Формат
—
100% (полноразмерные). Классическая раскладка на 104/105 клавиш с полноценным NumPad, отдельным рядом F1–F12 и навигационным кластером Insert/Delete, Home/End, PgUp/PgDn; такой вариант ценят за привычную геометрию, скорость набора и удобство частого ввода чисел, поэтому он оптимален для работы в Excel, бухгалтерии, IDE и монтажных программах, а в играх NumPad нередко используют под бинды и макросы; по сравнению с TKL/80% без цифрового блока, а также 96% и 1800-compact, формат 100% обеспечивает максимальный комфорт и меньше переобучения, но занимает больше места на столе и отодвигает мышь, так что для компактных рабочих мест разумнее смотреть в сторону меньших форматов.
—
1800 (компактные полноразмерные). Полнофункциональная раскладка с цифровым блоком, но в более узком корпусе: NumPad сдвинут ближе к основному полю, а навигация чаще переносится над ним или уплотняется рядом со стрелками. По ощущениям это «как 100%», но короче на несколько сантиметров, поэтому мышь ближе к центру и кистям комфортнее. В сравнении с TKL вы сохраняете быстрый ввод чисел, а против 96% получаете чуть более «воздушную» геометрию с понятными ориентирами. Из нюансов — нестандартные размеры некоторых клавиш и правого блока, что иногда требует специальных наборов кейкапов. Такой формат удобен для Excel, бухгалтерии, IDE и монтажа, а геймерам даёт NumPad под макросы, при этом экономя место на столе.
—
96% (компактные полноразмерные). Клавиатуры, которые сохраняют все ключевые зоны 100% (ряд F1–F12, стрелки, навигация и NumPad), но переносят их в плотную «сеточную» компоновку, почти как у TKL по ширине. Цифровой блок сдвигают ближе к основному полю, а Insert/Home/End и PgUp/PgDn нередко ужимают до 1u и объединяют над стрелками или рядом с NumPad. В сравнении с 1800-форматом 96% ещё компактнее и визуально «ровнее», а против TKL вы не теряете скорость ввода чисел. Из нюансов — возможные нестандартные размеры правого шифта, нулей и плюса на NumPad и более требовательный подбор кейкапов. Такой формат выбирают для Excel и бухгалтерии, монтажа и кодинга, а геймеры используют NumPad под макросы, получая максимум функций при минимальной ширине стола.
—
80% (TKL, без Num-блока). Полнофункциональная клавиатура без цифрового блока: остаются ряд F1–F12, стрелки и навигация Insert/Delete, Home/End, PgUp/PgDn, но ширина заметно меньше, а мышь ближе к центру — удобнее для плеч и запястий. Такой формат любят геймеры и разработчики: места на столе больше, а привычные клавиши и хоткеи на месте. В сравнении с 100% теряете только быстрый набор чисел, который при желании закрывается отдельным беспроводным NumPad или «нампадом» в слоях. По сравнению с 75% TKL читабельнее и «воздушнее» благодаря отдельному навигационному блоку; в отличие от 96% он компактнее по хвату мыши, хотя и без NumPad. Формат 80% (TKL) оптимален для FPS, работы в IDE, монтажа и повседневной офисной рутины, где цифры вводятся не непрерывно.
—
75% (компактные TKL, без Num-блока). «Почти TKL», где все основные клавиши под рукой, но корпус короче на несколько сантиметров за счёт плотной «ступенчатой» компоновки стрелок и навигации. По сравнению с 80% уменьшается разнос между руками и мышью, что улучшает эргономику при длительной работе, а относительно 100% и 96% вы теряете только цифровой блок, выигрывая место для мыши и более нейтральную посадку плеч. Такой формат выбирают для IDE и дизайн-пакетов, FPS и MOBA, мобильных сетапов с узким столом, когда цифры вводятся нерегулярно или закрываются внешним NumPad. Учтите нюанс: у 75% встречаются нестандартные размеры правого блока и отдельных клавиш, что важно при подборе кейкапов и стабилизаторов.
