Количество путевых точек
Максимальное количество путевых точек, которые можно сохранить в навигаторе.
Путевая точка — это точка на карте с определенными координатами, заданными пользователем. Такие точки можно использовать как для обозначения отдельных важных мест (работы/дома, регулярно посещаемых учреждений в городе, лагеря или родника на природе и т. п.), так и при прокладке маршрутов (путевыми точками удобно обозначать промежуточные пункты, через которые обязательно должен проходить маршрут). Чем больше точек способен «запомнить» навигатор — тем шире его возможности; в наиболее продвинутых моделях это количество может достигать 10 000 и даже более. С другой стороны, обширная память и стоить будет дороже.
Функции навигации (ассистенты)
Специальные навигационные функции, предусмотренные в приборе.
—
Ограничение скорости. Функция, позволяющая использовать навигатор для получения данных об ограничении скоростного режима на той или иной дороге. Чаще всего ограничение скорости применяется в режиме оперативных подсказок: прибор заранее предупреждает водителя о приближении к участку дороги, на котором скоростной режим отличается от текущего, а также выдает предупреждение в том случае, если водитель разгоняется сверх допустимого предела. Это может предотвратить не только неприятный разговор с дорожной полицией, но и серьезное ДТП.
—
Пробки в реальном времени. Функция, позволяющая водителю видеть на экране прибора данные о дорожном трафике в реальном времени. Как правило, в моделях с функцией отслеживания пробок выдается подробная информация об интенсивности дорожного движения в целом. Причем эта информация отслеживается и обновляется постоянно, в режиме реального времени, и сразу же учитывается навигатором — вплоть до того, что при возникновении затруднений на заранее проложенном маршруте устройство может автоматически перепроложить его в объезд заторов. В то же время стоит учесть, что данные о пробках в реальном времени передаются обычно через сеть TMC (см. «TMC-приемник»), а она имеется далеко не везде.
—
GPS-информатор. Функция для снабжения водителя различной полезной информаци
...ей, связанной с текущим местонахождением. В соответствии с названием, координаты при этом определяются при помощи GPS. Один из наиболее распространенных способов применения информатора — предупреждение о приближении к дорожным камерам, стационарным постам дорожной полиции и системам контроля скоростного режима. Помимо этого, могут предусматриваться и другие функции — например, информирование о выезде на участок дороги с повышенной аварийностью или отдельной крупной яме на дорожном полотне. Для работы GPS-информатора в память прибора вносится база данных по соответствующим объектам. При покупке навигатора не помешает уточнить, что именно содержит эта база, насколько она свежа и допускается ли возможность ее обновления.
— Выбор полосы движения. Функция, предоставляющая водителю подсказки касательно выбора полосы движения. Такие подсказки делают движение более удобным и безопасным: навигатор заранее предупреждает водителя о необходимости сменить полосу для поворота/разворота (или наоборот, для того, чтобы проехать мимо поворота прямо). Это позволяет избежать «промахов» на дороге и экстренных перестроений, которые нередко создают аварийные ситуации. Особенно актуальна данная функция для сложных развязок на многополосных трассах.
— Парковки в реальном времени. В соответствии с названием, эта функция позволяет определять наличие поблизости возможностей для парковки транспортного средства. Кроме того, навигаторы с поддержкой функции парковки в реальном времени способны выводить еще и различную вспомогательную информацию, например, тип парковки, стоимость стоянки, способы оплаты и т.п.
— Обратный путь. Функция использования записи пройденного пути как маршрута для возврата от точки финиша к точке старта. Благодаря ей пользователь может вернуться назад тем же путем, по которому он добрался до текущей точки. Подобная возможность особенно важна в условиях сложной местности и отсутствия дорог — например, во время туристических походов или поездок на джипах по бездорожью: возвращаться уже разведанным путем нередко бывает проще и безопаснее, чем искать новый маршрут. Собственно, обратный путь встречается в основном среди универсальных карманных навигаторов (см. «Область применения»), хотя бывают и исключения — например, те же автомобильные модели.
— «Где я?». Функция, помогающая пользователю определить свое текущее местонахождение. При этом речь идет не только о точке на карте и географических координатах — кроме этих данных навигатор при включении функции «Где я?» выводит различную дополнительную информацию: адрес ближайшего здания, данные о ближайшем перекрестке, находящихся поблизости важных объектах (заправках, больницах, отделениях полиции и т.п.).
— Цены на АЗС в реальном времени. Функция, предоставляющая информацию о текущих ценах на топливо на различных заправочных станциях по маршруту поездки. Она может оказаться полезной для водителей, так как позволяет находить наиболее выгодные или ближайшие АЗС для заправки и экономии денег.
