Область применения
—
Для легковых авто. Навигаторы, предназначенные для установки в легковые автомобили. Как правило, их установка предполагается на лобовом стекле, чтобы экран постоянно находился перед глазами водителя. Питание чаще всего осуществляется через гнездо прикуривателя. Предустановленные карты, если таковые есть, «заточены» под движение именно на легковой машине — в них закладываются данные о типе и качестве дорог, особенностям проезда перекрестков и развязок, прочие дорожные факторы.
—
Для грузовиков. Устройства для навигации и маршрутизации грузовых авто. В таких моделях нередко учитываются конструктивные особенности грузовиков, на основании которых строятся подходящие маршруты с учетом ограничений по весу, высоте, длине, ширине и прочим факторам. Также навигаторы для грузовых транспортных средств могут учитывать специфические правила разных стран по типу ограничений скоростного режима, времени движения и т.п.
—
Для кемперов. Навигаторы для автодомов, караванов и кемперов. В моделях этого типа учитываются специфические особенности, которые могут быть важны при путешествиях на кемпере: длина, габариты, вес и другие технические параметры «дома на колесах». Карты в таких навигаторах предоставляют безопасные для проезда маршруты с учетом потенциальных ограничений, содержат сведения о кемпинг-парках, местах для сброса сточных вод, заправках, достопримечательностях
...и т.п.
— Мотоциклетные. Мотоциклетные навигаторы рассчитаны на крепление к рулю и, как правило, имеют усиленную влаго- и ударозащиту, позволяющую без последствий выдерживать воздействие атмосферных осадков, стойко переносить удары и сотрясения при движении. В таких моделях устанавливаются экраны размером от 3 дюймов по диагонали, нередко предусматривается питание от 6 В или 12 В, что позволяет подключать навигатор к бортовой сети мотоцикла и экономить заряд аккумулятора. Программная же часть включает функции, связанные с движением по дорогам — те же, что встречаются в навигаторах для легковушек (см. соответствующий пункт). Также в мотоциклетных экземплярах весьма популярна функция Bluetooth (см. «Интерфейсы») — в данном варианте реализации она позволяет выводить голосовые подсказки на гарнитуру под шлемом или встроенную в шлем.
— Туристические. Туристические GPS-навигаторы рассчитаны, в первую очередь, на пешие походы и предназначены для туризма. Главным набором карт для таких устройств являются маршруты всевозможных туристических направлений, достопримечательностей или походных троп. Большинство подобных моделей изначально предназначаются для ношения с собой в кармане — на манер смартфона или другого аналогичного гаджета. В них часто предусматривается влагозащита корпуса и хорошая встроенная батарея для длительного времени автономной работы.
— Наручные. Наручные навигаторы нацелены на спортсменов и отчасти на туристов. Крепятся они за запястье руки с помощью специального ремешка. Дисплей у таких моделей преимущественно монохромный, что сделано в угоду снижения энергопотребления, а набор карт выпущен с акцентом на пешие прогулки (или пробежки). Кроме навигационных инструментов, могут оснащаться функциями измерения пульса и фитнес-калькулятора.Влагозащита IPX7
Устройства, имеющие влагостойкость «7» по стандарту IP.
Влагозащита такого уровня допускает возможность полного погружения GPS-навигатора под воду, однако на небольшое время и на небольшую глубину. Конкретные ограничения по этим показателям могут быть разными — их необходимо уточнять отдельно. Вместо буквы «X» в обозначении
пыле- и влагозащиты может стоять цифра, определяющая стойкость корпуса прибора к пыли и посторонним предметам. Уровень влагостойкости «7» сочетается с уровнями пыленепроницаемости не ниже 5-го (допускается попадание внутрь небольшого числа пыли, не влияющего на работу устройства), а чаще 6-го (полная пыленепроницаемость). Конкретно же маркировка IPX7 означает, что данная модель не тестировалась на предмет пылестойкости и прошла сертификацию только на устойчивость к влаге. Впрочем, если уж внутрь не может попасть вода, то уж для пыли это тем более непросто.
