Тип
Общий тип компьютера. Помимо классических
настольных моделей (в том числе
игрового назначения), в наше время встречаются и более необычные решения:
моноблоки,
неттопы,
микрокомпьютеры. Вот особенности каждого типа:
— Настольный. Традиционные настольные ПК, иными словами — модели, не относящиеся ни к одной из более специфических категорий. В большинстве своем являются даже не настольными, а скорее «подстольными» — выполняются в вертикальных корпусах, размещаемых чаще всего под столешницей, горизонтальные системные блоки среди таких устройств встречаются крайне редко.
— Игровой. Разновидность настольных компьютеров, рассчитанная на профессиональных игроков и геймеров-энтузиастов. Подобные модели обязательно комплектуются мощной «начинкой», которая позволяет с комфортом играть даже в требовательные современные игры. Кроме того, в них нередко предусматриваются различные дополнительные функции, полезные с учетом специализации: встроенные инструменты для разгона, высококлассные настраиваемые системы охлаждения и т. п. Еще одна особенность игровых ПК — характерный дизайн, нередко довольно оригинальный: в «агрессивном» стиле, с подсветкой, необычной формой корпуса, прозрачными вставками и т. п.
— Моноблок. Моноблоки представляют собой устройства, объединяющие в одном корпусе экран, электр
...онику системного блока, набор разъемов и акустику; проще говоря — это мониторы со встроенной компьютерной «начинкой». Такая конструкция имеет два основных достоинства. Во-первых, в системе изначально имеется дисплей, причем довольно крупный и оптимально подходящий под ее конфигурацию — так что пользователю не нужно искать отдельный экран. Во-вторых, такой компьютер занимает очень немного места — лишь чуть больше, чем монитор с той же диагональю экрана; да и отсутствие отдельного системного блокаможно записать в достоинства. С другой стороны, если в обычном ПК «системник» и монитор можно выбрать отдельно, на свое усмотрение, то в моноблоках такой возможности нет — приходится обходиться теми сочетаниями, которые изначально предлагает производитель. Кроме того, возможности по модификации и апгрейду у таких моделей заметно скромнее, чем у традиционных, а о замене экрана речи вообще не идет.
— Неттоп. Устройства, также известные как «мини-ПК». Имеют небольшие размеры и скромное оснащение — в частности, весьма ограниченный набор портов. Кроме того, многие неттопы не отличаются производительностью и рассчитаны в основном на работу с документами, серфинг по Интернету и другие несложные задачи. Впрочем, встречаются и достаточно мощные производительные решения. В любом случае основное достоинство неттопа — компактность.
— Микрокомпьютер. В соответствии с названием, компьютеры этого типа имеют чрезвычайно миниатюрные размеры — по габаритам они сравнимы с «флэшками» и выглядят скорее как портативные адаптеры для внешних экранов, чем как самостоятельные устройства. На корпусе такого «адаптера» обычно имеется собственный HDMI-коннектор, при помощи которого осуществляется подключение к монитору или телевизору; этот же порт обеспечивает питание. А в корпусе чаще всего предусматривается «мобильный» энергосберегающий процессор со встроенной графикой, компактный SSD или eMMC накопитель и беспроводные модули. Периферия вроде клавиатур и мышей подключается преимущественно через Bluetooth, однако во многих моделях есть проводные разъемы вроде USB, причем иногда — во вполне приличном количестве (2, а то и 3). В целом подобное устройство может стать неплохой альтернативой планшету или ноутбуку для тех, кто часто перемещается между разными рабочими местами — главное, чтобы на этих местах были соответствующие экраны для подключения. Мощность микрокомпьютеров, закономерно, невысока, однако они и не предназначены для «тяжелых» задач.
— Тонкий клиент. Тонкими клиентами называют компьютеры, рассчитанные на использование в режиме терминалов для внешних серверов. При этом все ресурсоемкие вычисления осуществляет сервер, а функции тонкого клиента ограничиваются вводом исходных данных и приемом результатов. Большинство таких компьютеров вообще не предполагают самостоятельной работы, однако это не недостаток, а особенность специализации. Вообще же подобный формат работы не применяется в быту и обычной деловой сфере, однако идеально подходит для некоторых узкопрофессиональных задач. А так как тонкому клиенту не нужна высокая производительность, его можно сделать максимально компактным, легким и недорогим.Форм-фактор
Форм-фактор корпуса компьютера характеризует прежде всего внутренний объем. Основные форм-факторы ПК:
—
Midi Tower. Представитель семейства tower (корпуса с вертикальной установкой) средних размеров — около 45 см в высоту при ширине 15-20 см, с количеством внешних отсеков от 2 до 4. Наиболее популярен для домашних ПК среднего класса.