— Погода в реальном времени. Функция, позволяющая навигатору получать данные о погоде в реальном времени. Это может быть как информация о текущих погодных условиях в том или ином месте на карте, так и прогноз на определенный срок. Помимо базовой информации о погоде (температура, осадки, ветер, влажность, туман и т.п.), в рамках данного сервиса могут поддерживаться расширенные данные — штормовые предупреждения, сообщения о наводнениях или оползнях. Необходимые данные могут поступать разными способами — чаще всего через спутник или специальный радиоканал. Эти подробности стоит уточнять отдельно.
— Наблюдение за детьми. Функция, позволяющая водителю при помощи экрана навигатора наблюдать за задним сиденьем машины, не оборачиваясь и не отвлекаясь от дороги. Чаще всего она используется для наблюдения за ребенком, который находится на заднем сидении. Разумеется, для использования функции наблюдения за детьми потребуется не только навигатор, но и совместимая с ним камера.TMC-приемник
Наличие
TMC-приемника в конструкции навигатора.
TMC (Traffic Message Channel) — это технология передачи информации о неблагоприятных ситуациях на дорогах — пробках, авариях, погодных условиях и т.п. Передачи чаще всего осуществляются в FM-диапазоне аналогично обычному радиовещанию; таким образом, для получения важной дорожной информации не нужно заходить в Интернет, хотя некоторые услуги TMC и могут быть платными.
Стоит иметь в виду, что для использования TMC необходима сеть соответствующих станций. Такие сети существуют во многих европейских государствах, однако на постсоветском пространстве их развитие началось сравнительно недавно. Поэтому перед покупкой навигатора с данной функцией нужно уточнить, имеется ли TMC-покрытие в вашем регионе.
Дисплей
Параметры дисплея, установленного в навигаторе.
— Диагональ дисплея. Размер экрана по диагонали в дюймах. Чем крупнее экран — тем больше информации на него можно вывести и тем подробнее будет представлена эта информация. С другой стороны, размеры дисплея заметно сказываются на габаритах прибора, да и стоят крупные экраны дороже.
— Разрешение дисплея. Размер дисплея в точках (пикселях) по горизонтали и вертикали. Чем выше разрешение (при той же диагонали) — тем более детализированное и четкое изображение способен выдать экран. К тому же на дисплеях высокого разрешения лучше видны мелкие детали, что повышает комфорт просмотра информации. Слишком высокого разрешения для дисплеев GPS-навигаторов обычно не требуется: к примеру, скромные по меркам смартфонов или планшетов 800х480 пикселей при размерах экрана по диагонали порядка 6” считаются вполне достаточными даже для продвинутого устройства.
— Тип матрицы. Этот параметр указывается в основном для тех случаев, когда экран использует высококлассную матрицу типа
IPS. Данная технология обеспечивает высокое качество цветопередачи, хорошую яркость и обширные углы обзора, к тому же IPS-экраны относительно недорого обходятся в производстве.
— Сенсорный. Поддержка экраном сенсорного управления. Отдавать команды устройству можно прикосновениями к значкам на самом дисплее — аналогично тому, как это делается в смартфонах и планшетах. Сенсорное управление открывае
...т гораздо больше возможностей, чем классическое, и обеспечивает гибкость работы с навигатором. В частности, прикосновениями к экрану можно задавать точки на маршруте, приближать или отдалять карту и т.п.
— Цветность. Данный параметр определяет, относится экран к цветным или монохромным (черно-белым). Черно-белые дисплеи просты, недороги, потребляют немного энергии и вполне подходят для отображения базовой навигационной информации. В то же время цветные экраны более функциональны: на картах нередко используется выделение отдельных объектов при помощи разных цветов, что было бы недоступно на монохромных дисплеях. Как следствие, черно-белые экраны среди современных навигаторов встречаются довольно редко — в основном среди наиболее компактных и недорогих моделей.
— Подсветка. Наличие в экране собственной системы подсветки. Данная функция делает устройство независимым от внешнего освещения: подсвеченное изображение будет нормально видно как в сумерках, так и даже в полной темноте. Также стоит отметить, что во многих ЖК-экранах подсветка имеется по умолчанию, активируется она вместе с включением самого экрана и работает независимо от внешнего освещения — без нее изображение на матрице просто невозможно было бы разглядеть. В частности, такой принцип работы используется в матрицах типа IPS, которые обрели популярность в современной портативной электронике (включая навигаторы).Дополнительно
—
GSM/GPRS-модуль. Встроенный модуль беспроводной сотовой связи, аналогичный тем, что установлены в мобильных телефонах стандарта GSM. Однако, в отличие от телефонов, в GPS-навигаторах такая связь предназначена исключительно для доступа в Интернет. Чаще всего она используется для получения информации о пробках на дорогах, хотя в некоторых продвинутых моделях может быть предусмотрена возможность полноценного просмотра Интернет-страниц через встроенный браузер. Для использования GSM/GPRS-модуля, как и в случае с мобильным телефоном, необходимо приобрести SIM-карту мобильного оператора.
