Модельный год
Год, к которому производитель относит велосипед (точнее, модельный ряд, куда входит и данная модель).
Значение этого параметра состоит в том, что модельный ряд обновляется каждый год, и два велосипеда с одинаковым названием, но разных годов могут ощутимо различаться по характеристикам и оснащению. При этом новые модели (
2024 года,
2023 года) обычно стоят дороже, а более старые (
2022 года,
2021 года и т.д.) продаются по сниженным ценам.
Стоит учитывать, что более поздний год выпуска сам по себе не обязательно означает более продвинутые характеристики — производители могут менять их и в сторону упрощения. Так что
модель прошлых лет может ничуть не уступать новому велосипеду.
Размер рамы
Под размером рамы подразумевают расстояние от точки крепления седла до точки крепления каретки (оси с шестернями и педалями). Основными параметрами, определяющими выбор велосипеда по размеру рамы, являются рост пользователя, назначение велосипеда и предполагаемый стиль езды. Стоит также учитывать
женскую раму, которая отличается заниженной, что позволяет с комфортом кататься даже в юбке или платье.
Рост пользователя является наиболее значимым фактором. В целом чем выше пользователь — тем больше должна быть рама. Универсальная формула, позволяющая рассчитать конкретный размер, выглядит следующим образом: длину ноги от паха до пятки в сантиметрах нужно умножить на 0,6, а затем разделить на 2,5 — получится приблизительный размер рамы в дюймах. Но в характеристиках брендах рама может также указываться в привычном для измерения размера виде
XXS,
XS,
S,
M,
L,
XL и
XXL.
Однако нужно учитывать, что данное значение весьма условно и приблизительно, его можно использовать только для простых велосипедов, не предназначенных для экстремальной езды (например, городских, см. «Назначение»). Если же Вы выбираете более специализированную модель (горный, шоссейный, BMX) — лучше обратиться к таблицам для соот
...ветствующего типа, т.к. размеры под один рост могут ощутимо отличаться в зависимости от предназначения. Кроме того, у разных производителей геометрия рамы и методы измерения также бывают разными, а потому для максимально точного подбора рекомендуется использовать собственные таблицы самих производителей.
Отметим, что оптимальный размер рамы не является абсолютным — в большинстве случаев для одного и того же роста вполне подойдут «соседние» размеры. И тут стоит обратить внимание на предполагаемый стиль езды. Считается, что для экстремального варианта лучше подходят небольшие, хорошо управляемые рамы, а для длительного спокойного движения — более крупные и устойчивые.Локаут вилки
Возможность отключить амортизирующую систему передней вилки (при её наличии, см. «Амортизация»). Хотя амортизация и гасит сотрясения, обеспечивая комфорт при езде, она имеет также довольно серьёзный недостаток — снижается эффективность передачи энергии с педалей на колесо. Отключив амортизацию, можно значительно повысить КПД в условиях, где смягчение вибраций менее важно, чем хорошая эффективность педалирования — например, при езде по ровной дороге, или при движении в гору.
Материал вилки
— Алюминий. В данном случае алюминий является наиболее простым и незатейливым вариантом. В его достоинства можно записать небольшой вес; с другой стороны, при отсутствии амортизации руль с такой вилкой сильно подвержен вибрациям, а по долговечности алюминий несколько уступает стали.
— Cталь. Еще один сравнительно простой вариант, который в то же время считается более продвинутым, чем описанный выше алюминий, и встречается даже в достаточно дорогих велосипедах профессионального уровня. Это связано с тем, что сталь заметно прочнее и долговечнее, поскольку не так подвержена «усталости металла». Правда, и весят такие вилки несколько больше алюминиевых.
— Хромомолибденовая сталь. Разновидность стали, отличающаяся более продвинутыми характеристиками, чем более традиционные сорта. Среди основных преимуществ таких сплавов — высокая прочность и надежность; при этом, благодаря подобным свойствам, отдельные элементы вилок можно сделать более тонкими, а сами вилки — более легкими, чем обычные стальные. Главный недостаток Cro-Mo стали — довольно высокая стоимость.
— Карбон. Легковесные и высокопрочные вилки из углеродного волокна эффективно гасят мелкие неровности дорожного полотна под колёсами байка и немного пружинят на небольших ямах, обеспечивая тем самым амортизацию на ухабистых дорогах. Вилка из карбона облегчает конструкцию передней части велосипеда. Чаще всего она встречается на борту «шоссеров» и «гравийников», реже устанавливается во внедорожных
...фэтбайках. Уязвимое место — карбоновые вилки ломаются под воздействием сильных точечных ударов.Диаметр колес
Номинальный диаметр колёс велосипеда. Как правило, в данном пункте фактически указывается размер велопокрышек, поставляемых в комплекте, если точнее — наружный диаметр покрышек.
