Область применения
—
Для легковых авто. Навигаторы, предназначенные для установки в легковые автомобили. Как правило, их установка предполагается на лобовом стекле, чтобы экран постоянно находился перед глазами водителя. Питание чаще всего осуществляется через гнездо прикуривателя. Предустановленные карты, если таковые есть, «заточены» под движение именно на легковой машине — в них закладываются данные о типе и качестве дорог, особенностям проезда перекрестков и развязок, прочие дорожные факторы.
—
Для грузовиков. Устройства для навигации и маршрутизации грузовых авто. В таких моделях нередко учитываются конструктивные особенности грузовиков, на основании которых строятся подходящие маршруты с учетом ограничений по весу, высоте, длине, ширине и прочим факторам. Также навигаторы для грузовых транспортных средств могут учитывать специфические правила разных стран по типу ограничений скоростного режима, времени движения и т.п.
—
Для кемперов. Навигаторы для автодомов, караванов и кемперов. В моделях этого типа учитываются специфические особенности, которые могут быть важны при путешествиях на кемпере: длина, габариты, вес и другие технические параметры «дома на колесах». Карты в таких навигаторах предоставляют безопасные для проезда маршруты с учетом потенциальных ограничений, содержат сведения о кемпинг-парках, местах для сброса сточных вод, заправках, достопримечательностях
...и т.п.
— Мотоциклетные. Мотоциклетные навигаторы рассчитаны на крепление к рулю и, как правило, имеют усиленную влаго- и ударозащиту, позволяющую без последствий выдерживать воздействие атмосферных осадков, стойко переносить удары и сотрясения при движении. В таких моделях устанавливаются экраны размером от 3 дюймов по диагонали, нередко предусматривается питание от 6 В или 12 В, что позволяет подключать навигатор к бортовой сети мотоцикла и экономить заряд аккумулятора. Программная же часть включает функции, связанные с движением по дорогам — те же, что встречаются в навигаторах для легковушек (см. соответствующий пункт). Также в мотоциклетных экземплярах весьма популярна функция Bluetooth (см. «Интерфейсы») — в данном варианте реализации она позволяет выводить голосовые подсказки на гарнитуру под шлемом или встроенную в шлем.
— Туристические. Туристические GPS-навигаторы рассчитаны, в первую очередь, на пешие походы и предназначены для туризма. Главным набором карт для таких устройств являются маршруты всевозможных туристических направлений, достопримечательностей или походных троп. Большинство подобных моделей изначально предназначаются для ношения с собой в кармане — на манер смартфона или другого аналогичного гаджета. В них часто предусматривается влагозащита корпуса и хорошая встроенная батарея для длительного времени автономной работы.
— Наручные. Наручные навигаторы нацелены на спортсменов и отчасти на туристов. Крепятся они за запястье руки с помощью специального ремешка. Дисплей у таких моделей преимущественно монохромный, что сделано в угоду снижения энергопотребления, а набор карт выпущен с акцентом на пешие прогулки (или пробежки). Кроме навигационных инструментов, могут оснащаться функциями измерения пульса и фитнес-калькулятора.Предустановленная программа
Навигационная программа, изначально установленная в навигатор и продаваемая вместе с ним, проще говоря — набор карт, доступный пользователю «из коробки».
Такими программами оснащается большинство современных навигаторов (хотя далеко не для всех моделей указывается название предустановленных карт). Отметим, что функционал комплектных программ в разных моделях может различаться. Чаще всего это простейшие карты мира или того региона, в котором продается данное устройство. Однако встречаются и исключения: есть модели с подробными картами, программами с расширенным функционалом и т. п. Особенно часто такие исключения встречаются среди высококлассных специализированных устройств, в частности морских и авиационных (см. «Область применения»). А для некоторых навигаторов может предусматриваться несколько вариантов по предустановленным программам и даже возможность выбора таких программ по желанию пользователя. Все эти подробности стоит в каждом случае уточнять по данным производителя или продавца.
Также стоит учитывать, что в характеристиках нередко указывается лишь общее название карт. При этом одна и та же карта может быть доступна в нескольких версиях, которые различаются по функционалу и, иногда, условиям использования (платная/бесплатная). Однако основные особенности — базовые возможности, устройство интерфейса и т.п. — как правило, являются общими для всех версий. Поэтому по названию комплектной программы, как правило, можно довольно...точно определить общие возможности и особенности функционала карты.
Количество каналов
Количество каналов связи, поддерживаемое навигатором.
Один канал связи позволяет устройству принимать одну рабочую частоту с одного спутника. Не вдаваясь в излишние подробности, можно сказать, что чем больше количество каналов — тем эффективнее работает навигатор (в том числе в плотной городской застройке и других неблагоприятных условиях) и тем меньше времени ему требуется на «холодный» старт. С другой стороны, большое число поддерживаемых частот усложняет приемник и повышает его стоимость.
