Тип объектива
Общий тип объектива. Стоит учитывать, что данный параметр во многом определяется эквивалентным (не фактическим) фокусным расстоянием, а вот в характеристиках оптики чаще всего указывется именно фактическое значение; подробнее об этом см. «Фокусное расстояние».
Тип указывается не для всякой оптики, а лишь для моделей, которые имеют явно выраженную специализацию и четко вписываются в определенную категорию. Помимо них, существуют так называемые
универсальные объективы — о них см. ниже. А специализированные модели могут относиться к таким типами:
—
Фикс. В данную категорию на нашем сайте отнесены практически все объективы, в которых не предусмотрено возможности изменять фокусное расстояние. Это могут быть и широкоугольные модели, и оптика с большим фокусным расстоянием, обеспечивающим высокую степень увеличения, и модели со средними значениями; единственным исключением является сверхширокоугольный «рыбий глаз», его выделяют в отдельный тип (см. ниже). Благодаря более простой конструкции фиксы обычно дешевле и надёжнее аналогичных моделей-трансфокаторов. Главным их недостатком является собственно неизменное фокусное расстояние. Из-за этого при работе с фиксами для каждого вида съёмки приходится иметь свой объектив, да и увеличение/уменьшение изображения осуществляется исключительно за счёт перемещения камеры ближе/дальше относительно снимаемого объекта (на профессиона
...льном жаргоне — «зум ногами»).
— Широкоугольный. Объективы с переменным фокусным расстоянием, минимальное значение которого составляет до 18 мм включительно, максимальное — до 40 мм включительно (и то, и другое — в эквиваленте 35 мм). За счёт этого обеспечивается широкий угол обзора практически без видимых искажений (в отличие сверхширокоугольных моделей, см. ниже). «Широкоугольники» часто применяются для съёмки пейзажей, крупных объектов и т.п.; также такой объектив может пригодиться в тесных условиях, где надо захватить как можно более широкую сцену (например, большую группу людей), а обстановка не позволяет отойти на большое расстояние.
— Сверхширокоугольный. Также этот тип объективов называют fisheye, или «рыбий глаз». Их эквивалентное фокусное расстояние составляет до 17 мм включительно, а углы обзора могут достигать 180° и даже больше, что позволяет запечатлеть на одном снимке весьма обширную область окружающего пространства (например, небосвод по всей окружности горизонта). Для таких объективов характерны заметные искажения в полученном изображении: центр кадра выглядит более приближённым, нежели края, а прямые линии, которые не проходят через центр кадра, становятся кривыми. Из-за этого оптика типа «рыбий глаз» и получила своё название: вид через неё похож на то, как видит землю рыба из-под воды. Чаще всего fisheye имеют фиксированное фокусное расстояние, однако встречаются и трансфокаторы. Применяются такие объективы, в частности, для создания панорам, съёмки в ограниченных пространствах, а также для обеспечения художественных эффектов.
— Теле. Объективы с большим фокусным расстоянием и, соответственно, высокой степенью увеличения, предназначенные преимущественно для съемки на больших расстояниях. Если говорить о конкретных цифрах, то в нашем каталоге к телеобъективам относятся модели с переменным фокусным расстоянием, в которых нижняя граница фокусного расстояния составляет не менее 50 мм, а верхняя — не менее 200 мм. Подобная оптика бывает удобна, в частности, при съемке природы, спортивных соревнований и массовых мероприятий.
Помимо описанных выше, выпускается немало объективов, которые соответствуют критериям сразу нескольких типов или не вписываются ни в один из них. В качестве примера можно привести, в частности, промежуточный вариант между широкоугольниками и телеобъективами с фокусным расстоянием от 24 до 55 мм, или модель с обширным диапазоном регулировки вроде 28 – 200 мм, охватывающим оба этих типа. Такие объективы без специализации называют универсальными. В целом область применения у них довольно широка, а к упомянутому «промежуточному варианту» принадлежит большинство оптики, поставляемой в комплекте (kit) с зеркальными камерами. Правда, по качеству снимков универсальные модели часто уступают специализированной оптике с аналогичной ценой; с другой стороны, набор из нескольких специализированных объективов нередко обходится дороже высококлассного «универсала» с теми же возможностями.Значение светосилы
Светосила объектива — характеристика, определяющая, насколько объектив ослабляет проходящий через него световой поток. Зависит от двух основных характеристик — диаметра действующего отверстия объектива и фокусного расстояния — и в классическом виде записывается как соотношения первой ко второй, при этом диаметр действующего отверстия принимается за единицу: например,
1/2.8. Часто при записи характеристик объектива единица вообще опускается, такая запись выглядит, например, так:
f/1.8 или
f/2.0. При этом чем больше число в знаменателе — тем меньше значение светосилы: объективы
f/4.0 будут выдавать более затемненную картинку нежели
модели со светосилой f/1.4, не говоря уже про
светосильные объективы f/1.2.
