Устройство
Общий тип рации.
Современные рации делятся прежде всего на
портативные (предназначены для переноски с собой) и
стационарные (устанавливаются на одном месте, преимущественно в транспорте). Стационарные рации общего назначения принято относить к
автомобильным, так как подобные устройства действительно предназначаются в основном для применения в авто. Кроме того, и портативные, и стационарные рации могут иметь дополнительную специализацию — быть
морскими и
авиационными. Вот подробное описание разных вариантов:
— Портативная. Как следует из названия, такие рации рассчитаны в первую очередь на использование в качестве переносных устройств. Они
легкие, небольшие по габаритам, имеют автономное питание (от
батареек или
аккумуляторов, см. ниже). Все это позволяет без проблем носить их с собой длительное время, а также они могут оснащаться дополнительными приспособлениями для удобства переноски (например, возможностью подключения гарнитуры или клипсой для одежды). Недостатками портативных раций можно назвать относительно небольшую, по сравнению со стационарными, мощность и дальность, а также необходимость следить за источниками питания: при невозможности сменить севшую батарейку или перезарядить ак
...кумулятор устройство становится практически бесполезным.
— Стационарная. К этому типу относятся рации, не рассчитанные на применение в качестве переносных. В большинстве своём они предназначены для установки в транспортных средствах: автомобилях, судах, летательных аппаратах. Стационарные модели не имеют значительных ограничений по габаритам и весу, что позволяет обеспечивать большую мощность и более обширный функционал, чем у портативных. Питание они получают от бортовой сети транспортного средства и собственных аккумуляторов не имеют (подробнее см. «Питание от бортовой сети») — таким образом, Вам не нужно следить за состоянием источников питания. Недостатком можно назвать то, что мобильность таких устройств ограничена собственно перемещениями транспортного средства.
— Портативная морская рация. Портативные морские рации предназначены в первую очередь для связи экипажа между собой. Это мобильные и автономные носимые устройства с влагозащитным корпусом на уровне IPx7. Мощность портативных морских раций составляет 1-6 Вт, время автономной работы, в режиме разговора, обычно достигает 10-15 часов, а дальность передачи сигнала не превышает 9-11 км. Портативные морские рации используют связь с узкополосной частотной модуляцией в диапазоне 150,0-162,025 МГц. Всего 58 каналов связи, каждый из которых имеет несколько поддиапазонов частоты с шагом смещения 25 кГц.
— Стационарная морская рация. Базовые станции судового вещания, которые рассчитаны по большей части на связь с берегом, но могут использоваться и для общения с экипажем. Стационарные морские рации используют питание от бортовой сети. Продвинутые модели комплектуются выносной антенной, которая размещается как можно выше. Дальность передачи сигнала не превышает 111 км, мощность таких раций может достигать 25 Вт. Стационарные рации данного типа работают в морском частотном диапазоне: 150,0-162,025 МГц. Связь осуществляется с использованием узкочастотной модуляции, общее количество каналов связи — 58. Каждый из каналов имеет несколько поддиапазонов с шагом частоты 25 кГц.
— Портативная авиационная рация. Легкие, компактные и автономные средства связи, используемые для коммуникации между членами экипажа или работниками аэропорта. Мощность таких раций находится в пределах 0,5-5 Вт, сигнал может передаваться на расстояние 1-10 км, время автономной работы, в режиме разговора, составляет около 5-10 часов. Портативные авиационные рации отличаются повышенной стойкостью к ударным и вибрационным нагрузкам. Этот тип раций легко выдерживает работу в условиях пониженного атмосферного давления.
