Яркость
Яркость изображения, выдаваемого проектором на максимальной яркости подсветки. Обычно указывается усредненная яркость экрана, выведенная по особой формуле. Чем она выше — тем меньше изображение зависит от внешнего освещения: яркий проектор может обеспечить хорошо видимое изображение даже при дневном свете, а вот для тусклого потребуется затемнение. С другой стороны, повышение яркости снижает контрастность и достоверность цветопередачи.
Соответственно, при выборе по данному параметру нужно учитывать, в каких условиях планируется использовать проектор. Так, для офисного или школьного/университетского применения желательна яркость не ниже 3000 лм — это позволяет получать нормальную видимость, не затеняя помещение. В свою очередь, среди топовых моделей встречается и весьма невысокая яркость, т.к. подобные проекторы обычно устанавливаются в специально предназначенных для них помещениях с хорошей затемненностью. А в ультракомпактных устройствах добиться высокой яркости невозможно по техническим причинам.
Подробные рекомендации по оптимальной яркости для тех или иных условий можно найти в специальных источниках. Здесь же отметим, что выбирать по данному показателю в любом случае стоит с некоторым запасом. Как уже говорилось выше, при увеличении яркости снижается контрастность и качество цветопередачи, и для достижения желаемого качества картинки, возможно, придется использовать проектор на пониженной яркости.
Яркость ANSI-люмен
Этот параметр во многом определяет способность проектора работать в освещенном помещении. Для темной комнаты хватит и 1000 лм, чтобы картинка проекции была яркой, насыщенной, четкой и понятно. Но при работе в освещенном помещении проектору нужно будет как минимум 3500-4000 лм. Не стоит путать значения ANSI-люмен и Peak lumens. Это два разных стандарта яркости. Чтобы перевести один тип яркости в другой, нужно умножить Peak lumens на 10-12. В итоге получится приблизительное значение ANSI-Lumens.
Впрочем, специалисты не рекомендуют гнаться за высокими значениями яркости ANSI-люмен. Существует масса профессиональных проекторов с яркостью до 3500 лм. Чем меньше яркость, тем ниже энергопотребление, а вместе с этим увеличивается и срок службы осветителя. Разумеется, если проектор будет установлен в рабочем офисе или учебной аудитории, где необходимо хорошее освещение, рекомендуется приобретать модель с яркостью ANSI-Lumens от 4000 лм и выше.
Частота строчной развертки
Частота строчной развертки, поддерживаемая проектором.
Этот параметр актуален при работе с аналоговым видеосигналом. В таком видео изображение формируется построчно: по очереди подсвечивается каждый пиксель в строчке, затем подсвечивается следующая строчка и т. д. Частота строчной развертки описывает, сколько раз в секунду луч подсветки пробегает от края до края экрана. Для нормального воспроизведения проектор должен поддерживать ту же частоту развертки, с которой записан входящий сигнал. Впрочем, в большинстве моделей поддерживается довольно обширный диапазон частот, и проблем с поддержкой не возникает. Также отметим, что если вы не являетесь профессионалом, то при выборе проектора вполне можно ориентироваться на частоту кадровой развертки (см. ниже) — этот параметр более прост и нагляден, а поддержка определенной частоты кадров автоматически означает поддержку соответствующей частоты строк.
Частота кадровой развертки
Частота кадровой развертки, проще говоря — частота смены кадров, поддерживаемая проектором.
Для нормального воспроизведения крайне желательно, чтобы частота кадров у проектора совпадала с изначальной частотой кадров видеосигнала. Впрочем, большинство современных моделей поддерживает не конкретную частоту кадров, а целый диапазон частот, причем довольно обширный.
Отметим, что для просмотра большинства видеоматериалов вполне достаточно диапазона от 24 до 60 кадр/сек. Исключением является 3D-контент — для него может потребоваться удвоенная частота кадров, до 120 Гц (подробнее см. «
Поддержка 3D»).
Размер матрицы
Размер матрицы оказывает влияние на глубину и итоговое качество изображения. Чем больше матрица, тем больше света она способна обрабатывать, а значит картинка будет получаться более четкой и структурированной. Среднестатистический проектор имеет матрицу размером 0,5-0,7″, в проекторах продвинутого класса используются матрицы 1,2-1,5″ и более того.