Объективы с изменяемым фокусным расстоянием, как правило, характеризуются разным значением светосилы для разных фокусных расстояний. В таком случае в характеристиках указывается два значения светосилы, для минимального и максимального фокусного расстояния соответственно, например: f/4.5-5.6
Чем больше светосила объектива, тем более короткие выдержки он позволяет использовать при съёмке. Это особенно важно при съёмке быстродвижущихся объектов, съёмке со слабым освещением и т.п. А в случае необходимости пропускаемый объективом поток света можно ослабить при
...помощи диафрагмы (см. ниже).
Ещё один момент, напрямую зависящий от данного показателя — глубина резкости (глубина пространства, которое при съёмке находится в фокусе). Чем выше светосила, тем меньше глубина резкости, и наоборот. Поэтому для съёмки с художественным размытием фона (боке) требуется светосильная оптика, а для большой глубины резкости приходится прикрывать диафрагму.Углы обзора
Этот параметр определяет размеры участка снимаемой сцены, попадающей в кадр. Чем шире углы обзора — тем больший участок может запечатлеть объектив за один снимок. Они напрямую связаны с фокусным расстоянием объектива (см. «Фокусное расстояние»), а также зависят от размера конкретной матрицы, с которой применяется оптика: для одного и того же объектива чем меньше матрица — тем меньше углы обзора, и наоборот. На нашем сайте в характеристиках оптики обычно указываются углы обзора при использовании с той матрицей, на которую объектив рассчитан изначально (подробнее см. «Размер матрицы»).
Минимальная дистанция фокусировки
Минимальная дистанция фокусировки (м) – наименьшее расстояние, с которого можно сфокусироваться на объекте и производить фотосъемку. Обычно оно колеблется в диапазоне от 20см для широкоугольных объективов до нескольких метров для теле. В макро режиме фотоаппарата или при помощи макро объективов это расстояние может быть и менее 1го сантиметра.
Внутренняя фокусировка
Объективы, использующие систему
внутренней фокусировки. В таких системах оптике наведение на резкость осуществляется только за счет движения элементов внутри корпуса объектива; наружные детали остаются полностью неподвижными, и размер объектива не изменяется. Это обеспечивает дополнительное удобство — в частности, позволяет без проблем использовать лепестковые бленды и те виды светофильтров, для которых важно правильное положение на объективе (в частности, градиентные). Кроме того, отсутствие снаружи движущихся элементов положительно сказывается на защищенности и стойкости к пыли/осадкам (хотя конкретная степень пылевлагозащиты может быть разной).
Конструкция (элементов/групп)
Число элементов (по сути — количество линз), входящих в конструкцию объектива, а также количество групп, в которых объединены эти элементы. Как правило, чем больше элементов предусмотрено в конструкции — тем лучше объектив справляется с искажениями (аберрациями) при прохождении через него света. С другой стороны, большое количество линз увеличивает габариты и вес оптики, снижает светопропускание (подробнее см. «Светосила») а также выдвигает повышенные требования к качеству обработки, что сказывается на стоимости объектива.
Диаметр фильтра
Диаметр резьбы для установки на объектив светофильтра. Светофильтры представляют собой приспособления для изменения параметров светового потока, попадающего в объектив. Они могут использоваться для выделения отдельных цветов, окрашивания всего снимка в один цвет, затемнения изображения, коррекции цветовой температуры и баланса освещённости, съёмки в инфракрасном диапазоне и др. Также светофильтр может играть роль защиты от загрязнения. Для успешной установки на объектив диаметр светофильтра должен совпадать с диаметром фильтра, указанным для данной модели оптики.