Что касается конкретного количества, то для эффективной работы с GPS необходимо 12 каналов, однако на сегодня такие приемники считаются устаревшими и почти не применяются. Большинство бюджетных приемников поддерживает около 20 каналов (встречаются и более скромные решения, на 16 или даже 14 частот), решения среднего уровня имеют порядка 30 – 40 каналов, а в продвинутых моделях это количество чаще всего составляет 64 или 66 (хотя бывает и больше).
Дисплей
Параметры дисплея, установленного в навигаторе.
— Диагональ дисплея. Размер экрана по диагонали в дюймах. Чем крупнее экран — тем больше информации на него можно вывести и тем подробнее будет представлена эта информация. С другой стороны, размеры дисплея заметно сказываются на габаритах прибора, да и стоят крупные экраны дороже.
— Разрешение дисплея. Размер дисплея в точках (пикселях) по горизонтали и вертикали. Чем выше разрешение (при той же диагонали) — тем более детализированное и четкое изображение способен выдать экран. К тому же на дисплеях высокого разрешения лучше видны мелкие детали, что повышает комфорт просмотра информации. Слишком высокого разрешения для дисплеев GPS-навигаторов обычно не требуется: к примеру, скромные по меркам смартфонов или планшетов 800х480 пикселей при размерах экрана по диагонали порядка 6” считаются вполне достаточными даже для продвинутого устройства.
— Тип матрицы. Этот параметр указывается в основном для тех случаев, когда экран использует высококлассную матрицу типа
IPS. Данная технология обеспечивает высокое качество цветопередачи, хорошую яркость и обширные углы обзора, к тому же IPS-экраны относительно недорого обходятся в производстве.
— Сенсорный. Поддержка экраном сенсорного управления. Отдавать команды устройству можно прикосновениями к значкам на самом дисплее — аналогично тому, как это делается в смартфонах и планшетах. Сенсорное управление открывае
...т гораздо больше возможностей, чем классическое, и обеспечивает гибкость работы с навигатором. В частности, прикосновениями к экрану можно задавать точки на маршруте, приближать или отдалять карту и т.п.
— Цветность. Данный параметр определяет, относится экран к цветным или монохромным (черно-белым). Черно-белые дисплеи просты, недороги, потребляют немного энергии и вполне подходят для отображения базовой навигационной информации. В то же время цветные экраны более функциональны: на картах нередко используется выделение отдельных объектов при помощи разных цветов, что было бы недоступно на монохромных дисплеях. Как следствие, черно-белые экраны среди современных навигаторов встречаются довольно редко — в основном среди наиболее компактных и недорогих моделей.
— Подсветка. Наличие в экране собственной системы подсветки. Данная функция делает устройство независимым от внешнего освещения: подсвеченное изображение будет нормально видно как в сумерках, так и даже в полной темноте. Также стоит отметить, что во многих ЖК-экранах подсветка имеется по умолчанию, активируется она вместе с включением самого экрана и работает независимо от внешнего освещения — без нее изображение на матрице просто невозможно было бы разглядеть. В частности, такой принцип работы используется в матрицах типа IPS, которые обрели популярность в современной портативной электронике (включая навигаторы).Разрешение видео
Разрешение видео, снимаемого
встроенным видеорегистратором навигатора
Чем выше разрешение видеосъемки, при прочих равных — тем более детальным получается видео, тем лучше на нем видны мелкие детали происходящего. Это бывает особенно важно при разборе ДТП или неоднозначных ситуаций, а также опознавании людей, фиксации автомобильных номеров и т. п. С другой стороны, более высокое разрешение требует более мощной аппаратной части и более емких накопителей для хранения отснятых материалов — все это соответствующим образом сказывается на цене устройства.
Дополнительно
—
GSM/GPRS-модуль. Встроенный модуль беспроводной сотовой связи, аналогичный тем, что установлены в мобильных телефонах стандарта GSM. Однако, в отличие от телефонов, в GPS-навигаторах такая связь предназначена исключительно для доступа в Интернет. Чаще всего она используется для получения информации о пробках на дорогах, хотя в некоторых продвинутых моделях может быть предусмотрена возможность полноценного просмотра Интернет-страниц через встроенный браузер. Для использования GSM/GPRS-модуля, как и в случае с мобильным телефоном, необходимо приобрести SIM-карту мобильного оператора.
