Предустановленная программа
Навигационная программа, изначально установленная в навигатор и продаваемая вместе с ним, проще говоря — набор карт, доступный пользователю «из коробки».
Такими программами оснащается большинство современных навигаторов (хотя далеко не для всех моделей указывается название предустановленных карт). Отметим, что функционал комплектных программ в разных моделях может различаться. Чаще всего это простейшие карты мира или того региона, в котором продается данное устройство. Однако встречаются и исключения: есть модели с подробными картами, программами с расширенным функционалом и т. п. Особенно часто такие исключения встречаются среди высококлассных специализированных устройств, в частности морских и авиационных (см. «Область применения»). А для некоторых навигаторов может предусматриваться несколько вариантов по предустановленным программам и даже возможность выбора таких программ по желанию пользователя. Все эти подробности стоит в каждом случае уточнять по данным производителя или продавца.
Также стоит учитывать, что в характеристиках нередко указывается лишь общее название карт. При этом одна и та же карта может быть доступна в нескольких версиях, которые различаются по функционалу и, иногда, условиям использования (платная/бесплатная). Однако основные особенности — базовые возможности, устройство интерфейса и т.п. — как правило, являются общими для всех версий. Поэтому по названию комплектной программы, как правило, можно довольно...точно определить общие возможности и особенности функционала карты.
Дисплей
Параметры дисплея, установленного в навигаторе.
— Диагональ дисплея. Размер экрана по диагонали в дюймах. Чем крупнее экран — тем больше информации на него можно вывести и тем подробнее будет представлена эта информация. С другой стороны, размеры дисплея заметно сказываются на габаритах прибора, да и стоят крупные экраны дороже.
— Разрешение дисплея. Размер дисплея в точках (пикселях) по горизонтали и вертикали. Чем выше разрешение (при той же диагонали) — тем более детализированное и четкое изображение способен выдать экран. К тому же на дисплеях высокого разрешения лучше видны мелкие детали, что повышает комфорт просмотра информации. Слишком высокого разрешения для дисплеев GPS-навигаторов обычно не требуется: к примеру, скромные по меркам смартфонов или планшетов 800х480 пикселей при размерах экрана по диагонали порядка 6” считаются вполне достаточными даже для продвинутого устройства.
— Тип матрицы. Этот параметр указывается в основном для тех случаев, когда экран использует высококлассную матрицу типа
IPS. Данная технология обеспечивает высокое качество цветопередачи, хорошую яркость и обширные углы обзора, к тому же IPS-экраны относительно недорого обходятся в производстве.
— Сенсорный. Поддержка экраном сенсорного управления. Отдавать команды устройству можно прикосновениями к значкам на самом дисплее — аналогично тому, как это делается в смартфонах и планшетах. Сенсорное управление открывае
...т гораздо больше возможностей, чем классическое, и обеспечивает гибкость работы с навигатором. В частности, прикосновениями к экрану можно задавать точки на маршруте, приближать или отдалять карту и т.п.
— Цветность. Данный параметр определяет, относится экран к цветным или монохромным (черно-белым). Черно-белые дисплеи просты, недороги, потребляют немного энергии и вполне подходят для отображения базовой навигационной информации. В то же время цветные экраны более функциональны: на картах нередко используется выделение отдельных объектов при помощи разных цветов, что было бы недоступно на монохромных дисплеях. Как следствие, черно-белые экраны среди современных навигаторов встречаются довольно редко — в основном среди наиболее компактных и недорогих моделей.
— Подсветка. Наличие в экране собственной системы подсветки. Данная функция делает устройство независимым от внешнего освещения: подсвеченное изображение будет нормально видно как в сумерках, так и даже в полной темноте. Также стоит отметить, что во многих ЖК-экранах подсветка имеется по умолчанию, активируется она вместе с включением самого экрана и работает независимо от внешнего освещения — без нее изображение на матрице просто невозможно было бы разглядеть. В частности, такой принцип работы используется в матрицах типа IPS, которые обрели популярность в современной портативной электронике (включая навигаторы).Разрешение видео
Разрешение видео, снимаемого
встроенным видеорегистратором навигатора
Чем выше разрешение видеосъемки, при прочих равных — тем более детальным получается видео, тем лучше на нем видны мелкие детали происходящего. Это бывает особенно важно при разборе ДТП или неоднозначных ситуаций, а также опознавании людей, фиксации автомобильных номеров и т. п. С другой стороны, более высокое разрешение требует более мощной аппаратной части и более емких накопителей для хранения отснятых материалов — все это соответствующим образом сказывается на цене устройства.
Частота кадров
Частота кадров, с которой встроенный видеорегистратор может снимать видео.
