Ширина обработки
Максимальная ширина полосы земли, обрабатываемой агрегатом за один проход.
Большая ширина облегчает работу на обширных открытых площадях, позволяя быстрее справляться с ними. В то же время с узкими местами и труднодоступными закоулками проще справиться при небольшой ширине захвата — крупный агрегат может попросту не поместиться там, где более миниатюрный пройдет без проблем. Так что выбирать по данному показателю стоит с учетом особенностей планируемых работ. Если говорить о конкретных цифрах, то в наиболее миниатюрных моделях ширина захвата
не превышает 50 см, в самых крупных может составлять
1 м и более, значение
от 50 до 75 см можно назвать средним, а
от 75 см до 1 м — выше среднего.
Отметим также, что некоторые модели позволяют расширить ширину обработки за счет установки дополнительных фрез. Однако стоит учитывать, что чем шире полоса — тем большая мощность нужна для эффективной работы. Считается, что для полноценного использования мотоблока он должен выдавать не менее 1 л.с. на каждые 20 см ширины; впрочем, для рыхлых грунтов и небольшой глубины достаточно и меньших значений.
Глубина обработки
Максимальная глубина обработки, обеспечиваемая агрегатом. В культиваторах с несменными фрезами этот параметр определяется прежде всего диаметром фрезы, в мотоблоках, рассчитанных на активные фрезы (см. ниже) — особенностями конструкции (в таких моделях даже высокая мощность не гарантирует большую рабочую глубину). Самый скромный показатель в современных мотоблоках —
до 20 см, а значение
от 21 до 25 см можно назвать небольшим. Впрочем, нередко даже таких возможностей вполне достаточно. Глубина от
26 до 30 см уже дает довольно обширные возможности, а наиболее продвинутые модели способны «вгрызаться в грунт»
более чем на 30 см.
Как бы то ни было, оптимальная глубина обработки зависит от типа и состояния грунта, а также культур, под которые готовится почва; подробные рекомендации по этому поводу можно найти в специальных источниках. Так что не всегда имеет смысл искать модель с максимальной глубиной — тем более что такие возможности требуют высокой мощности. Также отметим, что во многих агрегатах глубина может регулироваться.
Модель двигателя
Модель двигателя, установленного в мотоблоке/культиваторе. Основные рабочие характеристики двигателя обычно указываются в общих данных по агрегату. Однако, зная точное название мотора, можно найти по нему более подробную информацию — начиная от специфических данных вроде вращающего момента или оборотов и заканчивая отзывами и обзорами. Также данные о модели двигателя могут пригодиться при поиске запчастей или расходников.
Объем двигателя
Рабочий объём бензинового или дизельного двигателя культиватора/мотоблока. Для ДВС одного типа (см. «Тип ДВС») от объёма обычно напрямую зависит мощность и потребление топлива. Также от объёма двигателя может зависеть классификация мотоблока как транспортного средства по ПДД той или иной страны; на это стоит обратить внимание, если Вы планируете использовать агрегат в роли тягача и ездить по дорогам.
Мощность двигателя
Мощность двигателя культиватора/мотоблока в лошадиных силах. Основной единицей мощности в наше время является ватт, однако для бензиновых и дизельных двигателей (см. «Тип двигателя») нередко используется более традиционное обозначение в лошадиных силах. 1 л.с приблизительно равна 735 Вт.
Более мощный двигатель позволяет добиваться более высокой производительности, ширины и глубины обработки. С другой стороны, высокая мощность заметно сказывается на цене, весе и габаритах агрегата, а также на потреблении электричества/топлива. В свете этого характеристики двигателя подбираются производителем с учетом того, к какой «весовой категории» относится мотоблок. Самые скромные современные агрегаты имеют мощность
до 2 л.с., в наиболее тяжелых и продвинутых этот показатель может
превышать 13 л.с.;
4 – 7 л.с. можно назвать средним показателем, а
2 – 4 л.с. и
7 – 13 л.с. — соответственно ниже и выше среднего.
Подробные рекомендации по оптимальной мощности для той или иной ситуации можно найти в специальных источниках.
Мощность двигателя
Мощность двигателя мотоблока/культиватора в ваттах. Такое обозначение стандартно применяется для электрических двигателей, но может использоваться также и для бензиновых/дизельных, наряду с лошадиными силами (о них см. п. «Мощность двигателя» выше).
Более мощный двигатель позволяет добиваться более высокой производительности, ширины и глубины обработки. С другой стороны, высокая мощность заметно сказывается на цене, весе и габаритах агрегата, а также на потреблении электричества/топлива. В свете этого мощность двигателя подбирается производителем с учётом того, к какой «весовой категории» относится мотоблок, какие характеристики он должен показать. Так, наиболее лёгкие модели имеют мощность
до 1,5 кВт, именно такой аппарат лучше всего подойдёт для небольшого участка в 6 – 8 соток. Мотоблоки
до 3 кВт способны справиться уже с 10 – 15 сотками, мощность в
3.5 – 5 кВт подойдёт для участка от 50 соток до пары гектаров. Агрегаты
на 5 – 10 кВт относятся уже к профессиональному уровню, им «по зубам» просторы в 7 – 10 га; а наиболее тяжёлые и мощные современные мотоблоки имеют мощность
более чем в 10 кВт.
Тип запуска
Способ запуска бензинового или дизельного двигателя (см. «Тип двигателя»), предусмотренный в агрегате.
— Ручной. Запуск за счет мускульной силы человека: оператор дергает за специальный тросик или крутит рукоятку, за счет чего проворачивается вал и двигатель получает необходимый для работы начальный импульс. Системы ручного запуска недороги, легки и компактны, к тому же не зависят от аккумуляторов, которые могут сесть в самый неудачный момент. С другой стороны, сам процесс пуска может потребовать значительных усилий, особенно в тяжелом мощном двигателе. Поэтому данный вариант используется в основном в сравнительно маломощных моделях.
—
Электростартер. Запуск за счет стартера — небольшого электромотора с питанием от аккумулятора. Такие системы значительно удобнее ручных — от оператора фактически требуется лишь нажать кнопку или повернуть ключ; при этом они подходят даже для самых мощных моторов. С другой стороны, стартер с аккумулятором заметно увеличивают вес, габариты и стоимость всего агрегата, а при длительном простое батарея может сесть, и система станет бесполезной (впрочем, на этот случай может предусматриваться запасной ручной «пускач»). Поэтому данный способ запуска используется исключительно в тяжелой технике, для которой возможность обойтись без ручного запуска важнее описанных недостатков.
Расход топлива
Среднее количество топлива, потребляемое бензиновым или дизельным двигателем (см. «Тип двигателя») культиватора/мотоблока за час работы. Эта величина достаточно условна, т.к. в зависимости от режима работы расход топлива может изменяться в ту или иную сторону; однако в целом она позволяет оценить приблизительное количество топлива, требуемое для определённого времени работы.
Объем масла в картере
Штатный объём масла в картере двигателя, проще говоря — количество масла, которое должно находиться в двигателе для его нормальной работы. Данный параметр актуален в основном для четырёхтактных агрегатов (см. «Тип ДВС») — в двухтактных, как правило, бензин и масло заливаются в виде смеси, и отдельная ёмкость для смазки отсутствует. Допускаются определённые отклонения от этого объёма, однако в целом они нежелательны.