—
Цифровая камера. Наличие у навигатора собственной цифровой камеры; в некоторых моделях таких камер может быть даже две, с обеих сторон корпуса. Конкретный функционал цифровой камеры (камер) может быть разным, в зависимости от возможностей самого устройства. Так, большинство моделей с функцией видеорегистратора используют именно встроенную камеру (подробнее см. «Встроенный видеорегистратор»). При наличии телефонного модуля (см. соответствующий пункт) камера может пригодиться для видеосвязи. Многие навигаторы с данной функцией можно применять и для классической фото/видеосъемки; качество изображения, правда, обычно оказывается сравнительно невысоким.
—
Видеопроигрыватель. Возможность использования навигатора для воспроизведения видеофайлов. Как правило, речь идет о проигрывани
...и видео на собственном дисплее — соответственно, сам дисплей для этого делается цветным и довольно крупным. Данная функция встречается в основном среди автомобильных навигаторов (см. «Область применения»), ее особенно ценят водители, которым приходится много времени проводить в ожидании — в частности, таксисты и дальнобойщики.
— Голосовое управление. Возможность управления навигатором при помощи голосовых команд. Данная функция особенно удобна для автомобильных и мотоциклетных устройств: она позволяет управлять устройством, не снимая рук с управления и не отвлекаясь от дороги. Правда, перед покупкой такой модели не помешает уточнить, какие именно языки для голосового управления она поддерживает.
— Воспроизведение изображений. Возможность использовать экран навигатора для просмотра графических файлов; по умолчанию подразумевается поддержка JPG, другие графические форматы встречаются несколько реже. Навигатор с такой функцией можно использовать в качестве цифровой фоторамки — подключить внешний носитель и просматривать картинки напрямую, без участия компьютера. Эта функция может пригодиться, например, для просмотра отснятых во время путешествия фото (когда не хочется ждать возвращения к компьютеру), или для более специфических целей — например, уточнения навигационных данных по скану бумажной карты.
— MP3-плеер. Возможность воспроизведения навигатором аудиофайлов (чаще всего формата MP3, отсюда и название). Воспроизведение может происходить через наушники или внешнюю аудиосистему (если предусмотрена возможность их подключения) либо через собственный динамик навигатора. Храниться такие файлы могут в собственной флэш-памяти устройства либо на сменных картах памяти.
— FM-трансмиттер. Маломощный FM-передатчик с эффективной дальностью в несколько метров. Является одним из простейших способов подключения навигатора к акустической системе автомобиля — достаточно настроить FM-приемник автомагнитолы на частоту трансмиттера. Таким образом можно использовать автомобильную акустику, например, для воспроизведения голосовых подсказок, музыки (см. MP3-плеер) или звуковой дорожки воспроизводимого фильма (см. Видеопроигрыватель).
— Барометр. Вспомогательная функция, позволяющая измерять атмосферное давление. Часто применяется как дополнительный инструмент в навигаторах с функцией измерения высоты по сигналам со спутников — это обеспечивает повышенную точность получаемых данных. Кроме того, данные с барометра могут пригодиться при прогнозировании погоды на ближайшее время: к примеру, резкое падение давления обычно означает ухудшение погоды — вплоть до шторма или даже урагана.Частота процессора
Тактовая частота процессора (CPU), установленного в навигаторе.
По данному параметру нередко оценивают общий уровень прибора и мощность его начинки: считается, что более высокая частота, в свою очередь, обеспечивает большую вычислительную мощь и лучшее быстродействие. Однако технические особенности процессоров таковы, что высокая тактовая частота далеко не всегда обозначает более продвинутый чип. Кроме того, вычислительная мощность всего устройства зависит не только от CPU, но и от других компонентов — начиная от оперативной памяти и заканчивая операционной системой и установленным ПО. Так что данная информация играет лишь вспомогательную роль.
Интерфейсы
—
Wi-Fi. Технология, изначально предназначенная для подключения к Интернету через беспроводные точки доступа; с этой же целью Wi-Fi чаще всего используется и в навигаторах. Отметим, что роль точки доступа может не только стационарный роутер, но и смартфон — многие подобные гаджеты имеют соответствующий режим. А вот конкретные возможности такого подключения могут быть разными. Одна из самых популярных функций — загрузка свежих данных о пробках и других особенностях дорожной ситуации (см. «Функции»). Помимо этого, в навигаторах может предусматриваться обновление карт и прошивки через Интернет. А у моделей с полноценными ОС (см. «Операционная система») способы применения Wi-Fi весьма разнообразны: веб-серфинг, доступ к соцсетям и мессенджерам, «социальные» игры, предполагающие общение с другими игроками, и т. п. По сути, в навигаторах с ОС возможности Wi-Fi ограничиваются лишь набором установленных приложений.
—
USB. Наличие в устройстве разъема USB. Чаще всего современные навигаторы оснащаются компактными портами вроде miniUSB или microUSB, а основным назначением таких портов является зарядка аккумулятора и подключение к компьютеру — например, для обновления карт. В наиболее продвинутых моделях может также предусматриваться подключение внешней периферии (например, флешки с обновлением карт или 3G-модема для доступа в Интернет), однако подобные возможности встречаются довольно редко, в основном среди нав
...игаторов с полноценной ОС (см. «Операционная система»).