Чем выше частота кадров, при прочих равных — тем более плавным получается изображение, тем меньше смазываются быстро движущиеся предметы и тем точнее можно разобрать подробности в динамичных сценах (в т.ч. на стоп-кадрах). С другой стороны, большая частота кадров повышает требования к мощности электронной «начинки». Поэтому в навигаторах данный показатель обычно не превышает 30 кадр/сек — это обеспечивает довольно неплохое качество съемки при относительно невысоких требованиях к аппаратной части.
Угол обзора
Угол обзора встроенного видеорегистратора, установленного в навигаторе.
От угла обзора напрямую зависит размер пространства, охватываемого камерой: чем шире угол — тем больше размер области, попадающей в кадр, и тем меньше вероятность упустить объект или событие, находящееся на периферии кадра. С другой стороны, при прочих равных увеличение угла обзора дает эффект уменьшения картинки — отдельные детали выглядят более мелкими и видны менее четко. А при слишком широких углах на изображении появляются заметные искажения по краям.
Говоря о конкретных значениях углов, стоит отметить, что минимальный показатель, встречающийся среди регистраторов, составляет порядка 50° — это сравнимо с полем зрения и степенью увеличения человеческого глаза (без учета бокового зрения). Максимальный угол обзора теоретически может достигать 180°, однако на практике в навигаторах используются камеры с более скромными характеристиками — в основном до 120°.
Запись звука
Возможность записи звука встроенным видеорегистратором навигатора.
Речь в данном случае идет о записи звука в салоне. Такое «звуковое сопровождение» может дать немало дополнительной информации о ситуации, зафиксированной устройством. К примеру, в случае ДТП можно установить, говорил ли водитель по телефону в момент происшествия, когда он заметил опасность на дороге, как среагировал на нее и т. п.
Дополнительно
—
GSM/GPRS-модуль. Встроенный модуль беспроводной сотовой связи, аналогичный тем, что установлены в мобильных телефонах стандарта GSM. Однако, в отличие от телефонов, в GPS-навигаторах такая связь предназначена исключительно для доступа в Интернет. Чаще всего она используется для получения информации о пробках на дорогах, хотя в некоторых продвинутых моделях может быть предусмотрена возможность полноценного просмотра Интернет-страниц через встроенный браузер. Для использования GSM/GPRS-модуля, как и в случае с мобильным телефоном, необходимо приобрести SIM-карту мобильного оператора.
—
Цифровая камера. Наличие у навигатора собственной цифровой камеры; в некоторых моделях таких камер может быть даже две, с обеих сторон корпуса. Конкретный функционал цифровой камеры (камер) может быть разным, в зависимости от возможностей самого устройства. Так, большинство моделей с функцией видеорегистратора используют именно встроенную камеру (подробнее см. «Встроенный видеорегистратор»). При наличии телефонного модуля (см. соответствующий пункт) камера может пригодиться для видеосвязи. Многие навигаторы с данной функцией можно применять и для классической фото/видеосъемки; качество изображения, правда, обычно оказывается сравнительно невысоким.
—
Видеопроигрыватель. Возможность использования навигатора для воспроизведения видеофайлов. Как правило, речь идет о проигрывани
...и видео на собственном дисплее — соответственно, сам дисплей для этого делается цветным и довольно крупным. Данная функция встречается в основном среди автомобильных навигаторов (см. «Область применения»), ее особенно ценят водители, которым приходится много времени проводить в ожидании — в частности, таксисты и дальнобойщики.
— Голосовое управление. Возможность управления навигатором при помощи голосовых команд. Данная функция особенно удобна для автомобильных и мотоциклетных устройств: она позволяет управлять устройством, не снимая рук с управления и не отвлекаясь от дороги. Правда, перед покупкой такой модели не помешает уточнить, какие именно языки для голосового управления она поддерживает.
— Воспроизведение изображений. Возможность использовать экран навигатора для просмотра графических файлов; по умолчанию подразумевается поддержка JPG, другие графические форматы встречаются несколько реже. Навигатор с такой функцией можно использовать в качестве цифровой фоторамки — подключить внешний носитель и просматривать картинки напрямую, без участия компьютера. Эта функция может пригодиться, например, для просмотра отснятых во время путешествия фото (когда не хочется ждать возвращения к компьютеру), или для более специфических целей — например, уточнения навигационных данных по скану бумажной карты.
— MP3-плеер. Возможность воспроизведения навигатором аудиофайлов (чаще всего формата MP3, отсюда и название). Воспроизведение может происходить через наушники или внешнюю аудиосистему (если предусмотрена возможность их подключения) либо через собственный динамик навигатора. Храниться такие файлы могут в собственной флэш-памяти устройства либо на сменных картах памяти.
— FM-трансмиттер. Маломощный FM-передатчик с эффективной дальностью в несколько метров. Является одним из простейших способов подключения навигатора к акустической системе автомобиля — достаточно настроить FM-приемник автомагнитолы на частоту трансмиттера. Таким образом можно использовать автомобильную акустику, например, для воспроизведения голосовых подсказок, музыки (см. MP3-плеер) или звуковой дорожки воспроизводимого фильма (см. Видеопроигрыватель).
