Рейтинг DxOMark
Результат, показанный фотоаппаратом в рейтинге DxOMark.
DxOMark — один из наиболее популярных и авторитетных ресурсов, посвященных экспертному тестированию камер. По результатам тестов камера получает определенное число баллов; чем больше баллов — тем выше итоговая оценка.
Размер матрицы
Физический размер светочувствительного элемента камеры. Измеряется по диагонали, часто обозначается в долях дюйма — например, 1/2.3" или 1/1.8" (соответственно, вторая матрица будет иметь больший размер, чем первая). Отметим, что в таких обозначениях используется не «обычный» дюйм (2,54 см), а т.н. «видиконовский», который меньше на треть и составляет около 17 мм. Отчасти это дань традиции, происходящей от телевизионных трубок-«видиконов» (предшественников современных матриц), отчасти — маркетинговый ход, создающий у покупателей впечатление, что матрицы имеют больший размер, чем на самом деле.
Как бы то ни было, при равном разрешении (см. Кол-во мегапикселей)
больший размер матрицы означает больший размер каждого отдельного пикселя; соответственно, на больших матрицах на каждый пиксель попадает больше света, а значит, у таких матриц выше светочувствительность (см. Светочувствительность) и ниже уровень шумов, особенно при съёмке в условиях недостаточной освещённости.
Чаще всего в современных камерах встречаются такие варианты:
—
1/2.3" и 1/1.7". Небольшие матрицы, характерные для моделей без сменной оптики — компактов и
цифровых ультразумов (см. «Тип фотокамеры»).
—
4/3. Своего рода «переходной вариант» между небольшими сенсорами компактных а
...ппаратов и крупными, но в то же время дорогими «зеркалочными» APS-C. Размер такой матрицы составляет 18х13,5 мм, что даёт диагональ в 22,5 мм (приблизительно 4/3 от описанного выше «видиконовского» дюйма, отсюда и название). Применяется в зеркальных и «беззеркальных» камерах (см. «Тип фотокамеры»), преимущественно начального уровня, с байонетами Four Thirds и Micro Four Thirds соответственно.
— APS-C. Размер матриц этого типа может варьироваться от 20,7х13,8 мм до 25,1х16,7 мм, в зависимости от производителя. Они широко применяются в зеркальных камерах начального и среднего уровня, а также «беззеркальных» моделях.
— APS-H. Несколько крупнее вышеописанной APS-C (размер составляет 28,1х18,7 мм), в остальном практически полностью аналогична.
— Full frame (или APS). Размер такой матрицы равен размеру кадра классической фотоплёнки — 36х24 мм. Ей, как правило, оснащаются зеркальные камеры профессионального класса.
— Big frame. В данную категорию отнесены все виды матриц, размер которых превышает 36х24 мм (full frame). Камеры с подобными сенсорами относятся к т.н. среднеформатному классу и являются, как правило, профессиональными моделями премиум-уровня. Крупные матрицы позволяют применять разрешение в десятки мегапикселей, сохраняя высокую чёткость и качество цветопередачи, однако и стоят такие устройства соответственно.Полное число МП
Общее количество отдельных светочувствительных точек (пикселей), предусмотренное в матрице камеры. Обозначается в мегапикселях — миллионах пикселей.
Полное число МП, как правило, больше количества мегапикселей, из которых непосредственно строится кадр (подробнее см. «Эффективное число МП»). Это связано с присутствием на матрице служебных областей. В целом же данный параметр является скорее справочным, нежели практически значимым: большее полное число МП при том же размере и эффективном разрешении означает несколько меньший размер каждого пикселя, и, соответственно, повышенную вероятность возникновения шумов (особенно на высоких значениях ISO).
Светочувствительность (ISO)
Диапазон светочувствительности матрицы цифровой камеры. В цифровой фотографии светочувствительность выражается в тех же единицах ISO, что и в плёночной; однако, в отличие от плёнки, светочувствительность матрицы в цифровой камере можно изменять, что даёт расширенные возможности по настройке параметров съёмки. Высокая максимальная светочувствительность важна в том случае, если вместе с камерой приходится использовать объектив со слабой светосилой (см. Светосила), а также при съёмке слабоосвещённых сцен и быстродвижущихся объектов; в последнем случае высокое ISO позволяет использовать небольшие значения выдержки, что сводит смазанность изображения к минимуму. Стоит, однако, учитывать, что с повышением значения применяемого ISO возрастает и уровень шумов на получившихся изображениях.
Фокусное расстояние
Фокусное расстояние объектива камеры.
Фокусным расстоянием называют такое расстояние между матрицей фотокамеры и оптическим центром объектива, сфокусированного на бесконечность, при котором на матрице получается чёткое и резкое изображение. Для моделей со сменной оптикой (
беззеркальных камер и MILC, см. «Тип фотокамеры») данный параметр указывается в том случае, если камера поставляется с объективом (комплектация «kit»); напомним, что при желании на такую камеру можно установить оптику с другими характеристиками.
Чем больше фокусное расстояние — тем меньше угол обзора объектива, тем выше степень приближения и крупнее видимые в кадре предметы. Поэтому данный параметр является одним из ключевых для любого объектива и во многом определяет его применение (конкретные примеры приведены ниже).
Чаще всего в современных цифровых камерах применяются объективы с переменным фокусным расстоянием: такие объективы способны увеличивать и уменьшать изображение (подробнее см. «Оптическое увеличение»). Для «зеркалок» и MILC выпускается специализированная оптика с неизменным фокусным расстоянием (фикс-объективы). А вот в цифровых компактах «фиксы» используются крайне редко, обычно такой объектив является признаком высококлассной модели со специфическими характеристиками.