— Стационарная авиационная рация. Средства связи, устанавливаемые на борту самолетов и предназначенные прежде всего для связи с диспетчерскими службами и другими бортами. В магазинах общего назначения можно найти в основном рации ближнего радиуса действия — сравнительно маломощные, с дальностью связи до 100 – 200 км. Такие модели предназначаются в основном для легкомоторной авиации, а для их установки, как правило, достаточно начальных технических знаний и навыков. А вот мощные «дальнобойные» устройства с дальностью связи до 2000 км, применяемые на тяжелых авиалайнерах, относятся уже к специализированному оборудованию и в обычных магазинах не встречаются.Тип связи
По типу связи все современные рации делятся на
аналоговые и
цифровые. Вот подробное описание каждого варианта:
— Аналоговая связь. Простейший, с технической точки зрения, способ работы: звук, принятый микрофоном рации, «встраивается» в радиосигнал напрямую, без конвертирования в цифровой формат. Соответственно, основными преимуществами аналоговых раций являются простота конструкции и невысокая стоимость. Ключевые недостатки данного варианта — сравнительно невысокое качество звука, которое к тому же сильно зависит от фактической мощности сигнала: чем слабее сигнал — тем хуже слышимость и тем выше уровень помех. Кроме того, связь сама по себе не защищена от прослушивания: любой пользователь в зоне действия рации, настроившись на ваш диапазон и канал, сможет слышать ваши переговоры. С другой стороны, это может быть как недостатком, так и достоинством — например, если речь идет об автомобильной рации CB диапазона, часто применяемой для связи с незнакомыми абонентами. А защитить канал от прослушивания можно, к примеру, при помощи скремблера.
— Цифровая связь. При таком формате связи аналоговый аудиосигнал (электрические колебания) сначала конвертируется в цифровой (последовательность нулей и единиц), и только затем поступает на передатчик. В приемнике, соответственно, все происходить наоборот: цифро-аналоговый преобразователь восстанавливает исходный звук из потока чисел. Цифровые рации замет
...но сложнее и дороже аналоговых, однако имеют целый ряд преимуществ перед ними. Во-первых, сигнал намного лучше защищен от помех. Во-вторых, его качество не меняется при изменении мощности: принимающая сторона либо слышит звук в изначальном качестве (даже при минимальном уровне сигнала), либо не слышит ничего вообще. В-третьих, цифровой формат позволяет применять различные дополнительные функции — такие, как текстовые сообщения. И в-четвертых, в таких рациях намного проще реализовать защиту от прослушивания. Так, в пределах одного диапазона можно предусмотреть сотни или даже тысячи каналов, со случайным выбором и периодическим переключением между ними (аналогичная технология используется в мобильных сетях и Wi-Fi оборудовании). А связанные между собой устройства могут «договориться» об общем уникальном ключе шифрования — в итоге посторонний не сможет расшифровать цифровые данные, даже если найдет канал связи.Диапазон частот
Диапазон частот, поддерживаемый рацией как на приём, так и передачу.
—
CB (27 МГц). Аббревиатура от «Citizens' Band» (иногда расшифровывают как «Civil Band»), т.е. «гражданский диапазон». Один из наиболее широко используемых современных диапазонов, в частности на территории СНГ, во многих странах CB-рации не требуют лицензирования. Технические особенности диапазона таковы, что он слабо подходит для условий городской застройки, однако обеспечивает хорошую связь за городом. Как следствие, такие рации получили широкое распространение в качестве автомобильных, особенно среди водителей-дальнобойщиков — они позволяют обмениваться информацией на расстоянии до 5 км и заблаговременно предупреждать других водителей о дорожной обстановке. Также этот диапазон используется многими аварийными службами для прямого приёма информации.
—
LPD (433 МГц). Аббревиатура от «Low Power Device», сиречь «прибор низкой мощности», что полностью описывает особенности раций под этот диапазон. Они отличаются низким энергопотреблением и часто не требуют специальных элементов питания (подойдут и обычные батарейки) . При этом благодаря высокой частоте LPD-модели хорошо ведут себя в условиях города, при плотной застройке и обилии других источников электромагнитного излучения — дальность связи может достигать 2-3 км. Применяется этот диапазон в основном в Европе и
...СНГ, во многих странах модели под него не требуют лицензирования.