Диаметр колёс традиционно обозначается в дюймах. Для велосипедов разных назначений и возрастных групп (см. пункты выше) есть определённые стандарты по размерам. Так, взрослые модели горного назначения оснащаются преимущественно
26" колёсами, «шоссейники» и городские — чуть большего диаметра (в основном
28"), а BMX в большинстве своём — значительно меньшего; детские и подростковые велосипеды имеют меньшие колёса, чем аналогичные взрослые.
При прочих равных более крупные покрышки лучше держат скорость и отрабатывают мелкие неровности на дороге; а сравнительно небольшие колёса получаются более «цепкими», они обеспечивают более высокий крутящий момент и лучшее сцепление с поверхностью. Этим и обусловлена описанная выше разница в размерах колёс между велосипедами разного назначения. Подобные нюансы будут полезны в том случае, если Вы выбираете машину из нескольких моделей с похожими характеристиками, но разными диаметрами колёс. Здесь стоит учесть особенности планируемого применения. К примеру, для городской и «дорожной» езды — по твёрдому покрытию без особых неровностей и перепадов высот — лучше выбрать колёса побольше, а для грунтовых дорог с подъёмами и спусками — поменьше.
...r>
Отметим также, что покрышки являются заменяемыми, причём многие велосипеды допускают установку шин «неродного» размера — например, 29" на модель с 28-дюймовыми колёсами. Также стоит учитывать, что колёса (покрышки) одного размера могут различаться по внутреннему (посадочному) диаметру. Эти нюансы подробно описаны в специальных источниках.Покрышка
Модель покрышек, поставляемых с велосипедом в штатной комплектации. Разные покрышки имеют разное назначение и особенности характеристик; зная модель покрышки, Вы можете уточнить эти моменты и проверить, насколько они соответствуют Вашим пожеланиям. Особенно это важно при выборе машины для серьёзных занятий велоспортом.
Модель передней втулки
Модель втулки, используемой в переднем колесе велосипеда.
Втулка — это центральная деталь в колесе, через которую проходит ось вращения. От её характеристик зависят особенности поведения велосипеда, в частности, «накатистость» (способность двигаться по инерции, без педалирования). Зная модель передней втулки, можно уточнить её характеристики по документации производителя, найти отзывы других пользователей и т.п., дабы определиться, насколько Вам подходит эта модель.
Модель задней втулки
Модель втулки, используемой в заднем колесе велосипеда. Подробнее см. «Модель передней втулки».
Скоростей
Количество скоростей (передач), предусмотренных в конструкции велосипеда. Каждая передача имеет своё т.н. передаточное число — его в данном случае можно описать как количество оборотов, которое делает ведомая шестерня (задняя, на колесе) за один оборот ведущей (связанной с педалями).
Разные значения передаточных чисел будут оптимальными для разных условий: так, например, высокие передачи обеспечивают хорошую скорость, однако слабо подходят для преодоления препятствий, т.к. усилие на педалях значительно возрастает и падает частота их вращения. Научно же доказано, что велосипедист развивает максимальную мощность при частоте вращения педалей порядка 80-100 об/мин. Таким образом, наличие в велосипеде нескольких скоростей позволяет оптимально подстраивать его под разные режимы движения и особенности трасс, дабы обеспечивать оптимальное усилие на педалях и частоту их вращения. Например, по ровному асфальту лучше всего ехать на высокой передаче, а при преодолении подъёма или выезде на грунтовку можно понизить её, дабы эффективно преодолеть сопротивление.
Количество передач в классических системах напрямую связано с количеством звёзд системы (на каретке с педалями) и кассеты (на заднем колесе); его можно получить, перемножив два числа — например, 3 звезды системы и 6 на кассете дают 18 передач. Однако есть и т.н. планетарные втулки — там звёзд по одной, а переключение передач осуществляется механизмом, встроенным в заднюю втулку.
Отмети...м, что оптимальное количество передач зависит от назначения велосипеда (см. выше), и далеко не всегда требуется иметь их несколько. Так, в горных моделях, в зависимости от специализации, может быть от 8 до 30 передач, в шоссейных — в пределах 20-30, а некоторые недорогие городские велосипеды и большинство BMX вообще не имеют системы переключения передач.