Материал корпуса
Материал, из которого выполнен корпус насоса — элемент конструкции, в котором установлен рабочий механизм (крыльчатка или шнек). Отметим, что кожух двигателя может выполняться из другого материала — это в данном случае не принципиально; а в мотопомпах (см. «Питание») речь идет о корпусе самого насоса, а не об опорном каркасе, в котором он закреплен.
Наибольшей популярностью в наше время пользуются такие варианты:
— Пластик. Недорогой материал, отлично противостоящий влаге и не подверженный коррозии. Впрочем, надежность пластика в целом не очень велика; исключение составляют особые высокопрочные сорта, однако они в насосах встречаются крайне редко (когда нужна прочность, обычно применяют металлы). Так что пластиковыми корпусами оснащаются в основном сравнительно простые и доступные модели, не рассчитанные на серьезные нагрузки.
— Чугун. Чрезвычайно популярный в наше время материал: чугун прочен, надежен, долговечен и в то же время имеет относительно невысокую стоимость. Правда, по коррозионной стойкости этот материал уступает нержавеющей стали (см. ниже); однако при соблюдении правил эксплуатации насоса срок службы чугунного корпуса не уступает сроку службы большинства основных узлов агрегата. Также отметим, что подобные корпуса достаточно массивны, что затрудняет транспортировку; однако в некоторых случаях большой вес является достоинством: он способствует гашению вибраций.
— Нержавеющая сталь. В соответствии с названием..., одним из ключевых достоинств «нержавейки» является высокая стойкость к коррозии — и, соответственно, надежность и долговечность. С другой стороны, и стоит этот материал несколько дороже того же чугуна. Вес у таких корпусов несколько меньше — это, опять же, может быть как достоинством, так и недостатком, в зависимости от ситуации.
— Алюминий. Материал премиум-класса. Алюминиевые сплавы, применяемые в современных насосах, легки, прочны, долговечны, практически невосприимчивы к влаге, однако и стоят соответственно.
— Латунь. Достаточно редкий вариант, встречающийся в отдельных моделях поверхностных насосов. Латунь достаточно прочна, надежна и устойчива к влаге, однако в большинстве случаев не имеет ключевых преимуществ перед той же «нержавейкой» или алюминием, а стоит несколько дороже.
— Бронза. Еще один материал, аналогичный описанной выше латуни — долговечный и практичный, однако применяемый редко.
— Керамика. Материал, встречающийся исключительно в канализационных насосах в виде унитазов (см. «Вариант исполнения»). Чаще всего под керамикой подразумевается санфаянс или более дорогой и долговечный санфарфор — то есть те же материалы, что и в обычных унитазах без встроенных насосов.
Материал гидроаккумулятора
Материал гидроаккумулятора, предусмотренного в конструкции насосной станции.
Напомним, классическая (не канализационная) насосная станция представляет собой поверхностный насос, дополненный гидроаккумулятором. Такой аккумулятор представляет собой резервуар, где накапливается вода. Он выполняет две функции: сглаживает перепады давления в системе и хранит некоторый запас воды на случай отключения насоса. Для основного корпуса в таких емкостях могут использоваться такие материалы:
— Чугун. Наиболее простой и недорогой вариант: чугун несколько уступает нержавеющей стали по прочности и коррозионной стойкости. Однако для тех моделей, в которых он используется, эти моменты не имеют заметного значения.
— Нержавеющая сталь. Наиболее продвинутый материал из применяемых на сегодняшний день: нержавеющая сталь сочетает высокую прочность и стойкость к коррозии. Правда, и стоят такие гидроаккумуляторы несколько дороже остальных разновидностей.
— Сталь. Гидроаккумуляторы из сортов стали, не относящихся к нержавеющим — для защиты от коррозии в них обычно применяются специальные покрытия. Данный материал превосходит чугун по прочности, а стоит несколько дешевле «нержавейки».
— Алюминий. Главным достоинством алюминиевых сплавов является небольшой вес в сочетании с вполне достойной прочностью и устойчивостью к ржавчине. Из недостатков можно отметить довольно высокую цену.