Реальное разрешение
Нативное разрешение изображения, выдаваемого матрицей проектора.
Минимумом для современных проекторов фактически является
стандарт VGA, предполагающий разрешение 800x600 или близкое к нему. Самый скромный из современных стандартов высокого разрешения —
HD (720); классический размер такого кадра — 1280х720, но в проекторах встречаются и другие варианты (вплоть до 1920х720). Более продвинутый HD-формат —
Full HD (1080), также имеющий несколько вариаций (самая популярная — 1920х1080). А среди высококлассных проекторов встречаются модели стандартов
Quad HD,
Ultra HD (4K) и даже
Ultra HD (8K).
В целом чем выше разрешение — тем более четкую и детализированную картинку способен выдать проектор. С другой стороны, этот показатель напрямую сказывается на стоимости, а все преимущества высокого разрешения можно оценить лишь в том случае, если воспроизводимый контент тоже ему соответствует. Отметим, что современные проекторы могут работать и с более высокими разрешениями, чем «родное» — подробнее см. «Максимальное разрешение видео».
Поддержка форматов изображения
Форматы изображения, поддерживаемые проектором.
Под форматом в данном случае подразумевается соотношение сторон изображения. Общее правило в данном случае таково: проектор должен поддерживать тот же формат, в котором записан исходный контент. В противном случае изображение будет либо растянутым по высоте или ширине, либо с черными полосами по бокам или сверху-снизу. Конкретно же форматы можно поделить на три основных категории:
— Традиционные, или
прямоугольные. Классические форматы, в которых высота картинки не намного меньше ширины. Наиболее популярные варианты — 4:3, широко применявшийся в аналоговом ТВ, и 5:4, распространенный в компьютерной технике. Традиционные форматы хорошо подходят для презентаций, работы с документами и графиками и других аналогичных задач.
—
Широкоэкранные — форматы, в которых ширина кадра значительно (более чем в 1,5 раза) превышает высоту. Самые популярные из таких стандартов — 16:9 и 16:10. Такие соотношения сторон хорошо подходят для игр и фильмов; в частности, большинство контента в высоком разрешении (HD 720p и выше) записано именно в широкоэкранном формате.
—
Сверхширокие. Форматы еще большей ширины, чем описанные выше широкоэкранные — например, 21:9. Используются преимущественно в кинематографе.
Стоит отметить, что немало современных проекторов способны работать сразу с несколькими вида
...ми форматов — например, с классическим 4:3 и широкоугольным 16:9.Проекционное расстояние, мин
Наименьшее расстояние до экрана, на котором можно использовать проектор. Как правило, указывается минимальное расстояние, при котором изображение с проектора остается сфокусированным.
Данный параметр особенно важен в том случае, если устройство предстоит размещать на небольшой дистанции от экрана (например, в тесном помещении). Некоторые современные проекторы способны нормально работать уже на расстоянии в 10 – 20 см. Также отметим, что проекционные расстояния определяются прежде всего объективом, и если изначальный диапазон этих расстояний вас не устраивает — возможно, ситуацию можно решить заменой оптики.
Проекционное расстояние, макс
Наибольшее расстояние до экрана, на котором можно использовать проектор. Это максимальное расстояние, на котором изображение остается в фокусе и сохраняет приемлемую яркость — как минимум, достаточную для просмотра в затемненном помещении на высококачественном экране.
Выбирать по данному параметру нужно с учетом предполагаемых условий эксплуатаций и расстояний, с которыми предстоит иметь дело. При этом не помешает иметь определенный запас по максимальному расстоянию — поскольку, как уже говорилось, оно обычно указывается для идеального экрана и затемненного помещения, а такие условия имеются далеко не всегда. Также отметим, что хотя проекционные расстояния зависят от объектива, далеко не каждый проектор со сменным объективом допускает установку более «дальнобойной» оптики, чем штатная — у устройства может попросту не хватить яркости на увеличенную дистанцию.