Время переключения на батарею
Время, необходимое для переключения нагрузки с питания от сети на питание от батареи. В резервных и
интерактивных ИБП (см. Тип) в этот момент происходит кратковременное пропадание напряжения — соответственно, чем меньше время переключения на батарею, тем более равномерное питание обеспечивает источник при пропадании напряжения. В идеале время переключения для традиционной частоты переменного тока 50 Гц должно составлять не более 5 мс (четверть одного периода синусоиды). У инверторных ИБП время переключения по определению равно нулю.
Байпас (включение напрямую)
Байпас (by-pass) означает такой режим работы ИБП, при котором питание на нагрузку подаётся непосредственно из внешнего источника — электрической сети, дизель-генератора и т.п. — практически без обработки в самом ИБП. Этот режим может включаться как автоматически, так и вручную.
— Автоматический байпас является своего рода мерой безопасности. Он включается в том случае, когда ИБП в штатном режиме не может обеспечить питание нагрузки — например, при перегрузке ИБП за счёт резкого увеличения потребляемой мощности нагрузки.
— Ручной байпас позволяет включить этот режим по желанию пользователя, независимо от параметров работы. Это может быть необходимо, например, для «горячей» замены батареи (подробнее см. ниже) или для пуска оборудования, у которого пусковая мощность превышает мощность ИБП. Технически он также может играть роль меры безопасности, однако автоматические системы в этом смысле надёжнее.
В некоторых ИБП предусмотрены оба варианта включения байпаса.
Мин. ток зарядки
Наименьшее значение тока в Амперах, при котором батарея «бесперебойника» может эффективно заряжаться. Отметим, что зарядка малыми токами считается более щадящей и продлевает срок службы аккумуляторной батареи, однако при этом увеличивается длительность зарядного процесса. Оптимальным является ток заряда, равный порядка 10 % от емкости АКБ.
Макс. ток зарядки
Максимальная величина тока в Амперах, которым заряжается аккумуляторная батарея ИБП или батарейный комплект. Частые циклы заряда большими токами снижают эксплуатационный ресурс аккумулятора. Однако зарядка в таком режиме придется кстати при регулярных отключениях электроэнергии — использовать большие зарядные токи имеется смысл, когда необходимо максимально быстро за время наличия света зарядить аккумуляторы и пребывать во всеоружии к следующим отключениям.
Регулировка тока зарядки
Регулировка тока зарядки обеспечивает оптимальные условия для восполнения энергетических запасов в ячейках батареи ИБП. В моделях «бесперебойников» с подобной функцией установлен контроллер заряда с возможностью изменения величины выходного тока в зависимости от применяемой аккумуляторной батареи. А в некоторых ИБП автоматика может не только изначально подбирать оптимальную силу тока, но и регулировать ее в процессе зарядки в зависимости от состояния батареи, обеспечивая наиболее щадящий режим заряда. Это повышает эффективность зарядного процесса, помогает продлить эксплуатационный ресурс АКБ и избежать ее повреждения.
Поддержка зарядки LiFePO4
Возможность
заряжать литий-железо-фосфатные батареи, выполненные на основе одноименной технологии LiFePO4. Напомним, соответствующие АКБ характеризуются большим количеством рабочих циклов заряда/разряда, химической и термической стабильностью, переносимостью низких температур, непродолжительным временем заряда (в т.ч. высокими токами) и безопасностью в эксплуатации. Да и в целом такие аккумуляторы без проблем справляются с высокими пиковыми нагрузками и держат рабочее напряжение почти до самого разряда.
Защита
Функции защиты, предусмотренные в конструкции ИБП.
—
Защита от короткого замыкания. Короткое замыкание — это резкое падение сопротивления нагрузки до критически малых величин, за счёт чего возрастает сила тока и ИБП испытывает значительные перегрузки, способные вывести устройство из строя и даже вызвать возгорание. Оно может быть вызвано неполадкой в подключённом устройстве, некачественной изоляцией, попаданием чужеродных предметов и т.п. При возникновении такой ситуации система защиты от короткого замыкания отключает ИБП, предотвращая неприятные последствия.