—
Цифровая камера. Наличие у навигатора собственной цифровой камеры; в некоторых моделях таких камер может быть даже две, с обеих сторон корпуса. Конкретный функционал цифровой камеры (камер) может быть разным, в зависимости от возможностей самого устройства. Так, большинство моделей с функцией видеорегистратора используют именно встроенную камеру (подробнее см. «Встроенный видеорегистратор»). При наличии телефонного модуля (см. соответствующий пункт) камера может пригодиться для видеосвязи. Многие навигаторы с данной функцией можно применять и для классической фото/видеосъемки; качество изображения, правда, обычно оказывается сравнительно невысоким.
—
Видеопроигрыватель. Возможность использования навигатора для воспроизведения видеофайлов. Как правило, речь идет о проигрывани
...и видео на собственном дисплее — соответственно, сам дисплей для этого делается цветным и довольно крупным. Данная функция встречается в основном среди автомобильных навигаторов (см. «Область применения»), ее особенно ценят водители, которым приходится много времени проводить в ожидании — в частности, таксисты и дальнобойщики.
— Голосовое управление. Возможность управления навигатором при помощи голосовых команд. Данная функция особенно удобна для автомобильных и мотоциклетных устройств: она позволяет управлять устройством, не снимая рук с управления и не отвлекаясь от дороги. Правда, перед покупкой такой модели не помешает уточнить, какие именно языки для голосового управления она поддерживает.
— Воспроизведение изображений. Возможность использовать экран навигатора для просмотра графических файлов; по умолчанию подразумевается поддержка JPG, другие графические форматы встречаются несколько реже. Навигатор с такой функцией можно использовать в качестве цифровой фоторамки — подключить внешний носитель и просматривать картинки напрямую, без участия компьютера. Эта функция может пригодиться, например, для просмотра отснятых во время путешествия фото (когда не хочется ждать возвращения к компьютеру), или для более специфических целей — например, уточнения навигационных данных по скану бумажной карты.
— MP3-плеер. Возможность воспроизведения навигатором аудиофайлов (чаще всего формата MP3, отсюда и название). Воспроизведение может происходить через наушники или внешнюю аудиосистему (если предусмотрена возможность их подключения) либо через собственный динамик навигатора. Храниться такие файлы могут в собственной флэш-памяти устройства либо на сменных картах памяти.
— FM-трансмиттер. Маломощный FM-передатчик с эффективной дальностью в несколько метров. Является одним из простейших способов подключения навигатора к акустической системе автомобиля — достаточно настроить FM-приемник автомагнитолы на частоту трансмиттера. Таким образом можно использовать автомобильную акустику, например, для воспроизведения голосовых подсказок, музыки (см. MP3-плеер) или звуковой дорожки воспроизводимого фильма (см. Видеопроигрыватель).
— Барометр. Вспомогательная функция, позволяющая измерять атмосферное давление. Часто применяется как дополнительный инструмент в навигаторах с функцией измерения высоты по сигналам со спутников — это обеспечивает повышенную точность получаемых данных. Кроме того, данные с барометра могут пригодиться при прогнозировании погоды на ближайшее время: к примеру, резкое падение давления обычно означает ухудшение погоды — вплоть до шторма или даже урагана.Частота процессора
Тактовая частота процессора (CPU), установленного в навигаторе.
По данному параметру нередко оценивают общий уровень прибора и мощность его начинки: считается, что более высокая частота, в свою очередь, обеспечивает большую вычислительную мощь и лучшее быстродействие. Однако технические особенности процессоров таковы, что высокая тактовая частота далеко не всегда обозначает более продвинутый чип. Кроме того, вычислительная мощность всего устройства зависит не только от CPU, но и от других компонентов — начиная от оперативной памяти и заканчивая операционной системой и установленным ПО. Так что данная информация играет лишь вспомогательную роль.
Интерфейсы
—
Wi-Fi. Технология, изначально предназначенная для подключения к Интернету через беспроводные точки доступа; с этой же целью Wi-Fi чаще всего используется и в навигаторах. Отметим, что роль точки доступа может не только стационарный роутер, но и смартфон — многие подобные гаджеты имеют соответствующий режим. А вот конкретные возможности такого подключения могут быть разными. Одна из самых популярных функций — загрузка свежих данных о пробках и других особенностях дорожной ситуации (см. «Функции»). Помимо этого, в навигаторах может предусматриваться обновление карт и прошивки через Интернет. А у моделей с полноценными ОС (см. «Операционная система») способы применения Wi-Fi весьма разнообразны: веб-серфинг, доступ к соцсетям и мессенджерам, «социальные» игры, предполагающие общение с другими игроками, и т. п. По сути, в навигаторах с ОС возможности Wi-Fi ограничиваются лишь набором установленных приложений.