— PMR (446 МГц). Аббревиатура от «Private Mobile Radio» — «частная переносная рация». Этот диапазон во многом схож с LPD (см. выше): в частности, он предназначен в первую очередь для условий города, используется преимущественно на территории Европы и СНГ, а рации под PMR во многих странах можно использовать без лицензии.
— FRS (462-467 МГц). Расшифровывается как «Family Radio Service», что можно перевести как «рация для семейного пользования». Является одной из разновидностей диапазона UHF (см. ниже), отличается экономичностью с одной стороны и относительно небольшой дальностью — с другой. В целом относится к «городским» диапазонам, аналогично LPD и PMR (см. выше), однако, в отличие от них, используется преимущественно в Северной и Южной Америке; в Европе и СНГ такие рации в лучшем случае требуют лицензирования, а в некоторых странах они вообще запрещены к использованию.
— VHF. Аббревиатура от «Very High Frequency» — «очень высокая частота», этот диапазон охватывает частоты 134 – 174 МГц. VHF-рации характеризуются хорошей дальностью и проникающей способностью сигнала, подходят для работы как в городе, так и на пересечённой местности, однако для уверенной работы таким устройствам требуется довольно длинная антенна. Как следствие, VHF широко применяется в профессиональной радиосвязи, в частности морской и в службах такси, однако во многих странах такие рации можно использовать только после регистрации и/или получения лицензии.
— UHF. Диапазон «Ultra High Frequency» — «сверхвысокая частота», чаще всего под этим определением подразумеваются частоты порядка 400 – 470 МГц. Является своего рода аналогом VHF: широко используется в профессиональных рациях и во многих странах требует лицензирования. В то же время UHF, благодаря высокой частоте и малой длине волны, обладает хорошей проникающей способностью и не требует длинных антенн, что делает его более подходящим для компактных раций «городского» типа.
В дополнение к вышеизложенному, стоит отметить два момента касательно лицензирования и регистрации раций всех диапазонов. Во-первых, условия безлицензионного использования часто описывают не только диапазон, но и целый ряд других технических характеристик (в первую очередь это касается мощности передатчика и типа антенны, о том и другом подробнее см. ниже). Во-вторых, в разных странах (даже в пределах одного региона) законодательство, касающееся радиосвязи, может ощутимо отличаться — в результате модель, свободно продающаяся в одной стране, в другой может подлежать регистрации или вообще оказаться запрещённой к использованию. А для профессиональных моделей может потребоваться лицензия не только на рацию, но и на конкретную частоту. Потому перед приобретением рации имеет смысл отдельно уточнить соответствующие положения законодательства.Мощность передатчика
Максимальная мощность, на которой способен работать передатчик рации. Этот параметр является одним из самых важных: он определяет как дальность действия устройства (см. выше), так и особенности его использования и регистрации (об этом подробнее см. «Диапазон частот»). Для большинства моделей «любительского» (условно) класса уровень мощности не превышает 2,5 Вт. Более мощные рации относятся, как правило, к профессиональным моделям диапазонов VHF и UHF (подробнее см. «Диапазон частот»).
Уровней мощности
Многие современные рации имеют
несколько установок мощности, чаще всего две — низкую (Low) и высокую (High). Первый вариант пригодится в том случае, если собеседник находится на небольшом расстоянии: передатчик не будет расходовать излишнюю мощность, соответственно, заряда батареи хватит на дольше. Если же дистанция велика, может понадобиться режим «High», фактически — полная мощность передатчика.
Кол-во каналов
Количество каналов, на которых может работать рация.
Каждый канал по сути представляет собой довольно узкий поддиапазон в рамках основного рабочего диапазона (см. «Диапазон частот»). Разделение на каналы позволяет нескольким группам пользователей одновременно работать на одной территории и в одном диапазоне так, чтобы не пересекаться в эфире и не мешать друг другу. Чем
больше каналов предусмотрено в конструкции рации — тем больше вероятность найти свободный канал и тем лучше она подходит для работы в условиях интенсивного постороннего радиообмена. Особенно это важно для мощных «дальнобойных» моделей.
