Расположение
микрофона, которым оснащены наушники (при его наличии, разумеется).
— На кабеле. Микрофон, установленный на проводе подключения наушников (или на связующем кабеле в беспроводных не TWS наушниках). Может совмещаться с
регулятором громкости. Этот вариант позволяет разделить микрофон и наушники, уменьшив вес и габариты самих «ушей»; с другой стороны, микрофон при ношении нередко находится довольно далеко от лица, что может создавать неудобства. Поэтому такая конструкция применяется в основном среди вкладышей и
внутриканальных наушников, где размер «ушей» имеет решающее значение.
— Встроенный в корпус. Микрофон, расположенный в корпусе одного из наушников. Такое расположение удобно тем, что снаружи не находится никаких лишних выступающих частей (как в
наушниках без микрофона), при этом микрофон находится недалеко от лица, а в некоторых моделях еще и способен воспринимать звук по принципу костной проводимости. Правда, установка в непосредственной близости к динамику дает дополнительные помехи и может ухудшить качество передачи речи. Впрочем, эти недостатки не являются критичными: помехи можно компенсировать, а идеальная точность передачи звука встроенным микрофонам наушников, по сути, не нужна. Поэтому данный вариант в наше время довольно популярен, причем он встречается не только в миниатюрных моделях, для которых в
...ажно отсутствие лишних деталей снаружи, но и в довольно крупных накладных «ушах».
— На дужке. Микрофон, установленный на небольшой выносной штанге, которая прикреплена к одному из наушников. Микрофон на дужке наиболее популярен среди накладных наушников: крупную чашечку можно дополнить штангой без ущерба для удобства, а сам микрофон при этом располагается далеко от наушников, что положительно сказывается на чистоте звука. Штанга нередко имеет поворотное или съемное крепление, что позволяет убирать микрофон от лица, пока он не нужен (подняв штангу вертикально, вдоль оголовья).
— Выдвижной на дужке. Микрофон на дужке (см. выше), имеющий выдвижную конструкцию: при необходимости дужка вытягивается из чашечки, а в нерабочее время ее можно спрятать обратно внутрь. Такие наушники более компактны и имеют более аккуратный внешний вид, чем модели с дужкой на поворотном креплении: в спрятанном положении микрофон почти не занимает места снаружи. Выдвижная конструкция микрофона особенно популярна в игровых моделях (см. «Назначение»): в однопользовательских играх, где не нужно общаться с товарищами, микрофон можно компактно сложить.
— Cъемный на дужке. Микрофон на дужке (см. выше), который при желании можно целиком отсоединить от наушников. Такая конструкция может пригодиться, к примеру, если «уши» используются и как игровые, и как «походно-музыкальные»: в многопользовательской игре микрофон незаменим, а для прослушивания музыки вне дома его можно снять, дабы не носить с собой лишнее оснащение (которое к тому же можно потерять).
— В приемнике. Вариант, применяемый в беспроводных наушниках с отдельным приемником. По особенностям конструкции и применения схож с описанным выше микрофоном на кабеле: с одной стороны, сами наушники могут быть очень легкими и миниатюрными, с другой — микрофон может располагаться недостаточно близко к лицу, и при разговоре его придется подносить ближе.
— В креплении. В данном случае чаше всего подразумевается микрофон, установленный в креплении на шею (см. ниже). Этот вариант встречается преимущественно среди беспроводных наушников, у которых в том же креплении размещается и приемник сигнала. Такой микрофон располагается вплотную к шее, что позволяет добиться хорошей разборчивости речь и в то же время отсечь посторонние звуки даже без особых дополнительных ухищрений.
— На кабеле и в корпусе. Наушники, оснащенные двумя микрофонами — один в корпусе, другой на кабеле. Особенности тих вариантов подробно описаны выше. Здесь же отметим, что их сочетание встречается крайне редко, в основном среди высококачественных «ушей» с комбинированным подключением (см. «Тип подключение»). В таких моделях при работе по беспроводному каналу используется микрофон в корпусе, а при подключении провода — микрофон на кабеле, менее подверженный помехам.
