершенствуются. Многие эхолоты с данной функцией имеют даже градацию по размеру добычи — крупная, средняя, мелкая.
— Индикация рыбы в реальном времени. В приборах с данной функцией сигналы от рыбы отображаются на экране при попадании рыбы под луч эхолота — и исчезают, когда она из-под луча уходит. Это позволяет максимально оперативно отслеживать перемещения потенциальной добычи и оценивать перспективность той или иной локации — тогда как модели без индикации в реальном времени отображают метки постоянно, по факту обнаружения рыбы, и затрудняют оценку её передвижений.
— Быстрое обновление экрана. От скорости обновления экрана эхолота зависит, насколько равномерно прорисовывается на этом экране «видимый» прибором рельеф. Данный параметр важен при движении на высокой скорости: если экран обновляется медленно, велика вероятность появления «ступенек» с резкими перепадами — из-за того, что прибор не успел обработать и вывести на дисплей данные о пройденном участке дна. Под «быстрым» же обновлением подразумевается такой режим, который позволяет комфортно использовать эхолот на высокой скорости; у разных производителей конкретные значения этой скорости могут различаться, однако, как правило, речь идёт не менее чем о 30 – 40 км/ч, развиваемых мощными моторными лодками.
— Мелководье/отмель. Данная функция обеспечивает сигнализацию о критическом уменьшении глубины, чреватом посадкой на мель со всеми соответствующими неприятными последствиями. Глубину, при которой срабатывает сигнализация, чаще всего можно задавать по желанию пользователя.
— Автоизменение масштаба глубины. Автоматическое изменение масштаба изображения на экране в зависимости от глубины, «видимой» эхолотом. Данная функция подстраивает экран прибора так, чтобы на нём был целиком виден весь сканируемый объём воды от поверхности до дна, и для оценки ситуации не нужно было перемещать изображение вверх-вниз. Например, при глубинах в 35-40 м модель с автоизменением масштаба может использовать 50-метровую шкалу, а при выходе на большие глубины — переключаться на 80- или 100-метровую, на меньшие — на 20-метровую и т.п. При этом автоматическая регулировка «облегчает жизнь» пользователю, избавляя его от необходимости настраивать масштаб вручную.
— Диапазон отображаемой глубины. Возможность вручную выставлять для прибора определённый диапазон глубин, отображаемый на дисплее — таким образом, что пространство выше и ниже этого диапазона окажется за пределами экрана. Данная функция может пригодиться, к примеру, для поиска рыбы, ходящей в определённом диапазоне глубин; при этом ограничение диапазона позволяет получать изображение в более крупном масштабе, чем при просмотре всего пространства от поверхности до дна.
— Определение плотности дна. Возможность использовать эхолот для определения плотности поверхности дна. Прибор с данной функцией позволяет определить, что находится под судном — камень, песок или мягкий ил; подобная информация может пригодиться при ловле некоторых видов рыбы. Кроме того, данные о плотности дна бывают полезны при поиске подводных объектов — например, затонувшие суда часто выделяются «твёрдыми» пятнами на мягкой поверхности.
— Индикация температуры воды. Возможность отображения температуры воды на экране прибора. Конкретные особенности такой индикации могут быть разными: одни модели показывают лишь данные о воде, непосредственно контактирующей с датчиком (то есть, по сути, температуру на поверхности), другие способны также выводить данные о термоклине (слое температурного скачка).
— Индикация скорости. Возможность отображения скорости движения на экране прибора. Эта функция обеспечивает дополнительное информирование и может пригодиться даже на судах, оснащённых собственными спидометрами — получать данные о скорости непосредственно на экран эхолота/картплоттера часто бывает удобнее, чем отвлекаться на отдельный прибор. Эти данные могут поступать из разных источников — например, с модуля GPS или со специализированного датчика (лага).
— Отображение пройденного пути. Возможность отображения пройденного пути на экране прибора. Особенности этой функции могут различаться в зависимости от модели: в простейших устройствах показывается только общая пройденная дистанция, более продвинутые (обычно с функцией картплоттера, см. «Тип») могут также прорисовывать маршрут движения на карте.
