Аудиочип
Марка аудиочипа, установленного в звуковой карте.
Аудиочип является одной из важнейших деталей звуковой карты, своего рода «сердцем» всей схемы, и именно от его характеристик во многом зависит качество звучания и другие возможности той или иной модели. Зная марку чипа, можно с лёгкостью найти различную информацию по нему — официальные характеристики, результаты тестов, отзывы и т.п. — и на основании этого сделать вывод, насколько эта звуковая карта способна удовлетворить Вашим требованиям. Разумеется, для обычных аудиокарт (см. «Вид») углубляться в такие подробности чаще всего незачем, а вот при выборе геймерской или аудиофильской модели они могут оказаться весьма полезными.
Поддержка стандартов
Различные стандарты и специальные технологии цифрового звука, с которыми официально совместима звуковая карта. Например, стандарты Dolby и DTS в разных вариациях используются преимущественно для многоканальных аудиодорожек в фильмах, а DirectSound и EAX обеспечивают высококачественный «объёмный» звук в играх. На практике возможности работы с тем или иным стандартом во многом определяются программной частью системы, а не характеристиками звуковой карты; однако официальная совместимость означает как минимум полное соответствие карты требованиям стандарта и минимальный риск возникновения конфликтов на аппаратном уровне.
Макс. частота дискретизации
Наибольшая частота дискретизации, обеспечиваемая цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП) аудиокарты. О роли ЦАП подробнее см. п. «Разрядность» выше. Здесь же отметим, что качество его работы напрямую зависит от частоты дискретизации: чем она выше, тем меньше искажений возникает при преобразовании звука.
Обычно в звуковых картах встречаются стандартные значения максимальной частоты дискретизации:
44,1 кГц — соответствует качеству звука Audio CD;
48 кГц — DVD;
96 кГц — DVD-Audio 5.1;
192 кГц — DVD-Audio 2.0 (по ряду причин двухканальный звук имеет более высокую частоту дискретизации, чем многоканальный);
384 кГц.
Ещё один специфический момент состоит в том, что качество звука, воспроизводимого на компьютере, не может быть выше возможностей звуковой карты. Иными словами, если звуковой файл записан с большей частотой дискретизации, чем способна обеспечить аудиокарта — качество его звучания будет снижено: например, на 44,1-кГц карте даже звук DVD-Audio будет звучать как Audio CD. Поэтому если Вы хотите в полной мере насладиться высококачественным звучанием — стоит выбрать модель с высокой частотой дискретизации.
Динамический диапазон
Динамическим диапазоном ЦАП называют соотношение между самым громким звуком, который способен выдать преобразователь, и самым тихим. Чем шире динамический диапазон — тем богаче будет звучание, тем ниже вероятность того, что негромкие звуки, дополняющие общую картину, окажутся заглушены при преобразовании. В то же время стоит отметить, что практически все современные звуковые карты обеспечивают динамический диапазон, вполне достаточный для комфортного повседневного использования, и во многих моделях этот параметр может вообще не указываться. Обращать же на него внимание стоит при выборе продвинутой специализированной аудиокарты — например, геймерской (см. «Вид»). Минимумом для профессиональных моделей считается 90 дБ, на практике же среди подобных решений этот показатель обычно составляет 120 дБ и более.
Соотношение сигнал/шум
Этот параметр определяет соотношение «чистого» звука, выдаваемого ЦАП на выходе, ко всем посторонним шумам. Таким образом, он является довольно ярким показателем чистоты звука. По соотношению сигнал/шум ЦАП в современных звуковых картах можно разделить следующим образом:
до 90 дБ — начальный уровень;
90-100 дБ — средний уровень, продвинутые «домашние» модели;
более 100 дБ — профессиональный уровень.
Соотношение сигнал/шум
Соотношение сигнал/шум, обеспечиваемое аналого-цифровым преобразователем (АЦП) звуковой карты в обработанном сигнале. Подробнее об этом соотношении см. одноимённый пункт выше. Здесь же отметим, что в бытовом использовании оно не играет решающей роли, а вот если Вы планируете записывать звук в хорошем качестве, стоит выбрать карту с высоким значением данного показателя.