— На кабеле и съемный. Еще одна разновидность наушников с двумя микрофонами, тоже довольно редкая. Один микрофон в таких моделях устанавливается на кабеле, второй — на съемной дужке. Подробнее о каждом из этих вариантов см. выше, а их объединение позволяет подстраивать наушники под особенности ситуации. К примеру, дужка очень удобна для голосовой связи за домашним или офисным компьютером, но вот на улице и в транспорте лучше ее снять и пользоваться микрофоном на кабеле.
— В корпусе и съемный. Довольно редкий и нестандартный вариант — объединение микрофона в корпусе и микрофона на съемной дужке. Подробнее о каждой из этих разновидностей см. выше, а их сочетание используется довольно редко — в отдельных геймерских моделях премиум-класса с комбинированным подключением. Основной смысл при этом заключается в том, что съемный микрофон удобнее использовать на одном месте, при проводном подключении, а в «мобильном» беспроводном режиме его лучше снять и обходиться встроенным микрофоном. Впрочем, подобные возможности принципиальны в основном для самых требовательных пользователей, поэтому данный вариант и не получил распространения.Для полноразмерных наушников амбушюры зачастую изготавливаются из
натуральной кожи,
кожзама,
текстиля, велюра, дерматина, пены с эффектом памяти, а также их комбинированных вариаций. В касте внутриканальных наушников применяются совсем другие материалы — наибольшее распространение получили силиконовые накладки, которые мягко адаптируются под индивидуальные особенности строения ушной раковины, а в качестве альтернативы им предложены пенные амбушюры пористой структуры (так званые «губки»). Вот некоторые особенности широко используемых материалов изготовления амбушюр:
— Текстиль. Тканевые амбушюры обычно встречаются в бюджетных моделях наушников, но порой их применяют и в премиум-сегменте. Тактильно текстильные амбушюры приятны на ощупь, также они хорошо пропускают воздух. По акустическим свойствам это вполне нейтральные материалы. Отметим, что такие амбушюры могут изготавливаться из разнообразных типов тканей (например, из микрофибры).
— Кожзам. Искусственные заменители кожи применяются в наушниках любых ценовых категорий. На деле свойства это материала зависят от конкретного сорта кожзама: амбушюры из условной экокожи могут обладать отменными «дышащими» качествами, тогда как низкосортный кожзаменитель нередко провоцирует повышенное потоотделение ушей (особенно в жаркую пору года).
— Натуральная кожа. Натуральная кожа — продукт премиального кла
...сса, использующийся в соответствующих моделях наушников флагманского уровня. Плотная кожа обеспечивает надлежащую шумоизоляцию и глубокую проработку басов. В то же время уши могут потеть при использовании кожаных амбушюр. Во избежание повышенного потоотделения кожу нередко делают перфорированной.
— Велюр. Нежнейший на ощупь материал с отменными звукопоглощающими способностями. Велюровые амбушюры обеспечивают хорошую шумоизоляцию, а наушники с ними не вызывают усталости даже при длительном пребывании на голове. Впрочем, есть у материала и недостатки: он легко пачкается, притягивает пыль и шерсть домашних питомцев, быстро изнашивается.
— Алькантара. Амбушюры из искусственной замши, максимально приближенные по свойствам и тактильным ощущениям к велюровым изделиям. Однако алькантара проще чистится от загрязнений и на порядок дольше служит. Встречаются алькантаровые амбушюры в наушниках топового уровня.
— Поролон. Поролоновые амбушюры — прерогатива бюджетных моделей накладных наушников. Дело в том, что это недолговечный материал, который часто просится на замену ввиду низкой прочности. Отчасти проблему решают специальные пропитки, но поролон все равно сохраняет свою структуру относительно недолго.
— Мех. Довольно редкая разновидность материала изготовления амбушюр. Наушники с характерными меховыми амбушюрами выполняют практическую функцию — согревают уши слушателя в холодную пору года.