— Барометр. Вспомогательная функция, позволяющая измерять атмосферное давление. Часто применяется как дополнительный инструмент в навигаторах с функцией измерения высоты по сигналам со спутников — это обеспечивает повышенную точность получаемых данных. Кроме того, данные с барометра могут пригодиться при прогнозировании погоды на ближайшее время: к примеру, резкое падение давления обычно означает ухудшение погоды — вплоть до шторма или даже урагана.Интерфейсы
—
Wi-Fi. Технология, изначально предназначенная для подключения к Интернету через беспроводные точки доступа; с этой же целью Wi-Fi чаще всего используется и в навигаторах. Отметим, что роль точки доступа может не только стационарный роутер, но и смартфон — многие подобные гаджеты имеют соответствующий режим. А вот конкретные возможности такого подключения могут быть разными. Одна из самых популярных функций — загрузка свежих данных о пробках и других особенностях дорожной ситуации (см. «Функции»). Помимо этого, в навигаторах может предусматриваться обновление карт и прошивки через Интернет. А у моделей с полноценными ОС (см. «Операционная система») способы применения Wi-Fi весьма разнообразны: веб-серфинг, доступ к соцсетям и мессенджерам, «социальные» игры, предполагающие общение с другими игроками, и т. п. По сути, в навигаторах с ОС возможности Wi-Fi ограничиваются лишь набором установленных приложений.
—
USB. Наличие в устройстве разъема USB. Чаще всего современные навигаторы оснащаются компактными портами вроде miniUSB или microUSB, а основным назначением таких портов является зарядка аккумулятора и подключение к компьютеру — например, для обновления карт. В наиболее продвинутых моделях может также предусматриваться подключение внешней периферии (например, флешки с обновлением карт или 3G-модема для доступа в Интернет), однако подобные возможности встречаются довольно редко, в основном среди нав
...игаторов с полноценной ОС (см. «Операционная система»).
— Слот для карт памяти. Приспособление для чтения сменных карт памяти — чаще всего в форм-факторе SD или microSD; конкретные типы поддерживаемых карт стоит уточнять отдельно. Такое приспособление (картридер) выполняет две основные функции. Во-первых, оно позволяет расширить встроенную память навигатора, дополнив ее внешним носителем; при этом вместимость карты можно выбрать на свое усмотрение (с учетом максимального объема — см. ниже). Во-вторых, картридер облегчает обмен данными с другими устройствами — смартфонами, планшетами, ноутбуками и т. п.; это может пригодиться, к примеру, для загрузки карт и других навигационных данных, для копирования записанных треков и т. п. Конкретный функционал картридера стоит уточнять отдельно.
— Выход на наушники. Наличие в навигаторе специального разъема для подключения наушников. Обычно роль такого выхода играет стандартный порт 3.5 мм. Наушники могут применяться для любых задач, связанных со звуковым сопровождением — голосовых подсказок, разговора по телефону или через Интернет (по Skype, Viber и т.п.), прослушивания музыки и просмотра видеороликов и т. п. (в зависимости от того, какие функции предусмотрены в самом навигаторе). При этом «уши» особенно удобны в двух ситуациях: в шумной обстановке, когда динамик навигатора может быть не слышен за фоновыми звуками, а также тогда, когда желательно избежать лишних звуков (например, если в машине спят пассажиры).
— Bluetooth. Технология беспроводной связи, разработанная для прямого соединения различных устройств друг с другом. Способ применения такого соединения может быть разным, один из наиболее популярных вариантов в навигаторах — подключение беспроводной гарнитуры. Через такую гарнитуру можно слышать голосовые подсказки навигатора и отдавать ему команды, общаться по телефону, слушать музыку и т. п. (конкретные возможности, разумеется, зависят от функционала самого навигатора). Правда, гарнитуры дороже проводных наушников и имеют ограниченное время работы (периодически нужно заряжать аккумулятор); зато они заметно удобнее.
— ANT+. Данный стандарт применяется преимущественно для передачи информации спортивного и медицинского характера — частоты пульса, пройденного расстояния, скорости движения и т. п. Отличается низким энергопотреблением, однако имеет невысокую пропускную способность — до 60 кбит/с. Для работы ANT+ его должен поддерживать не только гаджет, но и смартфон или другое устройство, к которому он подключен. При этом отметим, что, помимо прямого соединения с внешним девайсом, данный стандарт позволяет строить сети из ANT+-совместимых устройств — в т.ч. встраивать их в системы «умного дома».
— AV-вход. Вход для подключения композитного (аудио+видео) аналогового сигнала. При наличии такого входа к навигатору можно подключить внешний источник сигнала, например портативный DVD-плеер, камеру заднего вида (в автомобильных навигаторах), эхолот (в морских) и т. п.