В то же время одновременная работа нескольких групп на одном канале также возможна — благодаря субкодам (см. ниже).
Функции и возможности
—
Подключение гарнитуры. Возможность подключить к рации гарнитуру — наушник (или наушники) с микрофоном. Главное предназначение гарнитуры — освободить руки во время разговора. Кроме того, в шумных помещениях наушник часто бывает удобнее внешнего динамика.
—
Bluetooth. Беспроводная технология среднего радиуса действия (от 10 до 100 м, в зависимости от версии), предназначенная для прямой связи между различными устройствами. Основной и практически единственный способ применения этой технологии в рациях — подключение беспроводных гарнитур, позволяющих освободить руки при разговоре. Bluetooth может предусматриваться как в портативных, так и в стационарных рациях.
—
Маскировка речи (скремблер). Наличие в рации функции маскировки речи: встроенный модуль шифрования (скремблер) кодирует звук и передаёт в эфир шифрованный сигнал, который расшифровывается таким же скремблером у принимающей стороны. Основное предназначение этой функции — защита от несанкционированного прослушивания и перехвата «чувствительной» информации: даже если посторонний человек настроит рацию на соответствующий канал (или субканал, см. «Кол-во субкодов»), он услышит лишь набор бессмысленных шумов. Для корректной работы в этом режиме модули скремблеров у всех пользователей должны быть идентичны. Также отметим, что в некоторых странах рации со
маскировкой речи...могут подлежать лицензированию.
— Голосовая активация (VOX). Возможность управлять рацией при помощи голоса: во время молчания пользователя устройство работает на приём, а когда микрофон фиксирует голос — переключается в режим передачи. Обычно эта функция реализуется через гарнитуру (см. выше), что позволяет полностью освободить руки и делает использование рации максимально удобным: Вам не придётся всякий раз нажимать кнопку для перехода в режим передачи. А во избежание случайной активации за счёт посторонних звуков многие модели с VOX имеют регулятор чувствительности, позволяющий выставить уровень громкости для срабатывания переключателя.
— DTMF. Тональная система сигнализации Dual Tone Multi Frequency позволяет сопрягать рации с телефонной аппаратурой связи (через соответствующий интерфейс) и развёртывать взаимодействие телефонных сетей с радиостанциями, располагающими фиксированным закреплением каналов. Также на рацию с DTMF-декодером можно отправлять цифровые сообщения. Зачастую набор кода DTMF производится пользователем вручную с клавиатуры радиостанции в режиме передачи сигнала.
— Регулировка громкости. Возможность регулировать громкость звучания динамика рации, что позволяет подобрать оптимальный уровень громкости в зависимости от окружающей обстановки. Эта функция присутствует в большинстве современных раций, исключение составляют лишь самые недорогие модели.
— Автоподавление шумов. Функция подавления шумов, порождаемых в эфире посторонними источниками помех, при работе рации на приём. Такие шумы создают в динамиках характерный шипящий звук (тот самый, что слышен при работе ненастроенного радиоприёмника). Они являются бесполезным «эфирным мусором», т.к. при разговоре снижают разборчивость речи, а при молчании — расходуют батарею рации на воспроизведение бессмысленного шипения (которое ещё и неприятно на слух). Шумоподавитель же блокирует эти шумы, таким образом повышая разборчивость речи и обеспечивая тишину в перерывах между репликами. Как правило, в рациях с этой функцией предусмотрена настройка уровня срабатывания шумоподавителя — для оптимального разделения полезного сигнала и фонового шума.
— Автосканирование каналов. Возможность работы рации в режиме автоматического сканирования каналов (подробнее о последних см. «Кол-во каналов»). В этом режиме рация самостоятельно по очереди настраивается на каждый канал в поисках сигнала передачи. Каналы без передатчиков пропускаются, а при обнаружении сигнала сканирование приостанавливается — на некоторое время или до особой команды пользователя. Таким образом пользователь может прослушать все активные каналы и выбрать нужный — например, найти в эфире товарищей, с которыми забыл договориться о параметрах связи заранее.