—
65% (ультракомпактные, без F-ряда). «Сжатый TKL»: алфавитный блок, стрелки и пара навигационных клавиш остаются на месте, а NumPad и верхний ряд F1–F12 вызываются через Fn. Такая компоновка заметно короче по ширине, мышь ближе к центру, руки меньше разводятся — удобно на узком столе, при работе за ноутбуком и в поездках. В сравнении с 60% формат 65% практичнее благодаря отдельным стрелкам и Delete; против 75% и 80% он компактнее, но чаще требует привычки к слоям. Возможны нестандартные размеры правого шифта и навигации — это важно при выборе кейкапов. В реальных сценариях формат 65% хорош для IDE, стриминга и игр FPS/MOBA, а при регулярном вводе чисел его дополняют внешним беспроводным NumPad.
—
60% (мини). Классическая «урезанная» раскладка на ~61/62 клавиши без NumPad, без верхнего ряда F1–F12 и без отдельного навигационного кластера: всё это вызывается через слой Fn, а стрелки обычно тоже назначают на сочетания. По сравнению с 65% такой формат ещё компактнее, но чаще требует привыкания к слоям; против 75%/80% вы экономите ширину стола и получаете более нейтральную посадку плеч, зато теряете «быстрые» F-клавиши. Сильные стороны 60% — портативность, свободное место для мыши и коврика, меньше перемещений руки между клавиатурой и мышью, поэтому он популярен у геймеров FPS, стримеров и тех, кто работает за ноутбуком на узком столе или в поездках. Если нужен активный ввод чисел или «горячие» F-кнопки — помогает внешний беспроводной NumPad и продуманная раскладка слоёв.
—
40% (ультрамини). Радикально компактная раскладка примерно на 40–50 клавиш без числового ряда, стрелок и F-клавиш: всё вызывается слоями Fn, комбинированными нажатиями и макросами, нередко с ортолинейной матрицей. За счёт минимальной ширины мышь ближе к центру, уменьшается разнос рук и освобождается стол, что ценят мобильные пользователи и минималисты. В сравнении с 60% и 65% формат 40% требует более серьёзной адаптации и продуманной прошивки (QMK/VIA, home-row mods, tap-dance), а подбор кейкапов сложнее из-за нестандарта. Сильная сторона — портативность и скорость после привыкания; слабая — зависимость от слоёв и неудобство частого ввода чисел и стрелочной навигации. Формат 40% практичен в поездках, при работе за ноутбуком в док-станции, наборе текста в редакторах с хоткеями и для стриминга, а потребность в цифрах обычно закрывают внешним NumPad.
Раскладка
Раскладка описывает физическую геометрию клавиш и стандарт их расположения: форму Enter и Shift, наличие дополнительных клавиш, ширину пробела и, как следствие, совместимость с наборами кейкапов и привычность печати. На продуктивность в софте и играх стандарты почти не влияют — важнее комфорт и то, как легко найти подходящие кейкапы/кейсы. Встречаются следующие разновидности:
—
ANSI (американская). Отличительной особенностью американской раскладки является однорядная клавиша Enter; это единственная из популярных раскладок, в которых эта кнопка занимает один ряд, а не два. Кроме того, в отличие от европейской ISO, клавиши Shift на клавиатурах ANSI имеют одинаковую ширину, а клавиша Alt — одинаковое назначение. Бэкслеш «\» стандартно размещается над Enter’ом и может иметь увеличенную длину.
—
ISO (европейская). Одна из характерных особенностей европейской раскладки — клавиша Enter, занимающая два ряда и чуть более широкая в верхней части. Кроме того, клавиши-модификаторы асимметричны: Shift’ы различаются по размеру (левый короче правого), а Alt’ы — по назначению (правый Alt обозначается как «Alt Gr» и служит для вставки спецсимволов европейских языков). От похожей во многом «японской» JIS раскладка ISO отличается расположением бэкслеша «\» — он стандартно находится возле левого Shift’а (в некоторых моделях — дублируется возле Enter’а). Вследствие этого левый Shift имеет меньшую длину, чем
...обычно; это может создавать неудобства, особенно с непривычки.