—
Mini Tower. Наиболее компактный «вертикальный» тип корпуса, при ширине 15-20 см имеет высоту около 35 см и (обычно) не более 2 отсеков с внешним доступом. Используется в основном для офисных ПК, не требующих высокой производительности.
—
Full Tower. Корпус с установкой в вертикальном положении, один из наиболее крупных форм-факторов для ПК на сегодняшний день: ширина составляет 15-20 см, высота — 50-60 см, количество отсеков с внешним доступом может достигать 10. Чаще всего в этом форм-факторе выполняются продвинутые ПК высокой производительности.
—
Desktop. Корпуса, рассчитанные на установку непосредственно на рабочем столе. Часто имеют возможность горизонтальной установки — с таким расчетом, чтобы сверху на корпус можно было поставить монитор — хотя встречаются и модели, устанавливаемые строго вертикально. В любом случае «десктопные» модели имеют относительно небольшие размеры.
—
Cube Case. Корпуса, имеющие кубическую ил
...и близкую к ней форму. Могут иметь разные размеры и предназначаться под разные типы материнских плат, этот момент в каждом случае стоит уточнять отдельно. Как бы то ни было, подобные корпуса имеют довольно оригинальный внешний вид, отличающийся от традиционных «тауэров» и «десктопов».Модель видеокарты
Основными производителями видеокарт в наше время являются
AMD,
NVIDIA и Intel, причем каждый имеет свою специфику. NVIDIA выпускает преимущественно дискретные решения; среди самых распространенных — серии
GeForce MX1xx,
GeForce MX3xx,
GeForce GTX 10xx (в частности
GTX 1050,
GTX 1050 Ti и
GTX 1060),
GeForce GTX 16xx,
GeForce RTX 20xx,
GeForce RTX 30xx (
GeForce RTX 3060,
GeForce RTX 3060 Ti,
GeForce RTX 3070,
GeForce RTX 3070 Ti,
GeForce RTX 3080,
GeForce RTX 3080 Ti,
GeForce RTX 3090,
GeForce RTX 3090 Ti),
GeForce RTX 4060,
GeForce RTX 4060 Ti,
GeForce RTX 4070,
GeForce RTX 4070 SUPER,
GeForce RTX 4070 Ti,
GeForce RTX 4070 Ti SUPER,
GeForce RTX 4080,
GeForce RTX 4080 SUPER,
GeForce RTX 4090 и отдельная серия
Quadro. AMD предлагает как дискретную, так и встроенную графику — в том числе в рамках популярных серий
Radeon RX 500,
Radeon RX 5000,
Radeon RX 6000,
Radeon RX 7000 и
AMD Radeon Pro. А Intel занимается исключительно модулями, интегрированными в процессоры своего же производства — это может быть HD Graphics, UHD Graphics и Iris.
Отметим, что многие конфигурации с дискретной графикой имеют также интегрированный графический модуль; в таких случаях указывается название дискретной видеокарты, как более продвинутой.
Объем видеопамяти
Объем собственной памяти, предусмотренной в дискретной видеокарте (см. «Тип видеокарты»).
Чем больше этот объем — тем более мощным и продвинутым является видеоадаптер, тем лучше он справляется со сложными задачами и тем, соответственно, дороже стоит. В наше время объемы в
2 ГБ и
3 ГБ считаются довольно скромными,
4 ГБ — неплохими,
6 ГБ и
8 ГБ — весьма солидными, а более 8 ГБ означает, что перед нами специализированный ПК, созданный в расчете на максимальную графическую производительность.
Внутренних отсеков 3.5"
Количество в компьютере внутренних отсеков под комплектующие форм-фактора 3,5". Этот форм-фактор является стандартным для жестких дисков, а также нередко используется в других типах накопителей; соответственно, чем больше отсеков — тем больше накопителей можно установить на компьютер.
Уделять внимание количеству внутренних отсеков 3,5" имеет смысл прежде всего в том случае, если вы приобретаете конфигурацию без накопителей или в будущем планируете апгрейд ПК. При этом стоит отметить, что накопители рекомендуется устанавливать не подряд, а через один слот — для эффективности охлаждения; так что в идеале количество слотов должно быть вдвое больше числа устанавливаемых устройств.
Разъемы
В большинстве настольных ПК этот ассортимент определяется как разъемами на «материнке», так и на дискретной видеокарте, среди которых могут быть представлены
VGA,
DVI,
HDMI выход (встречаются модели, где
HDMI 2 шт),
HDMI вход,
DisplayPort,
miniDisplayPort. Более подробно о них.
— VGA. Он же D-Sub. Аналоговый видеовыход с максимальным разрешением до 1280х1024 и без поддержки звука. В современных устройствах устанавливается крайне редко, зато может пригодиться для подключения отдельных моделей проекторов и телевизоров, а также устаревшей видеотехники.
