Диапазон частот
Диапазон частот, поддерживаемый рацией как на приём, так и передачу.
—
CB (27 МГц). Аббревиатура от «Citizens' Band» (иногда расшифровывают как «Civil Band»), т.е. «гражданский диапазон». Один из наиболее широко используемых современных диапазонов, в частности на территории СНГ, во многих странах CB-рации не требуют лицензирования. Технические особенности диапазона таковы, что он слабо подходит для условий городской застройки, однако обеспечивает хорошую связь за городом. Как следствие, такие рации получили широкое распространение в качестве автомобильных, особенно среди водителей-дальнобойщиков — они позволяют обмениваться информацией на расстоянии до 5 км и заблаговременно предупреждать других водителей о дорожной обстановке. Также этот диапазон используется многими аварийными службами для прямого приёма информации.
—
LPD (433 МГц). Аббревиатура от «Low Power Device», сиречь «прибор низкой мощности», что полностью описывает особенности раций под этот диапазон. Они отличаются низким энергопотреблением и часто не требуют специальных элементов питания (подойдут и обычные батарейки) . При этом благодаря высокой частоте LPD-модели хорошо ведут себя в условиях города, при плотной застройке и обилии других источников электромагнитного излучения — дальность связи может достигать 2-3 км. Применяется этот диапазон в основном в Европе и
...СНГ, во многих странах модели под него не требуют лицензирования.
— PMR (446 МГц). Аббревиатура от «Private Mobile Radio» — «частная переносная рация». Этот диапазон во многом схож с LPD (см. выше): в частности, он предназначен в первую очередь для условий города, используется преимущественно на территории Европы и СНГ, а рации под PMR во многих странах можно использовать без лицензии.
— FRS (462-467 МГц). Расшифровывается как «Family Radio Service», что можно перевести как «рация для семейного пользования». Является одной из разновидностей диапазона UHF (см. ниже), отличается экономичностью с одной стороны и относительно небольшой дальностью — с другой. В целом относится к «городским» диапазонам, аналогично LPD и PMR (см. выше), однако, в отличие от них, используется преимущественно в Северной и Южной Америке; в Европе и СНГ такие рации в лучшем случае требуют лицензирования, а в некоторых странах они вообще запрещены к использованию.
— VHF. Аббревиатура от «Very High Frequency» — «очень высокая частота», этот диапазон охватывает частоты 134 – 174 МГц. VHF-рации характеризуются хорошей дальностью и проникающей способностью сигнала, подходят для работы как в городе, так и на пересечённой местности, однако для уверенной работы таким устройствам требуется довольно длинная антенна. Как следствие, VHF широко применяется в профессиональной радиосвязи, в частности морской и в службах такси, однако во многих странах такие рации можно использовать только после регистрации и/или получения лицензии.
— UHF. Диапазон «Ultra High Frequency» — «сверхвысокая частота», чаще всего под этим определением подразумеваются частоты порядка 400 – 470 МГц. Является своего рода аналогом VHF: широко используется в профессиональных рациях и во многих странах требует лицензирования. В то же время UHF, благодаря высокой частоте и малой длине волны, обладает хорошей проникающей способностью и не требует длинных антенн, что делает его более подходящим для компактных раций «городского» типа.
В дополнение к вышеизложенному, стоит отметить два момента касательно лицензирования и регистрации раций всех диапазонов. Во-первых, условия безлицензионного использования часто описывают не только диапазон, но и целый ряд других технических характеристик (в первую очередь это касается мощности передатчика и типа антенны, о том и другом подробнее см. ниже). Во-вторых, в разных странах (даже в пределах одного региона) законодательство, касающееся радиосвязи, может ощутимо отличаться — в результате модель, свободно продающаяся в одной стране, в другой может подлежать регистрации или вообще оказаться запрещённой к использованию. А для профессиональных моделей может потребоваться лицензия не только на рацию, но и на конкретную частоту. Потому перед приобретением рации имеет смысл отдельно уточнить соответствующие положения законодательства.Раций в комплекте
Количество раций в стандартном комплекте поставки, обычно
1 либо
2. Парами чаще всего поставляются устройства, рассчитанные на начинающих и/или непрофессиональных пользователей: купив такой комплект, Вы сразу получаете всё необходимое для двусторонней радиосвязи. Впрочем встречаются комплекты на 3 и больше раций, преимущественно на
4,
6,
10 устройств.
Дальность действия
Максимальная дальность связи, которую рация способна обеспечить при использовании с однотипной моделью.