Предустановленная программа
Навигационная программа, изначально установленная в навигатор и продаваемая вместе с ним, проще говоря — набор карт, доступный пользователю «из коробки».
Такими программами оснащается большинство современных навигаторов (хотя далеко не для всех моделей указывается название предустановленных карт). Отметим, что функционал комплектных программ в разных моделях может различаться. Чаще всего это простейшие карты мира или того региона, в котором продается данное устройство. Однако встречаются и исключения: есть модели с подробными картами, программами с расширенным функционалом и т. п. Особенно часто такие исключения встречаются среди высококлассных специализированных устройств, в частности морских и авиационных (см. «Область применения»). А для некоторых навигаторов может предусматриваться несколько вариантов по предустановленным программам и даже возможность выбора таких программ по желанию пользователя. Все эти подробности стоит в каждом случае уточнять по данным производителя или продавца.
Также стоит учитывать, что в характеристиках нередко указывается лишь общее название карт. При этом одна и та же карта может быть доступна в нескольких версиях, которые различаются по функционалу и, иногда, условиям использования (платная/бесплатная). Однако основные особенности — базовые возможности, устройство интерфейса и т.п. — как правило, являются общими для всех версий. Поэтому по названию комплектной программы, как правило, можно довольно...точно определить общие возможности и особенности функционала карты.
Пожизненное обновление карт
Наличие
пожизненного обновления карт в данной модели навигатора.
Покупая навигатор с такой особенностью, пользователь приобретает еще и подписку на обновления карт, поставляемых в комплекте. Подобная подписка, по сути, является бессрочной: обновления доступны все время, пока навигатор вообще работает. Таким образом, данная услуга позволяет постоянно иметь в своем распоряжении самые свежие карты. Встречается она преимущественно в автомобильных и мотоциклетных моделях: именно для этих областей применения регулярные обновления наиболее актуальны, т. к. дорожная обстановка может изменяться очень быстро. Правда, стоит учитывать, что стоимость подписки на обновления закладывается в цену устройства и сказывается на ней, иногда — весьма заметно.
Количество маршрутов
Максимальное количество маршрутов, которое можно внести в память GPS-навигатора.
Возможность сохранять маршруты удобна прежде всего для тех, кому регулярно приходится путешествовать одними и теми же дорогами: вместо того, чтобы каждый раз прокладывать путь заново, достаточно выбрать соответствующий маршрут в памяти навигатора. Что касается количества «запоминаемых» маршрутов, то в современных навигаторах оно может достигать нескольких сотен, однако большие объемы памяти и стоят соответственно. Поэтому при выборе по данному параметру стоит учитывать реальные потребности: к примеру, навряд ли стоит специально искать модель на 50 маршрутов и более, если ваши регулярные путешествия ограничиваются 5 – 6 местами в городе и 2 – 3 местами за городом.
Функции навигации (ассистенты)
Специальные навигационные функции, предусмотренные в приборе.
—
Ограничение скорости. Функция, позволяющая использовать навигатор для получения данных об ограничении скоростного режима на той или иной дороге. Чаще всего ограничение скорости применяется в режиме оперативных подсказок: прибор заранее предупреждает водителя о приближении к участку дороги, на котором скоростной режим отличается от текущего, а также выдает предупреждение в том случае, если водитель разгоняется сверх допустимого предела. Это может предотвратить не только неприятный разговор с дорожной полицией, но и серьезное ДТП.
—
Пробки в реальном времени. Функция, позволяющая водителю видеть на экране прибора данные о дорожном трафике в реальном времени. Как правило, в моделях с функцией отслеживания пробок выдается подробная информация об интенсивности дорожного движения в целом. Причем эта информация отслеживается и обновляется постоянно, в режиме реального времени, и сразу же учитывается навигатором — вплоть до того, что при возникновении затруднений на заранее проложенном маршруте устройство может автоматически перепроложить его в объезд заторов. В то же время стоит учесть, что данные о пробках в реальном времени передаются обычно через сеть TMC (см. «TMC-приемник»), а она имеется далеко не везде.