— Мониторинг каналов. Возможность работы рации в режиме мониторинга каналов. В этом режиме полностью отключается шумоподавление (см. выше), и пользователь может слушать «нефильтрованный» сигнал на каждом выбранном канале. Это позволяет оценить как загруженность канала переговорами, так и общий уровень помех, и выбрать оптимальные настройки связи.
— Сигнал Roger-Beep. Наличие у рации автоматического сигнала окончания передачи, т.н. «Roger-Beep». Такие устройства при переходе из режима передачи в режим приёма подают в эфир специальный звуковой сигнал (обычно в виде короткого писка, отсюда и название), обозначающий окончание передачи. Это избавляет пользователя от необходимости самому уточнять смену режимов (например, традиционным словом «приём») — его собеседники будут получать сигнал об этом автоматически.
— Энергосберегающий режим. Наличие у рации специального режима, предназначенного для максимальной экономии энергии и позволяющего продлить работу без подзарядки аккумулятора (или смены батарей). Эта функция особенно полезна, если рацию приходится долго носить с собой, лишь изредка выходя на связь. Конкретные особенности в разных моделях могут различаться: так, одни рации в этом режиме практически целиком отключаются, лишь периодически «просыпаясь» и сканируя канал на предмет активности; в других конкретные функции энергосбережения можно выбирать по желанию пользователя.
— Вибровызов. Наличие у рации функции вибровызова, подобной той, что используется в мобильных телефонах: при поступлении сигнала на выбранном субканале корпус рации начинает вибрировать. Такая функция может пригодиться в шумной обстановке, где услышать звуковой сигнал из динамика затруднительно — или наоборот, в тишине, когда какой-либо лишний шум нежелателен.
— Блокировка клавиатуры. Возможность заблокировать клавиши рации от случайного нажатия. Это позволяет носить устройство в кармане или тесном чехле, не боясь, что из-за неудачного движения собьются настройки, включится передача и т.п. Сама блокировка обычно управляется способом, который максимально исключает возможность её случайного снятия — например, при помощи одновременного нажатия двух кнопок.
— Вкл/выкл звука кнопок. Возможность включать и выключать звуковой сигнал, звучащий при нажатии каждой кнопки. Звуковой сигнал служит удобным подтверждением полного нажатия; с другой стороны, в некоторых ситуациях он может быть неуместен.
— GPS-модуль. Подразумевается наличие встроенного модуля для приёма GPS-данных от спутников, которые позволяют определить точное местонахождение пользователя. Точность работы во многом зависит от числа спутников, которые в конкретный момент «видят» приёмник, и погодных условий, но, как правило, составляет от одного до десяти метров. Функциональные возможности портативной радиостанции со встроенным GPS-модулем могут отличаться в зависимости от конкретной модели. Так, устройство может просто выводить на экране точное положение в настоящий момент (широта, долгота, высота над уровнем моря), а также направление и скорость передвижения. Более продвинутые модели с большим экраном могут показывать местонахождения на карте или, к примеру, передавать координат пользователя диспетчеру.Источник питания
— Ni-Cd. Никель-кадмиевые батареи характеризуются прочностью, надёжностью, а также устойчивостью к низким температурам, что позволяет использовать рации с таким питанием на морозе. Также Ni-Cd аккумуляторы хорошо переносят высокие токи зарядки, что значительно ускоряет процесс. Главным их недостатком является т.н. «эффект памяти»: если батарею начать заряжать, не разрядив перед этим полностью, её ёмкость уменьшается. Изначальную ёмкость после этого можно восстановить, однако это требует определённых ухищрений. Кроме того, Ni-Cd аккумуляторы считаются экологически опасными. В результате всего этого на сегодняшний день они встречаются весьма редко.