Говоря о дальности, стоит учитывать, что обычно в характеристиках указывается её идеальное значение. А оно достигается лишь при сочетании определённых условий: полное отсутствие препятствий (домов, деревьев и т.п.) и помех в прохождении радиоволн (например, из-за повышенной солнечной активности или наличия мощных передатчиков поблизости), полный заряд аккумулятора, оптимальная температура воздуха, качественный приёмопередатчик на другом конце линии и т.п. На практике же дальность связи, как правило, оказывается значительно ниже. Поэтому при выборе по данному параметру стоит брать определённый запас.
Кол-во каналов
Количество каналов, на которых может работать рация.
Каждый канал по сути представляет собой довольно узкий поддиапазон в рамках основного рабочего диапазона (см. «Диапазон частот»). Разделение на каналы позволяет нескольким группам пользователей одновременно работать на одной территории и в одном диапазоне так, чтобы не пересекаться в эфире и не мешать друг другу. Чем
больше каналов предусмотрено в конструкции рации — тем больше вероятность найти свободный канал и тем лучше она подходит для работы в условиях интенсивного постороннего радиообмена. Особенно это важно для мощных «дальнобойных» моделей.
В то же время одновременная работа нескольких групп на одном канале также возможна — благодаря субкодам (см. ниже).
Кол-во субкодов
Количество субкодов, предусмотренное в конструкции рации.
Субкоды используются для создания в рамках одного канала (см. «Кол-во каналов») отдельных субканалов с разным кодированием. Это позволяет нескольким группам пользователей одновременно общаться на одном частотном канале, не мешая друг другу. Благодаря комбинации канала и субкода количество субканалов, доступных для связи, может исчисляться сотнями — чего более чем достаточно даже в загруженном эфире.
В моделях начального уровня с небольшой мощностью возможность использования субкодов может вообще не предусматриваться за практической ненадобностью — в радиусе их действия редко оказывается большое количество «посторонних» пользователей. А вот для мощных раций с большой дальностью наличие субкодов очень важно.
Антенна
Тип антенны, используемый в рации.
— Несъёмная. Как следует из названия, такая антенна постоянно закреплена на корпусе рации. Технически снять её чаще всего можно, однако для этого потребуется специально разбирать рацию; замена же для такой антенны на другую, иного типа, не предусматривается вообще.
— Съёмная.
Съёмная антенна изначально рассчитана на возможность быстрого отсоединения от корпуса рации, чаще всего без использования каких-либо инструментов. Кроме удобства в транспортировке и хранении, такая конструкция часто предусматривает возможность сменить комплектную антенну на более мощную, или даже подключить рацию к отдельной внешней антенне — для увеличения дальности действия.
Отметим, что законодательство некоторых стран относит конструкцию антенны к параметрам, определяющим условия лицензирования и регистрации: так, рации со съёмными антеннами могут подлежать лицензированию, тогда как для совершенно аналогичных моделей с несъёмными оно не потребуется.
Функции и возможности
—
Подключение гарнитуры. Возможность подключить к рации гарнитуру — наушник (или наушники) с микрофоном. Главное предназначение гарнитуры — освободить руки во время разговора. Кроме того, в шумных помещениях наушник часто бывает удобнее внешнего динамика.
—
Bluetooth. Беспроводная технология среднего радиуса действия (от 10 до 100 м, в зависимости от версии), предназначенная для прямой связи между различными устройствами. Основной и практически единственный способ применения этой технологии в рациях — подключение беспроводных гарнитур, позволяющих освободить руки при разговоре. Bluetooth может предусматриваться как в портативных, так и в стационарных рациях.
—
Маскировка речи (скремблер). Наличие в рации функции маскировки речи: встроенный модуль шифрования (скремблер) кодирует звук и передаёт в эфир шифрованный сигнал, который расшифровывается таким же скремблером у принимающей стороны. Основное предназначение этой функции — защита от несанкционированного прослушивания и перехвата «чувствительной» информации: даже если посторонний человек настроит рацию на соответствующий канал (или субканал, см. «Кол-во субкодов»), он услышит лишь набор бессмысленных шумов. Для корректной работы в этом режиме модули скремблеров у всех пользователей должны быть идентичны. Также отметим, что в некоторых странах рации со
маскировкой речи...могут подлежать лицензированию.
— Голосовая активация (VOX). Возможность управлять рацией при помощи голоса: во время молчания пользователя устройство работает на приём, а когда микрофон фиксирует голос — переключается в режим передачи. Обычно эта функция реализуется через гарнитуру (см. выше), что позволяет полностью освободить руки и делает использование рации максимально удобным: Вам не придётся всякий раз нажимать кнопку для перехода в режим передачи. А во избежание случайной активации за счёт посторонних звуков многие модели с VOX имеют регулятор чувствительности, позволяющий выставить уровень громкости для срабатывания переключателя.
