Тип связи
По типу связи все современные рации делятся на
аналоговые и
цифровые. Вот подробное описание каждого варианта:
— Аналоговая связь. Простейший, с технической точки зрения, способ работы: звук, принятый микрофоном рации, «встраивается» в радиосигнал напрямую, без конвертирования в цифровой формат. Соответственно, основными преимуществами аналоговых раций являются простота конструкции и невысокая стоимость. Ключевые недостатки данного варианта — сравнительно невысокое качество звука, которое к тому же сильно зависит от фактической мощности сигнала: чем слабее сигнал — тем хуже слышимость и тем выше уровень помех. Кроме того, связь сама по себе не защищена от прослушивания: любой пользователь в зоне действия рации, настроившись на ваш диапазон и канал, сможет слышать ваши переговоры. С другой стороны, это может быть как недостатком, так и достоинством — например, если речь идет об автомобильной рации CB диапазона, часто применяемой для связи с незнакомыми абонентами. А защитить канал от прослушивания можно, к примеру, при помощи скремблера.
— Цифровая связь. При таком формате связи аналоговый аудиосигнал (электрические колебания) сначала конвертируется в цифровой (последовательность нулей и единиц), и только затем поступает на передатчик. В приемнике, соответственно, все происходить наоборот: цифро-аналоговый преобразователь восстанавливает исходный звук из потока чисел. Цифровые рации замет
...но сложнее и дороже аналоговых, однако имеют целый ряд преимуществ перед ними. Во-первых, сигнал намного лучше защищен от помех. Во-вторых, его качество не меняется при изменении мощности: принимающая сторона либо слышит звук в изначальном качестве (даже при минимальном уровне сигнала), либо не слышит ничего вообще. В-третьих, цифровой формат позволяет применять различные дополнительные функции — такие, как текстовые сообщения. И в-четвертых, в таких рациях намного проще реализовать защиту от прослушивания. Так, в пределах одного диапазона можно предусмотреть сотни или даже тысячи каналов, со случайным выбором и периодическим переключением между ними (аналогичная технология используется в мобильных сетях и Wi-Fi оборудовании). А связанные между собой устройства могут «договориться» об общем уникальном ключе шифрования — в итоге посторонний не сможет расшифровать цифровые данные, даже если найдет канал связи.Кол-во каналов
Количество каналов, на которых может работать рация.
Каждый канал по сути представляет собой довольно узкий поддиапазон в рамках основного рабочего диапазона (см. «Диапазон частот»). Разделение на каналы позволяет нескольким группам пользователей одновременно работать на одной территории и в одном диапазоне так, чтобы не пересекаться в эфире и не мешать друг другу. Чем
больше каналов предусмотрено в конструкции рации — тем больше вероятность найти свободный канал и тем лучше она подходит для работы в условиях интенсивного постороннего радиообмена. Особенно это важно для мощных «дальнобойных» моделей.
В то же время одновременная работа нескольких групп на одном канале также возможна — благодаря субкодам (см. ниже).
Источник питания
— Ni-Cd. Никель-кадмиевые батареи характеризуются прочностью, надёжностью, а также устойчивостью к низким температурам, что позволяет использовать рации с таким питанием на морозе. Также Ni-Cd аккумуляторы хорошо переносят высокие токи зарядки, что значительно ускоряет процесс. Главным их недостатком является т.н. «эффект памяти»: если батарею начать заряжать, не разрядив перед этим полностью, её ёмкость уменьшается. Изначальную ёмкость после этого можно восстановить, однако это требует определённых ухищрений. Кроме того, Ni-Cd аккумуляторы считаются экологически опасными. В результате всего этого на сегодняшний день они встречаются весьма редко.
— Ni-Mh. Никель-металл-гидридные батареи были разработаны как замена для никель-кадмиевых (см. выше), с целью устранения их основных недостатков. Такие батареи хорошо держат напряжение (оно снижается лишь при почти полном исчерпании заряда), устойчивы к низким температурам, экологически безопасны и почти не подвержены «эффекту памяти» — он проявляется лишь при хранении в частично заряженном виде дольше нескольких дней. Как следствие, Ni-Mh аккумуляторы получили довольно широкое распространение в рациях. Из их недостатков можно назвать несколько меньший срок службы, чем у Ni-Cd, ощутимо большее время зарядки и непригодность к хранению в разряженном виде.
— Li-Ion. Литий-ионные батареи на сегодняшний день являются наиболее распространённым типом аккумуляторов для портативной электроники, в т.ч. раций. Они имеют
...хорошую ёмкость при небольших размерах и весе, быстро заряжаются, а главное — не подвержены «эффекту памяти». В то же время Li-Ion батареи довольно чувствительны к низким температурам, да и стоят дороже «никелевых» типов (см. выше).
— Li-Pol. Литий-полимерные аккумуляторы фактически являются усовершенствованной версией литий-ионных батарей (см. выше) — при тех же преимуществах они имеют ещё более компактные габариты и меньший вес. Однако главный недостаток — чувствительность к холоду — также остался, а цена может быть даже выше, чем у Li-Ion. Как следствие, среди раций этот тип батарей встречается довольно редко, в основном в моделях премиум-класса.
Стоит отметить, что среди раций встречаются модели как со встроенными, так и со сменными аккумуляторами. В последнем случае аккумуляторы могут иметь размеры стандартных батареек АА («пальчиковые») или ААА («мини-пальчиковые»). Это позволяет при необходимости заменить их обычными одноразовыми батарейками или другими аккумуляторами того же размера. Технически можно даже установить в такую рацию аккумуляторы другого типа — например, заменить комплектные никель-металл-гидридные более продвинутыми литий-ионными. Однако если в комплекте поставляется подставка для зарядки (см. ниже), использовать её для «неродного» типа батарей нельзя, т.к. у разных типов аккумуляторов ощутимо отличаются режимы зарядки. В вышеприведённом примере это будет значить, что заряжать на подставке можно будет лишь комплектные Ni-Mh батареи, а для Li-Ion потребуется отдельное зарядное устройство.
— От бортовой сети. Такое питание применяется исключительно в стационарных моделях (см. «Тип»). Этот вариант удобен в первую очередь тем, что Вам не придётся следить за состоянием собственных батарей/аккумуляторов рации: пока есть напряжение в бортовой сети транспортного средства — она будет работать. При этом даже не обязательно, чтобы работал двигатель — рация может запитываться и от аккумулятора транспортного средства (причём потребляют такие устройства относительно немного, а аккумуляторы на современный транспорт ставятся довольно ёмкие). По этой причине стационарные модели обычно вообще не имеют собственных автономных источников питания.