—
GPS-информатор. Функция для снабжения водителя различной полезной информаци
...ей, связанной с текущим местонахождением. В соответствии с названием, координаты при этом определяются при помощи GPS. Один из наиболее распространенных способов применения информатора — предупреждение о приближении к дорожным камерам, стационарным постам дорожной полиции и системам контроля скоростного режима. Помимо этого, могут предусматриваться и другие функции — например, информирование о выезде на участок дороги с повышенной аварийностью или отдельной крупной яме на дорожном полотне. Для работы GPS-информатора в память прибора вносится база данных по соответствующим объектам. При покупке навигатора не помешает уточнить, что именно содержит эта база, насколько она свежа и допускается ли возможность ее обновления.
— Выбор полосы движения. Функция, предоставляющая водителю подсказки касательно выбора полосы движения. Такие подсказки делают движение более удобным и безопасным: навигатор заранее предупреждает водителя о необходимости сменить полосу для поворота/разворота (или наоборот, для того, чтобы проехать мимо поворота прямо). Это позволяет избежать «промахов» на дороге и экстренных перестроений, которые нередко создают аварийные ситуации. Особенно актуальна данная функция для сложных развязок на многополосных трассах.
— Парковки в реальном времени. В соответствии с названием, эта функция позволяет определять наличие поблизости возможностей для парковки транспортного средства. Кроме того, навигаторы с поддержкой функции парковки в реальном времени способны выводить еще и различную вспомогательную информацию, например, тип парковки, стоимость стоянки, способы оплаты и т.п.
— Обратный путь. Функция использования записи пройденного пути как маршрута для возврата от точки финиша к точке старта. Благодаря ей пользователь может вернуться назад тем же путем, по которому он добрался до текущей точки. Подобная возможность особенно важна в условиях сложной местности и отсутствия дорог — например, во время туристических походов или поездок на джипах по бездорожью: возвращаться уже разведанным путем нередко бывает проще и безопаснее, чем искать новый маршрут. Собственно, обратный путь встречается в основном среди универсальных карманных навигаторов (см. «Область применения»), хотя бывают и исключения — например, те же автомобильные модели.
— «Где я?». Функция, помогающая пользователю определить свое текущее местонахождение. При этом речь идет не только о точке на карте и географических координатах — кроме этих данных навигатор при включении функции «Где я?» выводит различную дополнительную информацию: адрес ближайшего здания, данные о ближайшем перекрестке, находящихся поблизости важных объектах (заправках, больницах, отделениях полиции и т.п.).
— Цены на АЗС в реальном времени. Функция, предоставляющая информацию о текущих ценах на топливо на различных заправочных станциях по маршруту поездки. Она может оказаться полезной для водителей, так как позволяет находить наиболее выгодные или ближайшие АЗС для заправки и экономии денег.
— Погода в реальном времени. Функция, позволяющая навигатору получать данные о погоде в реальном времени. Это может быть как информация о текущих погодных условиях в том или ином месте на карте, так и прогноз на определенный срок. Помимо базовой информации о погоде (температура, осадки, ветер, влажность, туман и т.п.), в рамках данного сервиса могут поддерживаться расширенные данные — штормовые предупреждения, сообщения о наводнениях или оползнях. Необходимые данные могут поступать разными способами — чаще всего через спутник или специальный радиоканал. Эти подробности стоит уточнять отдельно.
— Наблюдение за детьми. Функция, позволяющая водителю при помощи экрана навигатора наблюдать за задним сиденьем машины, не оборачиваясь и не отвлекаясь от дороги. Чаще всего она используется для наблюдения за ребенком, который находится на заднем сидении. Разумеется, для использования функции наблюдения за детьми потребуется не только навигатор, но и совместимая с ним камера.Поддержка ГЛОНАСС
Способность навигатора работать с системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система) — российская система навигации, единственная на текущий момент функционирующая альтернатива американской GPS. Работает в полном формате с октября 2011 года. Сама по себе ГЛОНАСС имеет несколько меньшую точность, чем GPS, поэтому в «чистом» виде используется редко — обычно навигаторы принимают сигналы с обеих спутниковых систем сразу. Такой формат обеспечивает точность позиционирования вплоть до 1,5 м. Кроме того, способность навигатора работать с ГЛОНАСС обеспечивает надёжность на случай сбоя или отказа одной из навигационных систем (хотя и маловероятного, но теоретически возможного).
