Исполнение
—
В корпусе. Сабвуферы, состоящие из полноценного корпуса, в котором установлен динамик (динамики). Обычно они предназначены для установки в багажнике. Корпусные модели легки в монтаже, однако занимают значительное количество места, а также в большинстве случаев имеют некоторую задержку по фазе, что требует регулировки фазы (см. ниже) для синхронизации с фронтальными динамиками.
—
Без корпуса. В данную категорию отнесены сабвуферы, рассчитанные на работу в собственном корпусе, однако не укомплектованные им (не путать с Free Air — см. ниже). Таким образом, купив подобный динамик, можно подобрать к нему корпус на своё усмотрение — или даже изготовить его самостоятельно. Это, разумеется, сложнее, чем сразу обзавестись корпусным «сабом», однако даёт больше возможностей по подстройке акустики под личные предпочтения. Прочие достоинства и недостатки бескорпусных моделей аналогичны корпусным.
—
Без корпуса (Free Air). Автосабвуферы данного типа не только не укомплектованы корпусом, но и вообще не предполагают его использования: обычно модели Free Airрассчитаны на установку в заднюю полку или спинку заднего сидения, а роль корпуса играет багажник. Достоинствами подобной установки являются минимум занимаемого места (что важно при небольших объёмах багажника), а также практически полное отсутствие задёржки и лёгкость «стыковки» с основными
...каналами аудиосистемы. С другой стороны, сама по себе установка Free Airсабвуфера связана с рядом сложностей. К примеру, для эффективной работы подобного динамика багажник должен быть герметично отделён от салона; обеспечить такие условия довольно трудно, а в некоторых типах кузова (например, универсалах) практически невозможно. Кроме того, у такого динамика намного меньше возможностей по подстройке под конкретный салон, чем у корпусного; а при плотно загруженном багажнике характеристики звука заметно ухудшаются. Поэтому обращать внимание на такие «сабы» стоит в первую очередь владельцам седанов, которым не приходится возить много багажа.Тип корпуса
—
Закрытый ящик. Простейший тип корпуса: закрытый со всех сторон ящик с динамиком (динамиками) на передней панели. Достоинствами таких моделей считается высокая точность передачи звука и невысокая стоимость, недостаткам — низкая чувствительность и несколько «плоский» бас.
—
Фазоинвертор. Классический фазоинвертор представляет собой полую трубку, соединяющую внутренний объём корпуса с внешним миром (однако существуют и иные варианты такого соединения). Длина канала фазоинвертора подобрана так, что звуковые волны определённого диапазона, проходя через него, оказываются перевёрнуты по фазе относительно волн из динамика (отсюда и название). Это улучшает (в частности, «углубляет») звучание сабвуфера и позволяет добиться неплохих характеристик при небольших размерах корпуса. С другой стороны, звуковой поток в трубке создаёт определённый дополнительный шум.
—
Полосовой. Конструкция, сочетающая в себе черты закрытого ящика и фазоинверторного корпуса. Одна её часть выполнена закрытой, а вторая оснащена трубкой-фазоинвертором; между ними находится перегородка, на которой и расположен основной динамик. В отличие от предыдущих типов, динамик при этом целиком находится внутри корпуса. Полосовые корпуса обеспечивают более громкое звучание, чем ящики или фазоинверторы, при качестве звука, сравнимом с последними. Недостатком является сложность ко
...нструкции, как следствие — несколько более высокая цена.Форма корпуса
—
Корпус Box. Буквально «ящик». Простейший тип корпуса, фактически и представляет собой ящик средних габаритов, рассчитанный на установку в багажнике.
— Compact. Этот вариант означает скорее не форму, а размер корпуса — как следует из названия, к нему относятся устройства, имеющие небольшие габариты. Такие сабвуферы максимально просты в установке, некоторые модели можно устанавливать прямо
под сидение. В то же время их качество и мощность звучания обычно ниже, чем у полноразмерных.
— Tube. Корпус в форме трубы, на один из торцов которой выведен динамик. На характеристики звука такая форма ощутимо не влияет, она играет в основном эстетическую роль —
сабвуферы-трубы довольно стильно смотрятся.
Типоразмер
Размер (диаметр) основного динамика сабвуфера. Во всех типах сабвуферов этот параметр влияет в первую очередь на мощность и глубину звучания: чем больше динамик — тем он громче и тем более глубокий бас способен обеспечить (при прочих равных). Правда, при увеличении типоразмера и габариты возрастают соответственно, что определяет возможности установки. Последнее особенно актуально в сабвуферах Free Air (см. «Исполнение»): некоторые автомобили изначально оснащаются «посадочными местами» под определённый типоразмер, и установить туда модели с другими габаритами затруднительно.
Сейчас на рынке представлены сабвуферы с такими популярными типоразмерами:
5" (13 см),
6" (15.25 см),
6.3" (16 см),
6.5" (16.5 см),
6.75" (17 см),
8" (20 см),
8.25" (21 см),
9" (23 см),
10" (25 см),
11" (27см),
12" (30 см),
13" (33см),
15" (38 см),
16" (40 см),
18" (46 см).
Максимальная мощность
Максимальная мощность сигнала, которую сабвуфер способен в течении короткого времени (до нескольких секунд) выдержать без каких-либо отрицательных последствий. При подборе пары усилитель-сабвуфер рекомендуется брать сабвуфер с максимальной мощностью как минимум вдвое больше максимальной мощности усилителя. В целом же чем выше максимальная мощность — тем более сабвуфер стоек к перегрузкам.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, воспроизводимых сабвуфером. Считается, что человеческое ухо способно воспринимать диапазон частот порядка 16 – 20 000 Гц, однако в данном случае стоит учитывать, что сабвуфер рассчитан на воспроизведение нижней полосы частот (до 200 Гц). Соответственно, в случае с нижней границей диапазона всё просто: «чём ниже — тем лучше»; верхняя же должна быть не ниже, чем нижняя граница основной автоакустики — иначе возникнут «пробелы» в частотах, что скажется на качестве звука.
Чувствительность
Чувствительность определяет громкость звучания сабвуфера при подведении к нему сигнала определённой мощности: при равной мощности сигнала и импедансе (см. ниже) громче будет звучать тот сабвуфер, у которого чувствительность выше.
Резонансная частота
Собственная частота колебаний диффузора в динамике сабвуфера, а именно частота, с которой будет колебаться диффузор, если подвесить динамик свободно в воздухе и передать диффузору одиночный импульс (например, щёлкнуть по нему пальцем). В сабвуферах этот параметр определяет, в частности, нижнюю границу частотного диапазона (см. выше): на частотах ниже резонансной мощность звука резко падает. Соответственно, для глубокого насыщенного баса резонансная частота должна быть как можно ниже.
Также этот параметр используется для расчётов размера корпуса под сабвуфер.
Защитная решетка
Наличие
защитных приспособлений перед основным динамиком сабвуфера — это может быть собственно решётка, металлические прутья, пластиковые элементы и т.п. Такие приспособления до определённой степени защищают устройство от попадания посторонних предметов, также они могут играть эстетическую роль.