Срок службы
Минимальный срок службы лампы проектора, заявленный производителем. Указывается по общему времени непрерывной работы. Отметим, что если проектор эксплуатировался без нарушений, то по достижении этого времени лампа не обязательно выйдет из строя — наоборот, она может проработать еще довольно долгое время. Впрочем, при оценке долговечности лучше всего ориентироваться именно на заявленный срок службы.
Мощность лампы
Потребляемая мощность лампы подсветки, установленной в проекторе.
Теоретически чем мощнее лампа — тем она ярче. Однако это верно только если сравнивать лампы одного типа (см. выше); и даже в таком случае яркость может зависеть еще и от нюансов конструкции. Поэтому при оценке возможностей лампы стоит ориентироваться не столько на мощность, сколько на прямо заявленную яркость в люменах (см. ниже).
А вот на что данный параметр влияет напрямую — так это на общую потребляемую мощность проектора: лампа является самым «прожорливым» компонентом устройства, по сравнению с ней энергопотребление остальной электроники весьма незначительно. Также отметим, что многие мощные светильники отличаются высоким тепловыделением и требуют систем охлаждения, что сказывается на габаритах и весе проектора.
Яркость
Яркость изображения, выдаваемого проектором на максимальной яркости подсветки. Обычно указывается усредненная яркость экрана, выведенная по особой формуле. Чем она выше — тем меньше изображение зависит от внешнего освещения: яркий проектор может обеспечить хорошо видимое изображение даже при дневном свете, а вот для тусклого потребуется затемнение. С другой стороны, повышение яркости снижает контрастность и достоверность цветопередачи.
Соответственно, при выборе по данному параметру нужно учитывать, в каких условиях планируется использовать проектор. Так, для офисного или школьного/университетского применения желательна яркость не ниже 3000 лм — это позволяет получать нормальную видимость, не затеняя помещение. В свою очередь, среди топовых моделей встречается и весьма невысокая яркость, т.к. подобные проекторы обычно устанавливаются в специально предназначенных для них помещениях с хорошей затемненностью. А в ультракомпактных устройствах добиться высокой яркости невозможно по техническим причинам.
Подробные рекомендации по оптимальной яркости для тех или иных условий можно найти в специальных источниках. Здесь же отметим, что выбирать по данному показателю в любом случае стоит с некоторым запасом. Как уже говорилось выше, при увеличении яркости снижается контрастность и качество цветопередачи, и для достижения желаемого качества картинки, возможно, придется использовать проектор на пониженной яркости.
Статическая контрастность
Статическая контрастность изображения, обеспечиваемого проектором.
Статической контрастностью называют максимальную разницу между самым ярким белым светом и самым темным черным, которую проектор может обеспечить в пределах одного кадра. В отличие от динамической контрастности (см. ниже), данный параметр описывает не условные, а вполне реальные возможности устройства, достижимые без применения каких-либо дополнительных ухищрений вроде авторегулировки яркости. Напомним, что от контрастности зависит качество цветопередачи и детализация, чем выше данный показатель — тем ниже вероятность, что на ярких или темных участках детали окажутся неразличимыми.
Частота строчной развертки
Частота строчной развертки, поддерживаемая проектором.
Этот параметр актуален при работе с аналоговым видеосигналом. В таком видео изображение формируется построчно: по очереди подсвечивается каждый пиксель в строчке, затем подсвечивается следующая строчка и т. д. Частота строчной развертки описывает, сколько раз в секунду луч подсветки пробегает от края до края экрана. Для нормального воспроизведения проектор должен поддерживать ту же частоту развертки, с которой записан входящий сигнал. Впрочем, в большинстве моделей поддерживается довольно обширный диапазон частот, и проблем с поддержкой не возникает. Также отметим, что если вы не являетесь профессионалом, то при выборе проектора вполне можно ориентироваться на частоту кадровой развертки (см. ниже) — этот параметр более прост и нагляден, а поддержка определенной частоты кадров автоматически означает поддержку соответствующей частоты строк.
Частота кадровой развертки
Частота кадровой развертки, проще говоря — частота смены кадров, поддерживаемая проектором.
Для нормального воспроизведения крайне желательно, чтобы частота кадров у проектора совпадала с изначальной частотой кадров видеосигнала. Впрочем, большинство современных моделей поддерживает не конкретную частоту кадров, а целый диапазон частот, причем довольно обширный.
Отметим, что для просмотра большинства видеоматериалов вполне достаточно диапазона от 24 до 60 кадр/сек. Исключением является 3D-контент — для него может потребоваться удвоенная частота кадров, до 120 Гц (подробнее см. «
Поддержка 3D»).
Технология
Технология, по которой построена матрица проектора.
—
DLP. В основе данной технологии лежит чип с тысячами поворотных микрозеркал. Каждое такое зеркало соответствует одному пикселю и имеет два фиксированных положения — «светится» и «затемнено». В большинстве DLP-проекторов матрица одна, а вывод цветного изображения обеспечивается за счет т. н. цветового колеса, благодаря котором проектор поочередно отображает красное, зеленое и синее изображение; сменяются они так быстро, что зритель воспринимает не отдельные кадры, а цельную цветную картинку. По сравнению с LCD-моделями (см. соответствующий пункт) такие одноматричные проекторы более компактны, они дают более контрастное изображение с глубоким уровнем черного (что положительно влияет на качество черно-белого изображения). Однако яркость цветного изображения у DLP-устройств сравнительно невысока, кроме того, они подвержены «эффекту радуги»: в динамичных сценах могут быть заметны цветные артефакты, возникающие из-за несовпадения красных, зеленых и синих компонентов изображения. Этих недостатков лишены трехматричные DLP-проекторы; однако обходится подобная конструкция весьма недешево, поэтому встречается она нечасто, в основном среди устройст премиум-класса.