TMC-приемник
Наличие
TMC-приемника в конструкции навигатора.
TMC (Traffic Message Channel) — это технология передачи информации о неблагоприятных ситуациях на дорогах — пробках, авариях, погодных условиях и т.п. Передачи чаще всего осуществляются в FM-диапазоне аналогично обычному радиовещанию; таким образом, для получения важной дорожной информации не нужно заходить в Интернет, хотя некоторые услуги TMC и могут быть платными.
Стоит иметь в виду, что для использования TMC необходима сеть соответствующих станций. Такие сети существуют во многих европейских государствах, однако на постсоветском пространстве их развитие началось сравнительно недавно. Поэтому перед покупкой навигатора с данной функцией нужно уточнить, имеется ли TMC-покрытие в вашем регионе.
Дисплей
Параметры дисплея, установленного в навигаторе.
— Диагональ дисплея. Размер экрана по диагонали в дюймах. Чем крупнее экран — тем больше информации на него можно вывести и тем подробнее будет представлена эта информация. С другой стороны, размеры дисплея заметно сказываются на габаритах прибора, да и стоят крупные экраны дороже.
— Разрешение дисплея. Размер дисплея в точках (пикселях) по горизонтали и вертикали. Чем выше разрешение (при той же диагонали) — тем более детализированное и четкое изображение способен выдать экран. К тому же на дисплеях высокого разрешения лучше видны мелкие детали, что повышает комфорт просмотра информации. Слишком высокого разрешения для дисплеев GPS-навигаторов обычно не требуется: к примеру, скромные по меркам смартфонов или планшетов 800х480 пикселей при размерах экрана по диагонали порядка 6” считаются вполне достаточными даже для продвинутого устройства.
— Тип матрицы. Этот параметр указывается в основном для тех случаев, когда экран использует высококлассную матрицу типа
IPS. Данная технология обеспечивает высокое качество цветопередачи, хорошую яркость и обширные углы обзора, к тому же IPS-экраны относительно недорого обходятся в производстве.
— Сенсорный. Поддержка экраном сенсорного управления. Отдавать команды устройству можно прикосновениями к значкам на самом дисплее — аналогично тому, как это делается в смартфонах и планшетах. Сенсорное управление открывае
...т гораздо больше возможностей, чем классическое, и обеспечивает гибкость работы с навигатором. В частности, прикосновениями к экрану можно задавать точки на маршруте, приближать или отдалять карту и т.п.
— Цветность. Данный параметр определяет, относится экран к цветным или монохромным (черно-белым). Черно-белые дисплеи просты, недороги, потребляют немного энергии и вполне подходят для отображения базовой навигационной информации. В то же время цветные экраны более функциональны: на картах нередко используется выделение отдельных объектов при помощи разных цветов, что было бы недоступно на монохромных дисплеях. Как следствие, черно-белые экраны среди современных навигаторов встречаются довольно редко — в основном среди наиболее компактных и недорогих моделей.
— Подсветка. Наличие в экране собственной системы подсветки. Данная функция делает устройство независимым от внешнего освещения: подсвеченное изображение будет нормально видно как в сумерках, так и даже в полной темноте. Также стоит отметить, что во многих ЖК-экранах подсветка имеется по умолчанию, активируется она вместе с включением самого экрана и работает независимо от внешнего освещения — без нее изображение на матрице просто невозможно было бы разглядеть. В частности, такой принцип работы используется в матрицах типа IPS, которые обрели популярность в современной портативной электронике (включая навигаторы).