— KS (корейская). «Корейскую» раскладку можно отличить по характерной форме клавиши Enter: она занимает два ряда и в нижней части имеет большую длину, чем в верхней. Еще одна особенность — бэкслеш «\», расположенный слева от Backspace, из-за чего саму Backspace пришлось сделать более короткой, чем в других раскладках.
— JIS (японская). Раскладка, во многом похожая на европейскую ISO: предусматривает такой же двухрядный Enter с увеличенной длиной верхней половины, во многих моделях правый Alt имеет маркировку «Alt Gr» и предназначен для вставки спецсимволов. Основные отличия заключаются в двух моментах: длине левого Shift’а (она в JIS стандартная, а не уменьшенная) и расположении бэкслеша «\» (он стандартно устанавливается слева от нижней половины Enter’а, там, где в некоторых клавиатурах ISO аходится второй, дополнительный бэкслеш).Переключатели
Модель используемых в клавиатуре переключателей (свитчей) — механизмов переключения, установленных под каждой отдельной клавишей. Эти подробности указываются в том случае, если в конструкции использована продвинутая механика, позиционируемая как более совершенный вариант, чем традиционные переключатели. Такой механикой оснащаются преимущественно геймерские клавиатуры.
Наиболее популярные в наше время бренды переключателей —
Cherry MX, считающийся «классикой жанра» для высококачественной механики;
Gateron, практически не уступающий ему; не такие продвинутые, зато и более дешевые
Kailh и
Keychron, а также ультрабюджетный
Outemu. У всех этих брендов разные виды свитчей имеют разный цвет штока, по нему можно определить особенности клавиатуры. Также стоит сказать, что современные механические переключатели делятся на три основных разновидности:
линейные,
тактильные и
с щелчком.
— Линейные (Linear). Такие решения ближе всего к обычным мембранным клавиатурам: ход клавиши получается равномерным по всей длине, с минимальным сопротивлением и отсутствием точки четкого срабатывания. Существует мнение, что линейная «механика» оптимально подходит для игр, где приходится иметь дело с быстрыми и частыми
...нажатиями; однако на практике этот момент во многом зависит от личных вкусов пользователя, ничто не мешает применять такие клавиатуры и для работы с текстами.
— Тактильные (Tactile). Переключатели с четко выраженной точкой срабатывания — своего рода преградой на пути следования клавиши. Такая «преграда» позволяет четко определить наощупь, сработала клавиша или нет. Тактильные клавиатуры ценятся прежде всего теми, кому приходится набирать большие объемы текстов.
— Тактильно-аудиальные (Clicky). В таких свитчах точка срабатывания ощущается не только на ощупь, но и на слух: срабатывание клавиши сопровождается четко слышимым щелчком, который часто сравнивают со звуком клавиш печатной машинки. Благодаря этому данный вариант также весьма популярен среди пользователей, имеющих дело с текстами. Некоторые считают свитчи этого типа не очень подходящими для игр, поскольку они якобы не особо удобны при частых быстрых нажатиях; однако качественный переключатель типа Clicky в этом плане не уступает линейному, и выбор зависит исключительно от личных предпочтений. А вот к однозначным недостаткам таких клавиатур можно отнести довольно громкий звук щелчка, который в некоторых ситуациях может быть лишним.
Что касается конкретных цветов, то вот их особенности:
— Red (красный). Переключатели линейного типа с минимальным сопротивлением. Популярны, в частности, среди профессиональных геймеров, которые имеют дело с динамичными играми и стараются всеми средствами ускорить свою реакцию на игровые события. С другой стороны, невысокое усилие повышает вероятность случайно нажать ненужную кнопку.
— Black. Еще одна разновидность линейных переключателей. Имеют более тугой ход по сравнению с Red, что, с одной стороны, требует несколько больших усилий, с другой — сводит к минимуму вероятность случайно нажать не ту клавишу.
— Blue. Переключатели формата «clicky», с тактильной отдачей и щелчком.
