Общее назначение является довольно условным, и на практике применение оптики не ограничивается заявленным направлением — всё зависит от навыков и фантазии фотографа. Тем не менее, информация о специализации может заметно облегчить выбор. Учитывая такие оригинальные варианты как
кинообъектив и
многофукнциональный.
—
Архитектурный. Объективы, рассчитанные в первую очередь на съёмку зданий. Большинство таких моделей оснащается системой Tilt-Shift (см. ниже). В данном случае эта функция предназначена для коррекции перспективы при съемке высоких строений. На фотографии, сделанной обычным объективом, прямые линии могут получиться искривленными, что недопустимо в тех случаях, когда требуется точное отображение здания на снимке. Использование системы Tilt-Shift позволяет избежать этого явления и получить достоверное изображение, не требующее дополнительной коррекции в фоторедакторе.
—
Пейзажный. К пейзажным в данном случае относятся короткофокусные (широкоугольные) объективы, которые, согласно результатам тестов, обеспечивают хорошую резкость изображения. Иными словами, к пейзажным относятся не все «широкоугольники», а только те, которые фактически способны обеспечить четкое, резкое изображение.
—
Портретный. Отличительными чертами классического портретного объектива
...являются: во-первых, фиксированное фокусное расстояние, которое обычно составляет более 50 мм (экв.35 мм); во-вторых, высокая светосила (чаще всего не ниже f/2.8, хотя изредка встречаются и исключения). Такое сочетание характеристик позволяет снимать портреты с красивым размытием фона, размещая камеру на довольно значительном расстоянии; последнее может пригодиться в студиях, где используется дополнительное оборудование для освещения — камеру желательно устанавливать за осветительными приборами, дабы она не давала тени. Говоря же о фиксированном фокусном расстоянии, стоит напомнить, что «фиксы» проще, легче и дешевле зум-объективов, а возможность настраивать увеличение при съёмке портретов требуется редко — чаще всего можно вполне обойтись «зумом ногами».
— Многофункциональный. К данному направлению отнесены объективы универсального типа (см. выше), предлагающие покупателю хорошее соотношение цены и качества; проще говоря — многоцелевые модели с хорошими рабочими характеристиками и при этом сравнительно недорогие (именно «сравнительно», фактическая цена может быть довольно высокой). При выборе моделей в данную категорию качество съёмки оценивалось по результатам реальных тестов.
— Кинообъектив. Главной особенностью кинообъективов является возможность тонкой настройки апертуры. Диафрагму можно закрыть/открыть на 0,1 или даже 0,01 мм, тогда как в фотообъективах шаг настройки диафрагмы не может быть менее 1 мм. Дополнительно в кинообъективах светосила выражается Т-числом, а в фотообъективах используется F-число. Оператор может снимать множеством кинообъективов с одной светосилой, при этом отпадает необходимость изменять освещение. А при использовании фотообъективов с одинаковой светосилой нередко приходится настраивать освещение под каждую оптику в отдельности. Кинообъективы предполагают съемку со штатива, что отражается на их конструктивных особенностях и дизайне — такие модели обычно крупнее и тяжелее аналогов для фотосъемки.Наличие в объективе собственной системы
стабилизации изображения. Такая система включает гироскопы и подвижные линзы, которые компенсируют мелкие подрагивания объектива и предотвращают появление «шевеленки». Стабилизация особенно актуальна при съемке с рук, особенно на длинных выдержках и и/или на дальних дистанциях с большим увеличением: именно в таких условиях «шевеленка» сильнее всего влияет на качество снимка. В то же время стоит учитывать, что наличие стабилизатора заметно сказывается на весе, габаритах и, прежде всего — цене оптики; при этом некоторые современные камеры имеют собственные системы стабилизации (за счет сдвига матрицы). Поэтому выбирать объектив с данной функцией имеет смысл в том случае, когда максимальная защита от «шевеленки» имеет принципиальное значение.