—
USB. Наличие в устройстве разъема USB. Чаще всего современные навигаторы оснащаются компактными портами вроде miniUSB или microUSB, а основным назначением таких портов является зарядка аккумулятора и подключение к компьютеру — например, для обновления карт. В наиболее продвинутых моделях может также предусматриваться подключение внешней периферии (например, флешки с обновлением карт или 3G-модема для доступа в Интернет), однако подобные возможности встречаются довольно редко, в основном среди нав
...игаторов с полноценной ОС (см. «Операционная система»).
— Слот для карт памяти. Приспособление для чтения сменных карт памяти — чаще всего в форм-факторе SD или microSD; конкретные типы поддерживаемых карт стоит уточнять отдельно. Такое приспособление (картридер) выполняет две основные функции. Во-первых, оно позволяет расширить встроенную память навигатора, дополнив ее внешним носителем; при этом вместимость карты можно выбрать на свое усмотрение (с учетом максимального объема — см. ниже). Во-вторых, картридер облегчает обмен данными с другими устройствами — смартфонами, планшетами, ноутбуками и т. п.; это может пригодиться, к примеру, для загрузки карт и других навигационных данных, для копирования записанных треков и т. п. Конкретный функционал картридера стоит уточнять отдельно.
— Выход на наушники. Наличие в навигаторе специального разъема для подключения наушников. Обычно роль такого выхода играет стандартный порт 3.5 мм. Наушники могут применяться для любых задач, связанных со звуковым сопровождением — голосовых подсказок, разговора по телефону или через Интернет (по Skype, Viber и т.п.), прослушивания музыки и просмотра видеороликов и т. п. (в зависимости от того, какие функции предусмотрены в самом навигаторе). При этом «уши» особенно удобны в двух ситуациях: в шумной обстановке, когда динамик навигатора может быть не слышен за фоновыми звуками, а также тогда, когда желательно избежать лишних звуков (например, если в машине спят пассажиры).
— Bluetooth. Технология беспроводной связи, разработанная для прямого соединения различных устройств друг с другом. Способ применения такого соединения может быть разным, один из наиболее популярных вариантов в навигаторах — подключение беспроводной гарнитуры. Через такую гарнитуру можно слышать голосовые подсказки навигатора и отдавать ему команды, общаться по телефону, слушать музыку и т. п. (конкретные возможности, разумеется, зависят от функционала самого навигатора). Правда, гарнитуры дороже проводных наушников и имеют ограниченное время работы (периодически нужно заряжать аккумулятор); зато они заметно удобнее.
— ANT+. Данный стандарт применяется преимущественно для передачи информации спортивного и медицинского характера — частоты пульса, пройденного расстояния, скорости движения и т. п. Отличается низким энергопотреблением, однако имеет невысокую пропускную способность — до 60 кбит/с. Для работы ANT+ его должен поддерживать не только гаджет, но и смартфон или другое устройство, к которому он подключен. При этом отметим, что, помимо прямого соединения с внешним девайсом, данный стандарт позволяет строить сети из ANT+-совместимых устройств — в т.ч. встраивать их в системы «умного дома».
— AV-вход. Вход для подключения композитного (аудио+видео) аналогового сигнала. При наличии такого входа к навигатору можно подключить внешний источник сигнала, например портативный DVD-плеер, камеру заднего вида (в автомобильных навигаторах), эхолот (в морских) и т. п.Время работы
Время работы навигатора на одном заряде аккумулятора или комплекте батареек — в зависимости от источника питания (см. выше).
Данный параметр является более наглядным и приближенным к реальности, чем техническая информация о типе батареек, емкости аккумулятора и т. п. Правда, стоит учитывать, что время работы обычно указывается для условной идеальной ситуации: хороший уровень сигнала без необходимости переподключаться, невысокая яркость экрана (либо полностью отключенная подсветка), минимальное использование беспроводных модулей (Wi-Fi, Bluetooth) и т. п. Практические условия неизбежно отличаются от идеальных — соответственно, и время работы может заметно отличаться от заявленного (обычно в сторону уменьшения, но бывает и наоборот). Тем не менее, заявленное в характеристиках время работы — довольно достоверная информация, и по ней вполне можно оценивать возможности выбранного прибора, а также сравнивать его с другими моделями.