Тип двигателя
—
Бензиновый. Двигатель внутреннего сгорания на бензине. Такие двигатели имеют неплохую мощность, просты в эксплуатации и не ограничены длиной сетевого шнура (как электрические). Их недостатками являются значительный уровень шума, выброс выхлопных газов и необходимость покупки горюче-смазочных материалов, как следствие — довольно высокая стоимость эксплуатации. Тем не менее, большинство мотоблоков и культиваторов имеют именно бензиновые двигатели.
—
Дизель. Двигатель внутреннего сгорания, по конструкции подобный бензиновому, однако имеющий ряд отличий в принципе работы и, как следствие, в эксплуатации. Так, заправляется он дизельным топливом, которое стоит несколько дешевле бензина. Дизельные двигатели имеют хороший вращающий момент при низких оборотах, за счёт чего хорошо подходят для тяжёлой работы (вспахивание, перевозка грузов). С другой стороны, они не лишены недостатков — дороговизна в ремонте и высокие требования к чистоте топлива. Вследствие этого, дизельные мотоблоки и культиваторы встречаются реже.
—
Электрический (сеть). Электродвигатели с питанием от электрической сети, чаще всего — обычной бытовой на 230 В. Преимуществами всех электрических двигателей перед бензиновыми/дизельными являются, в частности, невысокая стоимость (в т.ч. в эксплуатации), меньшие габариты и вес, простота в обслуживании (оно практически не требуется), невысокий уровень шу
...ма и отсутствие выхлопных газов. С другой стороны, мощность их сравнительно невысока — даже у моделей с питанием от сети она не превышает 3 кВт. Поэтому электрическими делаются в основном агрегаты для небольших объемов работ, представляющие собой скорее культиваторы, нежели полноценные мотоблоки. Здесь также стоит отметить, что при питании от сети подвижность агрегата ограничивается длиной сетевого шнура. С другой стороны, модели с таким питанием в целом мощнее аккумуляторных, при аналогичной мощности — легче и дешевле, а время работы получается практически неограниченным.
— Электрический (аккумулятор). Электродвигатели, работающие от аккумуляторов. Основные особенности электродвигателей в целом описаны выше, а аккумуляторное питание делает агрегат максимально автономным, не зависящим от розеток и длины сетевого шнура. В то же время модели с таким питанием еще менее мощны, чем устройства с подключением к сети — большинство из них не дотягивает даже до 1,5 кВт. Кроме того, аккумулятор сказывается на весе и стоимости агрегата, а время работы получается ограниченным; зарядка же батареи занимает немало времени и все равно требует источника питания. Так что применять культиваторы данного типа имеет смысл лишь тогда, когда объемы работы невелики и поблизости нет розеток; такие ситуации возникают крайне редко, так что и данный вариант не получил распространения.Редуктор
Тип редуктора, предусмотренного в конструкции мотоблока.
Редуктор представляет собой механизм для передачи вращения с вала двигателя на рабочий вал; скорость вращения при этом снижается, а тяговое усилие, соответственно, увеличивается. В современных агрегатах могут применяться
червячные,
цепные,
шестеренчатые и
шестеренчато-цепные редукторы; вот их основные особенности:
— Червячный. Редукторы на основе червячного механизма применяются преимущественно в лёгких мотоблоках с пассивными фрезами (мотокультиваторах). При простоте и невысокой стоимости такой редуктор обеспечивает высокое передаточное отношение, что позволяет добиться хорошего тягового усилия при сравнительно небольшой мощности двигателя. Из прочих достоинств червячных механизмов можно назвать компактность, минимальный уровень шума, плавный ход и способность к самоторможению. С другой стороны, подобные редукторы плохо переносят высокие нагрузки, что и обусловило сферу их применения.
— Цепной. Редукторы на основе цепной передачи — двух шестерней, соединённых цепью (наподобие механизма, используемого в велосипедах). Такие редукторы несколько дороже червячных, однако они более надёжны и способны работать с более высокими нагрузками. Ещё одно достоинство заключается в небольшой ширине корпуса, что особенно актуально для мотокультиваторов — редуктор не огранич
...ивает глубину обработки, т. к. может заглубляться в почву одновременно с фрезами.
— Шестеренчатый. Наиболее продвинутая разновидность современных редукторов. Подобные механизмы отличаются высокой надёжностью и долговечностью, они нормально переносят длительную работу на высоких нагрузках. Обратной стороной этих преимуществ является высокая цена. Шестерёнчатые редукторы используются в основном на профессиональной технике, для которой «выносливость» является критичной.
— Шестеренчато-цепной. Компромиссный вариант, который при установке на мотокультиватор повышает его эксплуатационные характеристики (по сравнению с цепным и червячным), а при установке на мотоблок несколько снижает стоимость последнего.Тип ДВС
Тип двигателя внутреннего сгорания (бензинового или дизельного, см. «Тип двигателя») культиватора/мотоблока.
— 2-тактный. Преимуществами двухтактных двигателей является простая конструкция (как следствие — невысокая стоимость) и высокая мощность. С другой стороны, для них характерны высокие показатели шума и расхода топлива. Кроме того, и с самим топливом есть сложности: заправляются такие двигатели бензино-масляной смесью, для которой требуется точное соблюдение пропорций, иначе двигатель будет либо сильно изнашиваться (при недостатке масла) либо чадить (при его избытке). В мотоблоках двухтактные двигатели бывают только бензиновыми, дизельные двигатели такого типа не используются.