— Ni-Mh. Никель-металл-гидридные батареи были разработаны как замена для никель-кадмиевых (см. выше), с целью устранения их основных недостатков. Такие батареи хорошо держат напряжение (оно снижается лишь при почти полном исчерпании заряда), устойчивы к низким температурам, экологически безопасны и почти не подвержены «эффекту памяти» — он проявляется лишь при хранении в частично заряженном виде дольше нескольких дней. Как следствие, Ni-Mh аккумуляторы получили довольно широкое распространение в рациях. Из их недостатков можно назвать несколько меньший срок службы, чем у Ni-Cd, ощутимо большее время зарядки и непригодность к хранению в разряженном виде.
— Li-Ion. Литий-ионные батареи на сегодняшний день являются наиболее распространённым типом аккумуляторов для портативной электроники, в т.ч. раций. Они имеют
...хорошую ёмкость при небольших размерах и весе, быстро заряжаются, а главное — не подвержены «эффекту памяти». В то же время Li-Ion батареи довольно чувствительны к низким температурам, да и стоят дороже «никелевых» типов (см. выше).
— Li-Pol. Литий-полимерные аккумуляторы фактически являются усовершенствованной версией литий-ионных батарей (см. выше) — при тех же преимуществах они имеют ещё более компактные габариты и меньший вес. Однако главный недостаток — чувствительность к холоду — также остался, а цена может быть даже выше, чем у Li-Ion. Как следствие, среди раций этот тип батарей встречается довольно редко, в основном в моделях премиум-класса.
Стоит отметить, что среди раций встречаются модели как со встроенными, так и со сменными аккумуляторами. В последнем случае аккумуляторы могут иметь размеры стандартных батареек АА («пальчиковые») или ААА («мини-пальчиковые»). Это позволяет при необходимости заменить их обычными одноразовыми батарейками или другими аккумуляторами того же размера. Технически можно даже установить в такую рацию аккумуляторы другого типа — например, заменить комплектные никель-металл-гидридные более продвинутыми литий-ионными. Однако если в комплекте поставляется подставка для зарядки (см. ниже), использовать её для «неродного» типа батарей нельзя, т.к. у разных типов аккумуляторов ощутимо отличаются режимы зарядки. В вышеприведённом примере это будет значить, что заряжать на подставке можно будет лишь комплектные Ni-Mh батареи, а для Li-Ion потребуется отдельное зарядное устройство.
— От бортовой сети. Такое питание применяется исключительно в стационарных моделях (см. «Тип»). Этот вариант удобен в первую очередь тем, что Вам не придётся следить за состоянием собственных батарей/аккумуляторов рации: пока есть напряжение в бортовой сети транспортного средства — она будет работать. При этом даже не обязательно, чтобы работал двигатель — рация может запитываться и от аккумулятора транспортного средства (причём потребляют такие устройства относительно немного, а аккумуляторы на современный транспорт ставятся довольно ёмкие). По этой причине стационарные модели обычно вообще не имеют собственных автономных источников питания.Емкость аккумулятора
Ёмкость аккумулятора рации, иными словами — количество энергии, которое способна накопить батарея. Стандартно измеряется в ампер-часах: 1 Ач означает, что батарея на полном заряде способна выдавать ток в 1 А в течении 1 часа. В портативной электронике для измерений обычно используется тысячная часть — миллиампер-час (мАч).
В целом, чем выше ёмкость аккумулятора — тем дольше способна проработать рация; однако это справедливо лишь при прочих равных условиях. На практике же из-за различий в характеристиках отдельных моделей (диапазон, мощность передатчика и др.) их энергопотребление также может ощутимо различаться, и не исключены даже ситуации, когда из двух раций модель с меньшей ёмкостью аккумулятора будет иметь большую автономность. Особенно это заметно при сравнении компактных моделей «городских» диапазонов и мощных «дальнобойных» раций, требующих большого количества энергии. А потому для раций ёмкость аккумулятора сама по себе является скорее вспомогательным параметром — решающее значение имеет время работы в разных режимах, обеспечиваемое этим аккумулятором (см. ниже).