— Brown. Переключатели с тактильной отдачей, но без «клика». Механика Brown отлично подходит для тех случаев, когда хочется иметь клавиатуру с тактильным откликом и в то же время нужно избежать лишнего шума (хотя звук все равно получается более громким, чем на мембранной клавиатуре). Кроме того, она считается неплохим вариантом для тех, кто только начинает знакомство с механическими клавиатурами.
— Silver. Линейные переключатели, созданные в расчете на максимальную быстроту срабатывания. Имеют очень низкий ход — порядка 1 – 1,2 мм — а также очень небольшое усилие нажатия, что способствует высокой скорости работы. В то же время использование такой клавиатуры требует определенного навыка, так как даже небольшое усилие от случайного прикосновения обычно приводит к срабатыванию клавиши.#KRO
Параметр, определяющий максимальное количество одновременно нажатых клавиш, сигнал с которых клавиатура способна обработать и передать на компьютер. Вместо символа «решётки» в аббревиатуре KRO указывается цифра, показывающая допустимое число одновременно нажатых кнопок. Большинство мембранных клавиатур выпускаются в классе 2KRO и 3KRO, механические модели обычно стартуют с отметки 6KRO. Маркировка NKRO гласит о возможности выдать сигнал с неограниченного количества клавиш в один присест.
Нанесение символов (латиница)
Нанесение символов указывает, каким способом выполнены латинские буквы на клавишах и насколько они переживут годы активной печати.
— Double-shot. Литьё колпачка клавиши из двух разных пластиков: основной «корпус» и отдельная вставка-легенда формуются в пресс-форме как единое целое, поэтому буквы не стираются и не выцветают вовсе. Такой метод идеально подходит для RGB-подсветки: если слой легенды полупрозрачный, свет проходит сквозь символы без «ореолов». Чаще встречается ABS double-shot (яркое свечение, приятная «гладкость»), реже — более дорогой PBT double-shot с повышенной износостойкостью поверхности. В сравнении с лазерной гравировкой ресурс на порядок выше, а у сублимацинного метода выигрывает в подсветке (dye-sub не светится). Среди минусов можно выделить цену и иногда заметные швы/толстые стенки, влияющие на «звучание» клика. На практике такие клавишы будут востребованы на механических игровых клавиатурах, для киберарены, для разработчиков и частой печати горячих клавиш — там double-shot сохраняет читаемость спустя годы.
— Сублимация. Метод нанесения латинских символов на колпачки клавиатуры, при котором краситель под действием температуры и давления проникает в верхний слой пластика, образуя устойчивую «впитавшуюся» легенду. Такой шрифт не стирается от пальцев, не боится бытововой химии и УФ-света, сохраняет матовую текстуру и высокую контрастность при светлом фоне, но не пропускает подсветку RGB сквозь символы и ограничен палитрой. В сравнении с...лазерной гравировкой ресурс и читаемость выше, а против double-shot проигрывает лишь в «shine-through» эффектах. Типичные сценарии применения — механические клавиатуры для набора текста, разработчиков и офиса, где важны долговечность, тактильный матовый PBT и стабильная читаемость на годы.
— Лазерная гравировка. Выжигание/снятие верхнего слоя покрытия лучом, формирующее символ с высокой точностью. Символы держатся годами, но со временем может вытираться краска-заливка и падать контраст на местах активного контакта. Преимущества — тонкие шрифты, аккуратные контуры, совместимость с RGB и доступная себестоимость. В сравнении с double-shot гравировка дешевле и гибче по дизайну, но не «вечная»; против dye-sub выигрывает подсветкой, но проигрывает тактильной однородностью и долговечностью. Типичные применения — массовые офисные и игровые модели с подсветкой.
Нанесение символов (кириллица)
Нанесение символов указывает, каким способом выполнены латинские буквы на клавишах и насколько они переживут годы активной печати.