—
3LCD. Технология, основанная на использовании просвечиваемых ЖК-матриц. Таких матриц три, каждая из них просвечивается своим базовым цветом (красным,
...зеленым либо синим), а итоговая цветная «картинка» формируется из трех изображений, одновременно наложенных друг на друга. Благодаря такому формату работы можно добиться более ярких, насыщенных цветов, чем в одноматричных DLP-проекторах (см. соответствующий пункт); кроме того, данная технология полностью лишена «эффекта радуги». Из ее недостатков можно назвать сравнительно невысокую контрастность (в частности, из-за скромной глубины черного цвета) и более крупные размеры проекторов.
— LCD (Liquid Crystal Display) — технология цветопередачи, основанная на модуляции света жидкими кристаллами. Не стоит путать между собой матрицы LCD и 3LCD. Технология 3LCD формирует изображение из трех отдельных световых потоков, а в матрице LCD изображение вытекает сразу из единого светового пучка. Матрицы этого типа обеспечивают стабильное, контрастное и насыщенное цветами изображение. Среди недостатков технологии можно отметить «проглядывание» световой решетки, если на картинку смотреть с близкого расстояния. Дополнительно подложка LCD-матриц склонна к выгоранию, из-за чего синий цвет со временем может начать отдавать желтизной (отметим, что произойти это может через длительное время активной эксплуатации). Матрицы LCD требуют периодического техобслуживания, сервис сводится к чистке воздушного фильтра. Проекторы с LCD-матрицей обычно имеют компактные размеры и небольшой вес, такие модели подвержены нагреву, а шумовой порог находится на отметке выше среднего.
— LCoS. Технология, объединяющая в себе свойства DLP и LCD. Как и LCD, предусматривает три отдельные матрицы для трех базовых цветов (красный, зеленый, синий), а итоговое цветное изображение формируется за счет одновременного наложения этих трех компонентов. Отличие же заключается в том, что в LCoS-проекторах матрицы не просветные, а отражающие. Благодаря этому можно добиться отличной контрастности (как в DLP) в сочетании с яркими, качественными цветами без «эффекта радуги» (как в LCD). Главный недостаток этой технологии — внушительная стоимость, из-за чего применяется она в основном в проекторах премиум-класса.Реальное разрешение
Нативное разрешение изображения, выдаваемого матрицей проектора.
Минимумом для современных проекторов фактически является
стандарт VGA, предполагающий разрешение 800x600 или близкое к нему. Самый скромный из современных стандартов высокого разрешения —
HD (720); классический размер такого кадра — 1280х720, но в проекторах встречаются и другие варианты (вплоть до 1920х720). Более продвинутый HD-формат —
Full HD (1080), также имеющий несколько вариаций (самая популярная — 1920х1080). А среди высококлассных проекторов встречаются модели стандартов
Quad HD,
Ultra HD (4K) и даже
Ultra HD (8K).
В целом чем выше разрешение — тем более четкую и детализированную картинку способен выдать проектор. С другой стороны, этот показатель напрямую сказывается на стоимости, а все преимущества высокого разрешения можно оценить лишь в том случае, если воспроизводимый контент тоже ему соответствует. Отметим, что современные проекторы могут работать и с более высокими разрешениями, чем «родное» — подробнее см. «Максимальное разрешение видео».
Поддержка форматов изображения
Форматы изображения, поддерживаемые проектором.
Под форматом в данном случае подразумевается соотношение сторон изображения. Общее правило в данном случае таково: проектор должен поддерживать тот же формат, в котором записан исходный контент. В противном случае изображение будет либо растянутым по высоте или ширине, либо с черными полосами по бокам или сверху-снизу. Конкретно же форматы можно поделить на три основных категории:
— Традиционные, или
прямоугольные. Классические форматы, в которых высота картинки не намного меньше ширины. Наиболее популярные варианты — 4:3, широко применявшийся в аналоговом ТВ, и 5:4, распространенный в компьютерной технике. Традиционные форматы хорошо подходят для презентаций, работы с документами и графиками и других аналогичных задач.
—
Широкоэкранные — форматы, в которых ширина кадра значительно (более чем в 1,5 раза) превышает высоту. Самые популярные из таких стандартов — 16:9 и 16:10. Такие соотношения сторон хорошо подходят для игр и фильмов; в частности, большинство контента в высоком разрешении (HD 720p и выше) записано именно в широкоэкранном формате.
—
Сверхширокие. Форматы еще большей ширины, чем описанные выше широкоэкранные — например, 21:9. Используются преимущественно в кинематографе.
Стоит отметить, что немало современных проекторов способны работать сразу с несколькими вида
...ми форматов — например, с классическим 4:3 и широкоугольным 16:9.