— DVI. Современные ПК могут оснащаться как чисто цифровым DVI-D, так и гибридным DVI-I; последний допускает также аналоговое подключение, в т.ч. работу с VGA-устройствами через переходник, и в аналоговом формате имеет разрешение в 1280х1024. В цифровом DVI этот параметр может достигать 1920х1200 в одноканальном режиме (single link) и 2560х1600 в двухканальном (dual link). Наличие двухканального режима необходимо уточнять отдельно.
— HDMI выход. Цифровой выход, изначально предназначенный для HD-контента — видео высокого разрешения и многоканального звука. Интерфейс HDMI практически обязателен для современной мультимедийной техники с поддержкой HD, также он чрезвычайно п
...опулярен и в компьютерных мониторах — так что наличие у ПК такого выхода дает весьма обширные возможности по подключению внешних экранов и даже высококлассных аудиоустройств. В некоторых устройствах может быть даже 2 выхода HDMI.
— HDMI вход. Наличие в ПК хотя бы одного входа HDMI. Подробнее о самом интерфейсе см. выше; здесь же отметим, что именно входы данного формата встречаются преимущественно в моноблоках (см. «Тип»). Это как минимум позволяет использовать собственный дисплей моноблока в качестве экрана для другого устройства (например, в роли внешнего монитора для ноутбука). Впрочем, возможны и другие, более специфические варианты применения входа HDMI — например, запись входящего видеосигнала, или его передача (коммутация) на один из видеовыходов ПК.
И входы, и выходы HDMI в современных ПК могут соответствовать разным версиям:
- v 1.4. Наиболее ранний стандарт из широко применяемых в наше время. Поддерживает разрешения до 4096х2160 и частоту кадров до 120 к/с (правда, только на разрешении 1920х1080 или ниже), может применяться и для передачи 3D-видеосигнала. Помимо оригинальной версии 1.4, можно встретить улучшенные v 1.4a и v 1.4b — в обоих случаях улучшения коснулись в основном работы с 3D.
- v 2.0. Стандарт, также известный как HDMI UHD — именно в нем впервые появилась полноценная поддержка UltraHD 4K, с частотой кадров до 60 к/с, а также совместимость с форматом кадра 21:9. Помимо этого, количество одновременно передаваемых каналов и потоков аудио увеличилось до 32 и 4 соответственно. Также стоит отметить, что изначально версия 2.0 не предусматривала поддержку HDR, однако она появилась в обновлении v 2.0a; если эта функция важна для вас — не помешает уточнить, какая именно версия 2.0 предусмотрена в ПК, оригинальная или обновленная.
- v 2.0b. Второе обновление описанной выше v 2.0. Основным обновлением стало расширение возможностей по работе HDR, в частности, поддержка двух новых форматов.
- v 2.1. Она же — HDMI Ultra High Speed: пропускная способность была увеличена до такой степени, что появилась возможность передачи 10K видео на 120 к/с (не говоря уже о более скромных разрешениях) а также работы с расширенными цветовыми схемами разрядностью до 16 бит. Последнее может пригодиться для некоторых профессиональных задач. Однако стоит учитывать, что все возможности HDMI v 2.1 доступны только при использовании кабелей, рассчитанных на этот стандарт.
— DisplayPort. Цифровой мультимедийный интерфейс, во многом схожий с HDMI, однако применяемый в основном в компьютерной технике — в частности, широко используется в компьютерах и мониторах Apple. Одной из интересных особенностей данного стандарта является возможность работы в формате daisy chain — подключение нескольких экранов к одному порту последовательно, с передачей собственного сигнала на каждый из них (хотя данная функция технически доступна далеко не со всеми экранами под данный интерфейс). DisplayPort также представлен на рынке в нескольких версиях, актуальные в наше время таковы:
- v 1.2. Наиболее ранняя из широко применяемых версий (2010 год). Однако уже в этой версии появилась совместимость 3D и режим daisy chain. Максимальное полноценно поддерживаемое разрешение при подключении одного монитора составляет 5K (30 к/с), с определенными ограничениями возможна передача до 8K; частота кадров в 60 Гц поддерживается вплоть до разрешения 3840х2160, а 120 Гц — до 2560х1600. А при использовании daisy chain можно подключить одновременно до 2 экранов 2560x1600 на 60 кадрах в секунду или до 4 экранов 1920х1200. Помимо оригинальной версии 1.2, существует улучшенная v 1.2a, основным нововведением которой стала поддержка AMD FreeSync — технологии для синхронизации частоты кадров монитора с сигналом от видеокарты AMD.