— Double-shot. Литьё колпачка клавиши из двух разных пластиков: основной «корпус» и отдельная вставка-легенда формуются в пресс-форме как единое целое, поэтому буквы не стираются и не выцветают вовсе. Такой метод идеально подходит для RGB-подсветки: если слой легенды полупрозрачный, свет проходит сквозь символы без «ореолов». Чаще встречается ABS double-shot (яркое свечение, приятная «гладкость»), реже — более дорогой PBT double-shot с повышенной износостойкостью поверхности. В сравнении с лазерной гравировкой ресурс на порядок выше, а у сублимацинного метода выигрывает в подсветке (dye-sub не светится). Среди минусов можно выделить цену и иногда заметные швы/толстые стенки, влияющие на «звучание» клика. На практике такие клавишы будут востребованы на механических игровых клавиатурах, для киберарены, для разработчиков и частой печати горячих клавиш — там double-shot сохраняет читаемость спустя годы.
— Сублимация. Метод нанесения латинских символов на колпачки клавиатуры, при котором краситель под действием температуры и давления проникает в верхний слой пластика, образуя устойчивую «впитавшуюся» легенду. Такой шрифт не стирается от пальцев, не боится бытововой химии и УФ-света, сохраняет матовую текстуру и высокую контрастность при светлом фоне, но не пропускает подсветку RGB сквозь символы и ограничен палитрой. В сравнении с...лазерной гравировкой ресурс и читаемость выше, а против double-shot проигрывает лишь в «shine-through» эффектах. Типичные сценарии применения — механические клавиатуры для набора текста, разработчиков и офиса, где важны долговечность, тактильный матовый PBT и стабильная читаемость на годы.
— Лазерная гравировка. Выжигание/снятие верхнего слоя покрытия лучом, формирующее символ с высокой точностью. Символы держатся годами, но со временем может вытираться краска-заливка и падать контраст на местах активного контакта. Преимущества — тонкие шрифты, аккуратные контуры, совместимость с RGB и доступная себестоимость. В сравнении с double-shot гравировка дешевле и гибче по дизайну, но не «вечная»; против dye-sub выигрывает подсветкой, но проигрывает тактильной однородностью и долговечностью. Типичные применения — массовые офисные и игровые модели с подсветкой, а также двуязычные раскладки, где латиница выполнена более долговечной технологией, а кириллица добавлена лазером.
Подсветка с эффектами
Наличие дополнительных эффектов у предусмотренной в клавиатуре подсветки (см. выше). Для моделей с функцией
синхронизации подсветки в данном пункте указывается технология синхронизации.
Дополнительные эффекты подсветки могут быть разными: разноцветная подсветка отдельных зон клавиатуры, плавное «перетекание» одного цвета в другой, реагирование на системные или игровые события и т. п.; конкретные возможности стоит уточнять для каждой модели отдельно. Что касается синхронизации, то она позволяет согласовать между собой подсветку разных компонентов системы — клавиатуры, мыши корпуса, видеокарты и т. п.; такую возможность особенно ценят владельцы высококлассных игровых станций. Для согласования необходимо, чтобы все подсвечиваемые компоненты поддерживали одну технологию; как правило, у каждого производителя она своя — Aura Sync у Asus, RGB Fusion у Gigabyte и т.п.
Кабель
Особенности кабеля, которым оснащено устройство. В первую очередь стоит отметить интерфейс подключения, используемый в проводной клавиатуре. А именно:
—
USB A. Стандартный универсальный разъём для подключения периферии, присутствующий практически во всех современных компьютерах — начиная от настольных ПК и заканчивая микрокомпьютерами. USB-клавиатуры наиболее универсальны, поэтому именно данный вариант на сегодняшний день встречается чаще всего. Главным недостатком данного варианта является то, что USB-разъём, занятый клавиатурой, может понадобиться для другого периферийного устройства; впрочем, эта проблема достаточно легко решается — к примеру, применением USB-хаба или приобретением клавиатуры с собственным хабом (см. ниже).