Дополнительно
— Усилитель для наушников. Наличие отдельного
усилителя для наушников в конструкции звуковой карты. Такое оснащение позволяет как минимум улучшить общее звучание «ушей», а также реализовать различные дополнительные настройки для такого звучания (например, отдельный регулятор громкости). А некоторые наушники — прежде всего модели Hi-Fi уровня с высоким импедансом — в принципе не могут использоваться без специальных усилителей.
— Внешний модуль управления. Наличие
внешнего модуля управленияв конструкции звуковой карты. Такой модуль фактически представляет собой пульт управления с проводным подключением; он не дает такой свободы перемещения, как беспроводной пульт ДУ (см. ниже), однако обходится дешевле и нередко оказывается более удобным. Так, модуль управления не обязательно должен находиться в прямой видимости относительно аудиокарты, а длины провода чаще всего вполне хватает, чтобы разместить устройство под рукой пользователя. Правда, набор регулировок, вынесенный на внешний блок, обычно ограничен самыми базовыми настройками; однако даже этого, как правило, вполне достаточно для комфортного использования. К тому же на блоке управления нередко предусматриваются еще и дополнительные разъемы для подключения наушников и микрофона. Помимо прочего, данная функция особенно удобна в играх — она позволяет настраивать звук, не отвлекаясь от самой игры. Впрочем, внешними модулями могут оснащаться
...и другие разновидности звуковых карт (см. «Вид»).
— Пульт ДУ. Наличие пульта дистанционного управления в комплекте поставки звуковой карты. Не стоит путать эту функцию с описанным выше внешним модулем управления: в данном случае подразумевается классический беспроводной ИК-пульт, наподобие тех, что применяются в телевизорах. Такое устройство не обязательно охватывает все возможности аудиоадаптера, однако набор функций пульта может быть довольно обширным. С другой стороны, необходимость управлять звуковой картой на расстоянии возникает крайне редко, и в большинстве случаев для этого достаточно упомянутого внешнего модуля. Так что модели с пультом ДУ не получили особого распространения.
— Выход на переднюю панель. Возможность подключения внутренней звуковой карты (см. «Тип») к разъемам на передней панели ПК. Для этого на плате предусматривается специальный коннектор (или несколько коннекторов), который соединяется с соответствующим разъемом (разъемами) при помощи провода. Удобство данной функции очевидно: в настольных компьютерах передняя панель располагается ближе всего к пользователю, и именно к ней легче всего подключать периферию, предполагающую частое подключение и отключение — такую, как наушники и микрофоны. Собственно, разъемы под такие устройства чаще всего и выводятся на переднюю панель.mini-Jack (3.5 мм)
Количество в конструкции звуковой карты входов, использующих разъёмы стандарта 3.5 мм mini-Jack. Этот разъём, применяемый обычно для передачи аналогового сигнала, является одним из наиболее популярных в современной аудиотехнике. Говоря о входах, стоит отметить, что большинство компьютерных микрофонов предназначены для подключения именно к гнезду 3.5 мм; это также касается отдельных микрофонных штекеров у гарнитур. В то же время конкретное назначение гнёзд mini-jack в разных звуковых картах может быть разным; мало того, в некоторых моделях одно и то же гнездо может перенастраиваться и даже менять назначение (со входа на выход и наоборот). Эти моменты, как правило, уточняются в характеристиках.
К гнезду 3.5 мм можно, при помощи простейшего переходника, подключить и штекер 6.35 мм (Jack).
Jack (6.35 мм)
Количество в конструкции звуковой карты входов, использующих разъёмы стандарта 6.35 мм Jack. Этот разъём во многом аналогичен вышеописанному 3.5 мм mini-Jack (и совместим с ним через простейший переходник), однако за счёт более крупных размеров он слабо подходит для портативной электроники. С другой стороны, в стандарте 6.35 мм проще реализовать трёхканальную схему подключения и обеспечить передачу балансного сигнала (подробнее см. «XLR»), что часто требуется при профессиональной работе со звуком. Поэтому разъёмы этого типа довольно популярны в продвинутой стационарной технике, где надёжность соединения и качество сигнала важнее компактности. Вход с разъёмом Jack может использоваться для разных целей, о чём обычно указывается в характеристиках; однако само его наличие, как правило, говорит о довольно высоком классе звуковой карты.
Отметим, что в моделях с балансными XLR (см. ниже) вход 6.35 мм может быть встроен прямо в разъем XLR; в таких случаях эти интерфейсы нельзя использовать одновременно.