Стоит учитывать, что в характеристиках камеры обычно приводится фактическое фокусное расстояние объектива. А углы обзора и общее назначение опти
...ки определяются не только этим параметром, но ещё и размером матрицы, с которой используется оптика. Зависимость выглядит так: при тех же углах обзора объектив под более крупную матрицу будет иметь большее фокусное расстояние, чем объектив для небольшого сенсора. Соответственно, напрямую сравнивать между собой по фокусному расстоянию объективов можно только камеры с одинаковым размером матрицы. Впрочем, для облегчения сравнений в характеристиках может приводиться т.н. ЭФР — фокусное расстояние в эквиваленте 35 мм: это фокусное расстояние, которое имел бы объектив для full frame матрицы, имеющий те же углы обзора. Сравнивать по ЭФР можно объективы под любой размер матрицы. Существуют формулы, позволяющие самостоятельно вычислить эквивалент 35 мм, их можно найти в специальных источниках.
Если же говорить о конкретной специализации, то ЭФР до 18 мм соответствует сверхширокоугольным объективам типа «fisheye». Широкоугольной считается «фиксированная» оптика с ЭФР до 28 мм, а также вариообъективы с минимальным ЭФР до 35 мм. Показатель до 60 мм соответствует оптике «общего назначения», 50 – 135мм считаются оптимальным показателем для съёмки портретов, а более высокие фокусные расстояния встречаются в телеобъективах. Более подробные данные о специфике различных фокусных расстояний можно найти в специальных источниках.Количество сюжетных программ
Количество сюжетных программ, предусмотренных в конструкции камеры.
Сюжетные программы — это заранее предустановленные настройки для некоторых наиболее распространённых вариантов снимаемых сцен — например, «Портрет», «Пейзаж», «Спортивные состязания», «Закат» и т.п. Помимо таких предустановок, в этот список могут включаться специальные эффекты и творческие инструменты (например, «замена цвета» или «рыбий глаз»), а также режимы экспозиции (см. ниже). Наличие сюжетных программ особенно полезно для начинающих и непрофессиональных фотографов, так как избавляет от необходимости возиться с каждой настройкой отдельно — достаточно выбрать наиболее подходящую программу, и все необходимые настройки будут выставлены автоматически. Чем больше сюжетных программ предусматривает конструкция фотоаппарата — тем шире его возможности по автоматической настройке.
Кадров в серии (JPEG)
Наибольшее количество кадров, которое фотокамера способна отснять «за один заход» при серийной съёмке в формате JPEG.
Технические особенности современных цифровых фотоаппаратов таковы, что при серийной съёмке фотографии приходится записывать в специальный буфер, и лишь потом, после окончания серии, их можно переписать на карту памяти. Этот буфер имеет ограниченный объём, поэтому количество кадров в одной серии также ограничено. В то же время отметим, что данный показатель обычно указывается для съёмки на максимально возможном разрешении (см. «Максимальный размер снимка»); при меньших разрешениях объём каждого снимка снижается, и количество кадров в серии может оказаться больше заявленного в характеристиках.
JPEG, самый популярный формат современных цифровых фотографий, занимает меньший объём и требует меньших мощностей для обработки, чем RAW (см. «Запись в RAW-формате»). Поэтому в серии JPEG, как правило, фотографу доступно больше кадров. Впрочем, в некоторых моделях, имеющих два отдельных буфера (для RAW и JPEG), может быть и наоборот.
Кадров в серии (RAW)
Наибольшее количество кадров, которое фотокамера способна отснять «за один заход» при серийной съёмке в формате RAW (см. «Запись в RAW-формате»).
Технические особенности современных цифровых фотоаппаратов таковы, что при серийной съёмке фотографии приходится записывать в специальный буфер, и лишь потом, после окончания серии, их можно переписать на карту памяти. Этот буфер имеет ограниченный объём, поэтому количество кадров в одной серии также ограничено. В то же время отметим, что данный показатель обычно указывается для съёмки на максимально возможном разрешении (см. «Максимальный размер снимка»); при меньших разрешениях объём каждого снимка снижается, и количество кадров в серии может оказаться больше заявленного в характеристиках.
Снимки в формате RAW занимают больше объёма и требуют большей мощности для обработки, чем «готовые» JPEG. Поэтому количество кадров в серии данного формата обычно ниже, чем у JPEG. Впрочем, бывают и исключения — обычно это камеры, имеющие два отдельных буфера (для RAW и JPEG).
Кадров в серии (JPEG RAW)
Наибольшее количество кадров, которое фотокамера способна отснять «за один заход» при серийной съёмке в режиме, когда один и тот же кадр одновременно сохраняется и в формате JPEG, и в RAW (см. «Запись в RAW-формате»).
Технические особенности современных цифровых фотоаппаратов таковы, что при серийной съёмке фотографии приходится записывать в специальный буфер, и лишь потом, после окончания серии, их можно переписать на карту памяти. Этот буфер имеет ограниченный объём, поэтому количество кадров в одной серии также ограничено. В то же время отметим, что данный показатель обычно указывается для съёмки на максимально возможном разрешении (см. «Максимальный размер снимка»); при меньших разрешениях объём каждого снимка снижается, и количество кадров в серии может оказаться больше заявленного в характеристиках.
Одновременная съёмка JPEG и RAW требует большого количества ресурсов, а сами материалы занимают весьма много места. Поэтому сама по себе возможность такой съёмки доступна в основном в камерах премиум-класса, а количество кадров в серии JPEG RAW обычно меньше (в лучшем случае — такое же), чем в каком-то из этих форматов отдельно.