— 4-тактный. Такие двигатели сложнее по конструкции, дороже и менее мощны (при равном объеме), чем двухтактные. С другой стороны, они шумят меньше, имеют более низкий расход топлива, а само топливо заправляется отдельно от масла, и при заправке не нужно возиться с приготовлением смеси. Также отметим, что дизели в мотоблоках делаются только 4-тактными.
Модель двигателя
Модель двигателя, установленного в мотоблоке/культиваторе. Основные рабочие характеристики двигателя обычно указываются в общих данных по агрегату. Однако, зная точное название мотора, можно найти по нему более подробную информацию — начиная от специфических данных вроде вращающего момента или оборотов и заканчивая отзывами и обзорами. Также данные о модели двигателя могут пригодиться при поиске запчастей или расходников.
Объем двигателя
Рабочий объём бензинового или дизельного двигателя культиватора/мотоблока. Для ДВС одного типа (см. «Тип ДВС») от объёма обычно напрямую зависит мощность и потребление топлива. Также от объёма двигателя может зависеть классификация мотоблока как транспортного средства по ПДД той или иной страны; на это стоит обратить внимание, если Вы планируете использовать агрегат в роли тягача и ездить по дорогам.
Мощность двигателя
Мощность двигателя культиватора/мотоблока в лошадиных силах. Основной единицей мощности в наше время является ватт, однако для бензиновых и дизельных двигателей (см. «Тип двигателя») нередко используется более традиционное обозначение в лошадиных силах. 1 л.с приблизительно равна 735 Вт.
Более мощный двигатель позволяет добиваться более высокой производительности, ширины и глубины обработки. С другой стороны, высокая мощность заметно сказывается на цене, весе и габаритах агрегата, а также на потреблении электричества/топлива. В свете этого характеристики двигателя подбираются производителем с учетом того, к какой «весовой категории» относится мотоблок. Самые скромные современные агрегаты имеют мощность
до 2 л.с., в наиболее тяжелых и продвинутых этот показатель может
превышать 13 л.с.;
4 – 7 л.с. можно назвать средним показателем, а
2 – 4 л.с. и
7 – 13 л.с. — соответственно ниже и выше среднего.
Подробные рекомендации по оптимальной мощности для той или иной ситуации можно найти в специальных источниках.
Мощность двигателя
Мощность двигателя мотоблока/культиватора в ваттах. Такое обозначение стандартно применяется для электрических двигателей, но может использоваться также и для бензиновых/дизельных, наряду с лошадиными силами (о них см. п. «Мощность двигателя» выше).
Более мощный двигатель позволяет добиваться более высокой производительности, ширины и глубины обработки. С другой стороны, высокая мощность заметно сказывается на цене, весе и габаритах агрегата, а также на потреблении электричества/топлива. В свете этого мощность двигателя подбирается производителем с учётом того, к какой «весовой категории» относится мотоблок, какие характеристики он должен показать. Так, наиболее лёгкие модели имеют мощность
до 1,5 кВт, именно такой аппарат лучше всего подойдёт для небольшого участка в 6 – 8 соток. Мотоблоки
до 3 кВт способны справиться уже с 10 – 15 сотками, мощность в
3.5 – 5 кВт подойдёт для участка от 50 соток до пары гектаров. Агрегаты
на 5 – 10 кВт относятся уже к профессиональному уровню, им «по зубам» просторы в 7 – 10 га; а наиболее тяжёлые и мощные современные мотоблоки имеют мощность
более чем в 10 кВт.
Тип запуска
Способ запуска бензинового или дизельного двигателя (см. «Тип двигателя»), предусмотренный в агрегате.
— Ручной. Запуск за счет мускульной силы человека: оператор дергает за специальный тросик или крутит рукоятку, за счет чего проворачивается вал и двигатель получает необходимый для работы начальный импульс. Системы ручного запуска недороги, легки и компактны, к тому же не зависят от аккумуляторов, которые могут сесть в самый неудачный момент. С другой стороны, сам процесс пуска может потребовать значительных усилий, особенно в тяжелом мощном двигателе. Поэтому данный вариант используется в основном в сравнительно маломощных моделях.
—
Электростартер. Запуск за счет стартера — небольшого электромотора с питанием от аккумулятора. Такие системы значительно удобнее ручных — от оператора фактически требуется лишь нажать кнопку или повернуть ключ; при этом они подходят даже для самых мощных моторов. С другой стороны, стартер с аккумулятором заметно увеличивают вес, габариты и стоимость всего агрегата, а при длительном простое батарея может сесть, и система станет бесполезной (впрочем, на этот случай может предусматриваться запасной ручной «пускач»). Поэтому данный способ запуска используется исключительно в тяжелой технике, для которой возможность обойтись без ручного запуска важнее описанных недостатков.
Объем топливного бака
Объём топливного бака культиватора/мотоблока; зная этот параметр и расход топлива (см. выше), можно определить максимальное время работы агрегата на одной заправке. Если Вы планируете использовать устройство на больших участках или для работы в течении длительного времени, имеет смысл подыскать модель с объёмным баком — её не придётся часто заправлять. С другой стороны, для недолгой работы на небольших участках большой бак не требуется — в этом случае он только увеличивает вес и габариты агрегата.