— DTMF. Тональная система сигнализации Dual Tone Multi Frequency позволяет сопрягать рации с телефонной аппаратурой связи (через соответствующий интерфейс) и развёртывать взаимодействие телефонных сетей с радиостанциями, располагающими фиксированным закреплением каналов. Также на рацию с DTMF-декодером можно отправлять цифровые сообщения. Зачастую набор кода DTMF производится пользователем вручную с клавиатуры радиостанции в режиме передачи сигнала.
— Регулировка громкости. Возможность регулировать громкость звучания динамика рации, что позволяет подобрать оптимальный уровень громкости в зависимости от окружающей обстановки. Эта функция присутствует в большинстве современных раций, исключение составляют лишь самые недорогие модели.
— Автоподавление шумов. Функция подавления шумов, порождаемых в эфире посторонними источниками помех, при работе рации на приём. Такие шумы создают в динамиках характерный шипящий звук (тот самый, что слышен при работе ненастроенного радиоприёмника). Они являются бесполезным «эфирным мусором», т.к. при разговоре снижают разборчивость речи, а при молчании — расходуют батарею рации на воспроизведение бессмысленного шипения (которое ещё и неприятно на слух). Шумоподавитель же блокирует эти шумы, таким образом повышая разборчивость речи и обеспечивая тишину в перерывах между репликами. Как правило, в рациях с этой функцией предусмотрена настройка уровня срабатывания шумоподавителя — для оптимального разделения полезного сигнала и фонового шума.
— Автосканирование каналов. Возможность работы рации в режиме автоматического сканирования каналов (подробнее о последних см. «Кол-во каналов»). В этом режиме рация самостоятельно по очереди настраивается на каждый канал в поисках сигнала передачи. Каналы без передатчиков пропускаются, а при обнаружении сигнала сканирование приостанавливается — на некоторое время или до особой команды пользователя. Таким образом пользователь может прослушать все активные каналы и выбрать нужный — например, найти в эфире товарищей, с которыми забыл договориться о параметрах связи заранее.
— Мониторинг каналов. Возможность работы рации в режиме мониторинга каналов. В этом режиме полностью отключается шумоподавление (см. выше), и пользователь может слушать «нефильтрованный» сигнал на каждом выбранном канале. Это позволяет оценить как загруженность канала переговорами, так и общий уровень помех, и выбрать оптимальные настройки связи.
— Сигнал Roger-Beep. Наличие у рации автоматического сигнала окончания передачи, т.н. «Roger-Beep». Такие устройства при переходе из режима передачи в режим приёма подают в эфир специальный звуковой сигнал (обычно в виде короткого писка, отсюда и название), обозначающий окончание передачи. Это избавляет пользователя от необходимости самому уточнять смену режимов (например, традиционным словом «приём») — его собеседники будут получать сигнал об этом автоматически.
— Энергосберегающий режим. Наличие у рации специального режима, предназначенного для максимальной экономии энергии и позволяющего продлить работу без подзарядки аккумулятора (или смены батарей). Эта функция особенно полезна, если рацию приходится долго носить с собой, лишь изредка выходя на связь. Конкретные особенности в разных моделях могут различаться: так, одни рации в этом режиме практически целиком отключаются, лишь периодически «просыпаясь» и сканируя канал на предмет активности; в других конкретные функции энергосбережения можно выбирать по желанию пользователя.
— Вибровызов. Наличие у рации функции вибровызова, подобной той, что используется в мобильных телефонах: при поступлении сигнала на выбранном субканале корпус рации начинает вибрировать. Такая функция может пригодиться в шумной обстановке, где услышать звуковой сигнал из динамика затруднительно — или наоборот, в тишине, когда какой-либо лишний шум нежелателен.
— Блокировка клавиатуры. Возможность заблокировать клавиши рации от случайного нажатия. Это позволяет носить устройство в кармане или тесном чехле, не боясь, что из-за неудачного движения собьются настройки, включится передача и т.п. Сама блокировка обычно управляется способом, который максимально исключает возможность её случайного снятия — например, при помощи одновременного нажатия двух кнопок.
— Вкл/выкл звука кнопок. Возможность включать и выключать звуковой сигнал, звучащий при нажатии каждой кнопки. Звуковой сигнал служит удобным подтверждением полного нажатия; с другой стороны, в некоторых ситуациях он может быть неуместен.