—
USB C. USB C штекер двусторонний, компактный и универсальный, поэтому клавиатура легко подключается к современным ноутбукам, ПК и док-станциям. По задержке и функционалу от USB A не отличается: клавиатура в обоих случаях определяется как обычное USB-HID, NKRO и высокий polling rate не зависят от типа штекера. По механике USB-C обычно выносливее на износ (порядка до ~10 000 циклов вставки против ~1 500 у USB-A), а ещё его проще вставлять «на ощупь». Совместимость решается кабелем или мини-переходником A↔C, который может присутствовать в комплекте. Вывод: если у устройства есть свободный USB-C — берите клавиатуру/кабель с USB-C; если портов «С» мало или ПК стационарн
...ый — USB-A ничем не хуже по работе.
— PS/2. Специализированный разъём характерной круглой формы, используемый для подключения клавиатур и мышей; в современных ПК могут предусматриваться как два порта, для того и другого, так и один универсальный. В любом случае данный способ подключения удобен тем, что все порты USB остаются свободными; это бывает немаловажно при использовании большого количества USB-периферии. В то же время сам разъём PS/2 имеет довольно крупные размеры и плохо подходит для ноутбуков и другой компактной техники, а потому встречается только в настольных ПК. И даже в последнем случаях не помешает уточнить наличие PS/2, прежде чем покупать клавиатуру с таким штекером.
— USB или PS/2. Как правило, в данном случае подразумеваются USB-клавиатуры, укомплектованные переходником на порт PS/2. Особенности обоих интерфейсов описаны выше; здесь же отметим, что данный вариант наиболее универсален, он позволяет выбирать способ подключения в зависимости от ситуации. Кроме того, он удобен тем, что PS/2-моделей выпускается относительно немного, и проще бывает найти подходящую USB-клавиатуру, укомплектованную переходником. Сами переходники обходятся недорого и не особо влияют на цену устройства; разумеется, они продаются и отдельно, однако комплект часто бывает более предпочтительным вариантом.
— Фирменный. Подключение при помощи специфического разъема, который не относится к стандартным (описанным выше) интерфейсам и применяется в основном в технике определенного бренда, в лучшем случае — в некоторых устройствах сторонних производителей. Данный вариант бывает весьма удобен для планшетных принадлежностей (см. «По направлению»).
Кроме подклчюения кабель клавиатуры может иметь дополнительные свойства:
— Съемный. Провод, допускающий отсоединение от клавиатуры. Эту особенность имеют практически все устройства с двумя вариантами подключения — проводным и беспроводным: при работе в беспроводном формате кабель можно снять, дабы он не мешал. Впрочем, встречаются и чисто проводные устройства с таким кабелем — в основном ноутбучные, где провод снимается для удобства при транспортировке. Также отметим, что чаще всего для подключения кабеля используется универсальный разъем, так что при необходимости провод можно заменить на другой — например, более длинный.
— В оплетке. Наличие дополнительной оплетки на кабеле делает провод более прочным, надежным и стойким к перегибам. С другой стороны, оплетка склонна накапливать загрязнения и разлохмачиваться при износе; из-за этого оболочка провода быстрее теряет товарный вид, чем в клавиатурах без оплетки. Да и стоит подобный провод дороже обычного гладкого.Металлическая конструкция
Клавиатуры, корпус или определенные элементы которых изготавливаются из металла. Это может быть как корпус целиком, так и его части — например, металлическая пластина в качестве основы для клавиш. Отметим, что когда речь заходит о металлической конструкции клавиатуры, последний вариант встречается чаще.
По сравнению с пластиком — наиболее распространенным материалом для корпусов клавиатур — металл является намного более прочным, надежным и долговечным. Он имеет значительный вес, однако в данном случае это можно также записать в достоинства — массивность способствует устойчивости и снижает вероятность того, что клавиатура будет «ерзать» под пальцами. Кроме того,
металлические корпуса смотрятся стильно и солидно. С другой стороны, обходятся они заметно дороже пластиковых, а упомянутые преимущества имеют не столько практическое, сколько психологическое значение. Поэтому данная особенность встречается в основном в продвинутых моделях
игрового назначения (см. «По направлению»), для которых солидный внешний вид не менее важен, чем функциональность.