- v 1.3. Обновление, представленное в 2014 году. Повышенная пропускная способность позволила предусмотреть уже полноценную, без ограничений, поддержку 8K на 30 к/с, а также передавать 4K изображение с частотой 120 к/с, достаточной для работы с 3D. Разрешения в режиме daisy chain также выросли — до 4K (3840x2160) на 60 к/с для двух экранов и 2560х1600 на той же частоте кадров — для четырех. Из специфических нововведений стоит упомянуть режим Dual Mode, позволяющий подключать к такому разъему HDMI- и DVI-устройства через простейшие пассивные переходники.
- v 1.4. Наиболее новая версия из широко применяемых в современных ПК. Формально максимальная скорость подключения по сравнению с предыдущей версией не увеличилась, но благодаря оптимизации сигнала появилась возможность работы с 4K и 5K разрешениями на 240 к/с и с 8K — на 120 к/с. Правда, для этого подключенный экран должен поддерживать технологию кодировки DSC — в противном случае доступные разрешения не будут отличаться от показателей версии 1.3. Помимо этого, в v 1.4 добавилась поддержка ряда специальных функций, в том числе HDR10, а максимальное количество одновременно передаваемых каналов звука увеличилось до 32.
— miniDisplayPort. Уменьшенная версия описанного выше разъема DisplayPort, также может соответствовать разным версиям (см. выше). Отметим, что такой же аппаратный разъем используется в интерфейсе Thunderbolt версий 1 и 2, а графическая часть этого интерфейса основана как раз на DisplayPort. Поэтому к miniDisplayPort можно напрямую подключать даже некоторые Thunderbolt-мониторы (хотя такую возможность желательно все же уточнить отдельно).
— COM-порт (RS-232). Последовательный порт, изначально применявшийся для подключения dial-up модемов и некоторой периферии, в частности, мышей. Однако на сегодняшний день данный интерфейс используется как служебный в различных устройствах — телевизорах, проекторах, сетевом оборудовании (маршрутизаторах и коммутаторах) и т.п. Подключение к ПК по RS-232 позволяет управлять параметрами работы внешнего устройства с компьютера.Отсеков 5.25"
Количество отсеков форм-фактора 5,25" на передней панели ПК.
Один из самых популярных способов использования таких отсеков — установка DVD и Blu-ray приводов, однако в них могут размещаться и другие комплектующие: «карманы» под съемные HDD и SSD, картридеры и даже специфические устройства вроде блоков управления кулерами. Соответственно, чем больше отсеков — тем больше периферийных устройств можно одновременно установить в компьютер. Правда, обилие периферии 5,25" на практике требуется не так часто; с другой стороны, некоторые виды устройств рекомендуется устанавливать не подряд, вплотную друг к другу а через слот — для достаточной эффективности охлаждения. Поэтому чаще всего количество отсеков этого типа не превышает 4, однако в некоторых конфигурациях оно может достигать 10.
USB 2.0
Количество полноразмерных разъемов
USB версии 2.0, предусмотренных на передней панели ПК.
USB является самым популярным современным интерфейсом для подключения периферии. А количество разъемов — это, соответственно, количество устройств, которое можно одновременно подключить к передней панели без применения разветвителей. Конкретно же версия 2.0 некоторое время назад была наиболее популярной, однако сейчас она считается устаревшей, на смену ей постепенно приходят более продвинутые стандарты вроде USB 3.0 (3.1 gen1). Тем не менее, возможностей USB 2.0 (скорость передачи данных до 480 Мбит/с) все еще вполне хватает для многих периферийных устройств — начиная от клавиатур и мышей и заканчивая принтерами. Так что до полного исчезновения этому стандарту еще далеко, и в некоторых ПК на передней панели может предусматриваться
сразу несколько таких портов.
Отдельно стоит отметить, что аналогичные разъемы чаще всего имеются и на задней стороне корпуса. Однако передняя панель находится ближе к пользователю, и гнезда на ней оптимально подходят для периферии, которую нужно часто подключать и отключать — такой, как флешки.
USB 3.2 gen1
Количество полноразмерных разъемов
USB 3.2 gen1 (ранее маркировка была USB 3.1 gen1 и USB 3.0), предусмотренных на передней панели ПК.
USB является самым популярным современным интерфейсом для подключения периферии. А количество разъемов — это, соответственно, количество устройств, которое можно одновременно подключить к передней панели без применения разветвителей. Что касается версии 3.2 gen1, то она обладает скорость до 4.8 Гбит/с). Разъемы USB 3.2 gen1 совместимы и с периферией стандарта USB 2.0. В свете этого на передней панели таких разъемов нередко предусматривается сразу
2 или более.
Отдельно стоит отметить, что аналогичные порты чаще всего имеются и на задней стороне корпуса. Однако передняя панель находится ближе к пользователю, разъемы на ней оптимально подходят для периферии, которую нужно часто подключать и отключать — такой, как флешки.