— GPS-модуль. Подразумевается наличие встроенного модуля для приёма GPS-данных от спутников, которые позволяют определить точное местонахождение пользователя. Точность работы во многом зависит от числа спутников, которые в конкретный момент «видят» приёмник, и погодных условий, но, как правило, составляет от одного до десяти метров. Функциональные возможности портативной радиостанции со встроенным GPS-модулем могут отличаться в зависимости от конкретной модели. Так, устройство может просто выводить на экране точное положение в настоящий момент (широта, долгота, высота над уровнем моря), а также направление и скорость передвижения. Более продвинутые модели с большим экраном могут показывать местонахождения на карте или, к примеру, передавать координат пользователя диспетчеру.Мелодий звонка
Количество мелодий звонка (вызова), предусмотренных в конструкции рации. Чем больше таких мелодий — тем шире Ваши возможности по выбору наиболее приятного сигнала вызова.
Источник питания
— Ni-Cd. Никель-кадмиевые батареи характеризуются прочностью, надёжностью, а также устойчивостью к низким температурам, что позволяет использовать рации с таким питанием на морозе. Также Ni-Cd аккумуляторы хорошо переносят высокие токи зарядки, что значительно ускоряет процесс. Главным их недостатком является т.н. «эффект памяти»: если батарею начать заряжать, не разрядив перед этим полностью, её ёмкость уменьшается. Изначальную ёмкость после этого можно восстановить, однако это требует определённых ухищрений. Кроме того, Ni-Cd аккумуляторы считаются экологически опасными. В результате всего этого на сегодняшний день они встречаются весьма редко.
— Ni-Mh. Никель-металл-гидридные батареи были разработаны как замена для никель-кадмиевых (см. выше), с целью устранения их основных недостатков. Такие батареи хорошо держат напряжение (оно снижается лишь при почти полном исчерпании заряда), устойчивы к низким температурам, экологически безопасны и почти не подвержены «эффекту памяти» — он проявляется лишь при хранении в частично заряженном виде дольше нескольких дней. Как следствие, Ni-Mh аккумуляторы получили довольно широкое распространение в рациях. Из их недостатков можно назвать несколько меньший срок службы, чем у Ni-Cd, ощутимо большее время зарядки и непригодность к хранению в разряженном виде.
— Li-Ion. Литий-ионные батареи на сегодняшний день являются наиболее распространённым типом аккумуляторов для портативной электроники, в т.ч. раций. Они имеют
...хорошую ёмкость при небольших размерах и весе, быстро заряжаются, а главное — не подвержены «эффекту памяти». В то же время Li-Ion батареи довольно чувствительны к низким температурам, да и стоят дороже «никелевых» типов (см. выше).
— Li-Pol. Литий-полимерные аккумуляторы фактически являются усовершенствованной версией литий-ионных батарей (см. выше) — при тех же преимуществах они имеют ещё более компактные габариты и меньший вес. Однако главный недостаток — чувствительность к холоду — также остался, а цена может быть даже выше, чем у Li-Ion. Как следствие, среди раций этот тип батарей встречается довольно редко, в основном в моделях премиум-класса.
Стоит отметить, что среди раций встречаются модели как со встроенными, так и со сменными аккумуляторами. В последнем случае аккумуляторы могут иметь размеры стандартных батареек АА («пальчиковые») или ААА («мини-пальчиковые»). Это позволяет при необходимости заменить их обычными одноразовыми батарейками или другими аккумуляторами того же размера. Технически можно даже установить в такую рацию аккумуляторы другого типа — например, заменить комплектные никель-металл-гидридные более продвинутыми литий-ионными. Однако если в комплекте поставляется подставка для зарядки (см. ниже), использовать её для «неродного» типа батарей нельзя, т.к. у разных типов аккумуляторов ощутимо отличаются режимы зарядки. В вышеприведённом примере это будет значить, что заряжать на подставке можно будет лишь комплектные Ni-Mh батареи, а для Li-Ion потребуется отдельное зарядное устройство.
— От бортовой сети. Такое питание применяется исключительно в стационарных моделях (см. «Тип»). Этот вариант удобен в первую очередь тем, что Вам не придётся следить за состоянием собственных батарей/аккумуляторов рации: пока есть напряжение в бортовой сети транспортного средства — она будет работать. При этом даже не обязательно, чтобы работал двигатель — рация может запитываться и от аккумулятора транспортного средства (причём потребляют такие устройства относительно немного, а аккумуляторы на современный транспорт ставятся довольно ёмкие). По этой причине стационарные модели обычно вообще не имеют собственных автономных источников питания.