— Слот для карт памяти. Приспособление для чтения сменных карт памяти — чаще всего в форм-факторе SD или microSD; конкретные типы поддерживаемых карт стоит уточнять отдельно. Такое приспособление (картридер) выполняет две основные функции. Во-первых, оно позволяет расширить встроенную память навигатора, дополнив ее внешним носителем; при этом вместимость карты можно выбрать на свое усмотрение (с учетом максимального объема — см. ниже). Во-вторых, картридер облегчает обмен данными с другими устройствами — смартфонами, планшетами, ноутбуками и т. п.; это может пригодиться, к примеру, для загрузки карт и других навигационных данных, для копирования записанных треков и т. п. Конкретный функционал картридера стоит уточнять отдельно.
— Выход на наушники. Наличие в навигаторе специального разъема для подключения наушников. Обычно роль такого выхода играет стандартный порт 3.5 мм. Наушники могут применяться для любых задач, связанных со звуковым сопровождением — голосовых подсказок, разговора по телефону или через Интернет (по Skype, Viber и т.п.), прослушивания музыки и просмотра видеороликов и т. п. (в зависимости от того, какие функции предусмотрены в самом навигаторе). При этом «уши» особенно удобны в двух ситуациях: в шумной обстановке, когда динамик навигатора может быть не слышен за фоновыми звуками, а также тогда, когда желательно избежать лишних звуков (например, если в машине спят пассажиры).
— Bluetooth. Технология беспроводной связи, разработанная для прямого соединения различных устройств друг с другом. Способ применения такого соединения может быть разным, один из наиболее популярных вариантов в навигаторах — подключение беспроводной гарнитуры. Через такую гарнитуру можно слышать голосовые подсказки навигатора и отдавать ему команды, общаться по телефону, слушать музыку и т. п. (конкретные возможности, разумеется, зависят от функционала самого навигатора). Правда, гарнитуры дороже проводных наушников и имеют ограниченное время работы (периодически нужно заряжать аккумулятор); зато они заметно удобнее.
— ANT+. Данный стандарт применяется преимущественно для передачи информации спортивного и медицинского характера — частоты пульса, пройденного расстояния, скорости движения и т. п. Отличается низким энергопотреблением, однако имеет невысокую пропускную способность — до 60 кбит/с. Для работы ANT+ его должен поддерживать не только гаджет, но и смартфон или другое устройство, к которому он подключен. При этом отметим, что, помимо прямого соединения с внешним девайсом, данный стандарт позволяет строить сети из ANT+-совместимых устройств — в т.ч. встраивать их в системы «умного дома».
— AV-вход. Вход для подключения композитного (аудио+видео) аналогового сигнала. При наличии такого входа к навигатору можно подключить внешний источник сигнала, например портативный DVD-плеер, камеру заднего вида (в автомобильных навигаторах), эхолот (в морских) и т. п.Питание
В данном пункте учитывается только тип автономного источника питания (батарейки или аккумулятор).
— Аккумулятор. В данном случае подразумевается собственный оригинальный аккумулятор, не относящийся к стандартному типоразмеру, а в некоторых случаях — вообще несъемный. Одно из преимуществ данного варианта заключается в том, что аккумулятор изначально входит в комплект поставки, его не нужно покупать отдельно, в отличие от батареек. Да и использование такого прибора не требует дополнительных затрат — севшую батарею достаточно зарядить. Впрочем, главный недостаток такого питания заключается тоже в том, что при исчерпании заряда устройство придется заряжать — а для этого требуется время и источник питания. Впрочем, стоит отметить, что большинство аккумуляторных моделей рассчитано на работу в авто или на мотоцикле и имеет возможность подключения к сети 12 В. В итоге большую часть времени такой навигатор получает питание от машины, а батарея используется лишь при отключении от бортовой сети. Так что упомянутый недостаток навряд ли можно назвать критичным.
—
Батарейки. Питание от сменных элементов стандартного типоразмера — например, «пальчиковых» АА. Отметим, что среди таких элементов встречаются как одноразовые батарейки, так и перезаряжаемые аккумуляторы. Это дает пользователю выбор: регулярно докупать свежие элементы или один раз потратиться на аккумуляторы и «зарядник» к ним. Однако в любом случае питание от батареек связан
...о с дополнительными затратами — такие источники питания обычно не входят в комплект, и их приходится докупать отдельно. В то же время данный вариант имеет немаловажное преимущество: севшую батарейку можно быстро заменить на свежую. Данный вариант встречается в основном среди универсальных моделей.