—
Защита от перегрузок. Перегрузкой в данном случае называют превышение потребляемой мощности нагрузки над выходной мощностью ИБП. Работа в таком режиме также может привести к неприятным последствиям вплоть до поломки и возгорания; во избежание этого и устанавливается система защиты, отключающая ИБП при возникновении перегрузки.
—
Защита от перезарядки внешней АКБ. Функция защиты от перезарядки предотвращает накопление избыточного количества энергии в аккумуляторе, от которого налажена работа ИБП в автономном режиме. Перезаряд является крайне нежелательным для любого типа батарей. Он может сулить различными неприятными последствиями — от ухудшения рабочих характеристик до перегрева и возгорания АКБ. Защитная автоматика на борту «бесперебойника» отключает питание после того, как аккумуля
...тор полностью зарядится. Таким образом предотвращается поступление в батарею «лишнего» тока, который мог бы повредить ее. Подобная система удобна тем, что аккумулятор можно оставлять на зарядке в течение долгого времени, не боясь «передержать» его.
— Фильтрация помех. Система, подавляющая высокочастотные помехи в электрической сети — это могут быть как единичные скачки напряжения при включении и выключении мощных электроприборов, так и длительные наводки от постоянных источников, таких как электродвигатели. Эти помехи могут отрицательно сказываться на работе подключённой к сети электроники (вплоть до видимых сбоев); система фильтрации помех позволяет этого избежать. Такие системы довольно просты, а потому ими оснащается большинство современных ИБП.
— Защита линии передачи данных. Система защиты от высокочастотных помех, аналогичная фильтрации помех (см. выше) — только используемая не в электрической, а в телефонной или проводной компьютерной (LAN) сети. Такие сети также подвержены помехам от различных источников электромагнитного излучения, способным вызвать сбои подключённого к ним оборудования: ПК, принтеров, факсов и т.п. ИБП с этой функцией имеют как минимум два разъёма стандарта LAN (вход и выход), в которые вставляются соответствующие сетевые или телефонные (с разъёмами RJ-11, совместимыми с LAN) кабели.
— Разъем аварийного отключения. Этот разъём позволяет подключить ИБП к системе аварийного отключения питания. Таким образом в экстренной ситуации (например, при возникновении пожара) всё помещение, в т.ч. и с резервом питания, может быть полностью обесточено нажатием одной кнопки. Без этого ИБП при отключении питания просто переключился бы на батарею и оставил оборудование под током, что могло бы привести к плачевным последствиям.
— Звуковая сигнализация. Система, подающая звуковой сигнал в различных важных ситуациях. Чаще всего применяется для сообщения о пропадании напряжения в электросети и переходе ИБП на питание от батареи. Без звукового сигнала этого можно было бы вообще не заметить (не всегда в помещении включён свет, гаснущий при сбое в сети, может пропасть контакт в самой розетке и т.п.), что чревато внезапным отключением оборудования, потерями данных и поломками. Также звуковая сигнализация может применяться для других событий — низкий заряд батареи, окончание заряда, включение/выключение байпаса и т.п.Предохранитель
Предохранители используются для защиты ИБП от критического возрастания силы тока: в нужный момент они размыкают цепь, предотвращая неприятные последствия. На сегодняшний день используются такие типы предохранителей.
— Плавкий. При критической силе тока проводящий элемент в таком предохранителе расплавляется и размыкает цепь. Плавкая защита является одноразовой, после срабатывания такой предохранитель необходимо заменить.
— Автоматический. Такой предохранитель имеет датчик, отслеживающий силу тока и в нужный момент размыкающий контакты. Главным его отличием от плавкого является многоразовость: после срабатывания цепь можно опять замкнуть буквально одним нажатием кнопки на предохранителе.
Ручка для переноски
Наличие ручки на корпусе ИБП, которая позволяет с легкостью перемещать устройство вручную. Чаще всего встроенной ручкой оснащаются портативные зарядные станции, сама суть которых предполагает мобильное использование оборудования.