Динамический диапазон
Динамический диапазон фонокорректора — это разница между максимальным уровнем сигнала, который он может выдавать, и максимальным уровнем собственного шума (который неизбежно возникает в любых электронных аудиоустройствах). В некотором смысле этот параметр схож с соотношением сигнал/шум (см. ниже), однако в данном случае речь идет о разнице между максимальным уровнями сигнала и шума, а не между средними.
Чем больше динамический диапазон — тем более продвинутым считается фонокорректор (при прочих равных). В топовых моделях этот показатель может превышать 90 дБ и даже 100 дБ. Отметим только, что в универсальных устройствах (см. «Назначение») диапазоны по MM и по MC могут различаться — первый обычно выше, он и приводится в характеристиках.
Выходной уровень
Наибольший среднеквадратичный (RMS) уровень выходного сигнала, который может обеспечить фонокорректор. Фактический уровень может быть и ниже, в зависимости от уровня входного сигнала и коэффициента усиления
Напомним, что фонокорректор обычно работает в формате предусилителя, повышающего слабый сигнал со звукоснимателя до линейного уровня, для передачи на усилитель мощности. Минимальный уровень сигнала, достаточный для подачи на усилитель мощности, составляет около 150 мВ; однако в фонокорректорах обычно предусматриваются более высокие значения. Это делается из тех соображений, что чем выше собственный сигнала — тем меньше на него влияют внешние электромагнитные помехи. Максимумом для современных фонокорректоров фактически является 2 В на выходах RCA, на выходах XLR могут встречаться и более высокие показатели.
Помимо этого, с выходным уровнем связаны некоторые нюансы согласования фонокорректора и внешнего усилителя; подробную информацию об этом можно найти в специальных источниках.
Выходной импеданс
Под выходным импедансом в данном случае подразумевают внутреннее сопротивление аналоговых звуковых выходов фонокорректора. Не вдаваясь в излишние подробности, смысл данного параметра можно описать так: чем ниже выходной импеданс — тем меньше падает напряжение на выходе фонокорректора (фактический уровень сигнала) при подключении внешней нагрузки.
Существует мнение, что в идеале выходное сопротивление фонокорректора должно быть как можно ниже (а входной импеданс подключенной к нему нагрузки, наоборот, как можно выше). Отчасти это верно, однако в некоторых ситуациях, наоборот, лучше показывают себя модели с высоким выходным импедансом. Поэтому данный показатель в современных фонокорректорах может быть разным — от нескольких ом до нескольких тысяч ом. Выбор оптимального значения зависит от внешней нагрузки, с которой планируется использовать устройство; здесь существует множество специфических нюансов, они подробно описаны в специальных источниках.
Регулировка
—
Уровня. Возможность регулировать уровень выходного сигнала (RMS). Данная функция применяется прежде всего для подстройки фонокорректора под внешний усилитель мощности. Любой такой усилитель имеет ограничение по максимальной мощности входного сигнала, иначе возникает перегрузка со всеми вытекающими из этого последствиями (от искажений звука до выхода электроники из строя). Данный регулятор позволяет избежать таких ситуаций: если уровень выходного сигнала фонокорректора слишком высок, его можно понизить, а при подключении к менее чувствительному усилителю — соответственно, повысить. Теоретически за счет этой настройки можно изменять и общую громкость звука, однако на практике это крайне не рекомендуется, лучше использовать специально предназначенные для этого регуляторы.
—
Входной чувствительности. Возможность изменять входную чувствительность фонокорректора. Подробнее о входной чувствительности см. соответствующие пункты; здесь же отметим, что в идеале ее значение должно быть таким же или чуть ниже, чем уровень входного сигнала. К примеру, для MM-картриджа на 4 мВ допускается чувствительность корректора в 3 мВ или 4 мВ, но вот 5 мВ уже будет недостаточно. И наоборот, слишком низкий порог чувствительности может привести к перегрузке системы. Данная настройка позволяет выставить оптимальное значение под тот или иной звукосниматель.
—
Входного импеданса. Данная
...регулировка позволяет подбирать оптимальное соотношение между выходным импедансом звукоснимателя и входным импедансом фонокорректора. Подробнее о входном импедансе см. соответствующие пункты. Здесь же отметим, что данная функция особенно важна для MC-звукоснимателей (см. «Назначение»), т.к. MМ-«головы» обычно имеют стандартное сопротивление в 4,7 кОм и им настройка не требуется.
— Входной емкости. Возможность изменять входную емкость фонокорректора для подстройки ее под другие компоненты системы — в данном случае звукосниматель и соединительные провода. Напомним, что в идеале суммарная емкость корректора и проводов должна быть равна емкости «головы», иначе в звуке может появиться неприятная окраска и дополнительные искажения. Без регулировки входной емкости добиться этого соответствия бывает очень непросто. Данная функция особенно актуальна для работы с MM-звукоснимателями.
— Баланса. Возможность ручного распределения уровня громкости между правым и левым каналом стереозвука. Таким образом можно «сдвигать» слышимый звук вправо или влево по своему желанию. В фонокорректорах данная функция полезна прежде всего тем, что на изношенных и/или некачественных пластинках баланс нередко оказывается сбитым, и для приведения звука к норме приходится прибегать к ручной настройке. Такая настройка может пригодиться и в других случаях — например, если к сдвигу баланса приводит акустика самого помещения. В то же время отметим, что управление балансом не является ключевой функцией для фонокорректоров: во-первых, оно может предусматриваться и в других компонентах аудиосистемы (ресивере, усилителе мощности); во-вторых, дополнительные регулировки усложняют устройство и повышают вероятность искажения звука. Как следствие, в высококлассных моделях данная возможность практически не встречается.Шумоподавление
Наличие системы шумоподавления в фонокорректоре. Общее назначение таких систем понятно уже из названия; при этом
шумоподавление может работать как с собственными помехами усилителя (повышая таким образом соотношение сигнал/шум), так и с посторонними шумами из внешних источников (например, шорохами иглы по пластинке).
Данная функция может встречаться в фонокорректорах самого разного уровня, от самых бюджетных до топовых. Соответственно, качество ее работы также может различаться. Однако в любом случае стоит отметить два момента. С одной стороны, шумоподавление действительно способно улучшить звук, сделав его более чистым. С другой — дополнительная обработка аудиосигнала неизбежно вносит в него свои искажения, и при работе шумоподавителя может пострадать достоверность и детализация звучания, а тихие фрагменты могут «попасть под раздачу» наравне с посторонними шумами. Поэтому данная функция нередко делается отключаемой.