— Функция «человек за бортом». В соответствии с названием, данная функция облегчает проведение спасательных операций в случае падения человека за борт. Конкретный функционал, связанный с этим, в разных моделях может быть разным, однако обычно имеется как минимум возможность быстро зафиксировать в приборе место происшествия и перевести его в режим навигации к этой точке. А в более продвинутых моделях может предусматриваться и оповещение по морской радиосвязи DSC, а также приём и обработка подобных сигналов с других суден.Интерфейсы подключения
—
Ethernet. Также этот стандарт известен как LAN или RJ-45. Оригинальное его назначение — построение проводных компьютерных сетей общего назначения; однако Ethernet может применяться и в специальных сетях — в т.ч. используемых навигационным оборудованием. Отметим, что технически данный интерфейс способен обеспечить более высокую скорость передачи данных, чем NMEA, поэтому он может использоваться для задач, требующих передачи большого объёма данных — например, подключения к Интернету через спутниковый модуль.
—
NMEA. Аббревиатура от «National Marine Electronics Association», «Национальная ассоциация электроники для мореходства». Данный интерфейс используется для связи между собой различной «морской» электроники, преимущественно навигационной — эхолотов, картплоттеров, радаров, VHF-радио, гирокомпасов, датчиков в двигателях и т.п. Соответственно, его поддержка позволяет соединять прибор с другими специализированными устройствами и датчиками. Отметим, что существует несколько версий NMEA. Наиболее популярным на данный момент является NMEA 0183, именно этот стандарт поддерживается большинством специального оборудования. Более продвинутая версия — NMEA 2000, она пока распространена не так широко. Подробнее о разных версиях и их совместимости можно узнать в специальных источниках.
—
Выход для внешней антенны GPS. Данная функ
...ция может встречаться вне зависимости от наличия в устройстве встроенного GPS-приёмника (см. выше). Если такой приёмник отсутствует, то возможность подключения внешней антенны (точнее, целого GPS-модуля) является практически обязательной для приборов с функцией картплоттера (см. «Тип») — иначе они не смогут эффективно выполнять свои задачи. Однако и для моделей с собственным приёмником внешняя антенна может пригодиться — она, как правило, более чувствительна, чем внутренняя, и позволяет точнее определять местоположение прибора, особенно в сложных условиях (атмосферные помехи, навигация по узким фьордам и т.п.). При этом такую антенну можно выбрать по собственному желанию, подобрав оптимальный вариант по цене и функционалу. Стоит только учитывать, что для подключения внешнего оборудования могут использоваться разные типы разъёмов — поэтому перед покупкой антенны нелишним будет уточнить её совместимость с конкретной моделью прибора.
— Wi-Fi. Беспроводной интерфейс, изначально созданный для подключения к локальным компьютерными сетям, а с недавних пор применяемый также для прямого соединения различных устройств друг с другом. В эхолотах/картплоттерах может применяться с разными целями — как для интеграции в бортовую сеть, так и для подключения внешнего оборудования (беспроводного датчика, планшета для дистанционного управления и т.п.); конкретный функционал зависит от модели.
— Bluetooth. Беспроводной интерфейс, применяемый для соединения различных устройств между собой. Стандарт Bluetoothвключает множество отдельных протоколов, применяемых для разных типов данных и форматов работы; собственно, возможности данного соединения в каждом конкретном случае зависят от того, какие протоколы поддерживает эхолот/картплоттер. Из самых распространённых возможностей можно назвать, в частности, подключение беспроводных датчиков (см. выше), обмен данными с планшетом, ноутбуком или другим гаджетом (например, для закачки новых карт и маршрутов), подключение беспроводных гарнитур для работы со звуковой сигнализацией и т.п.
— Видео-вход. Разъём для подключения внешнего видеосигнала к эхолоту/картплоттеру. Данная функция позволяет использовать дисплей для отображения «картинки» с другого устройства — например, внешней камеры. Отметим, что видеовходы встречаются в основном в моделях с крупными цветными дисплеями — без такого дисплея весь смысл данной функции терялся бы.
— Видео-выход. Разъём для вывода видеосигнала с эхолота/картплоттера. Данная функция позволяет дублировать изображение с дисплея устройства на внешнем крупном экране — например, основном мониторе бортового компьютера — что делает просмотр более удобным.