Назначение
—
Для коптеров (FPV-дронов). Контроллеры для управления беспилотными летательными аппаратами — квадрокоптерами, мультикоптерами и FPV-дронами (с видом от первого лица). На плечи пульта ложится вся функциональность беспилотника: перемещения в воздухе, маневрирование, передача видеосигнала с камеры и т.п. Контроллеры для коптеров обычно имеют рукоятки, рычаги или кнопки, которые позволяют пилоту управлять движением дрона. Кроме того, пульт может оснащаться различными переключателями и регуляторами для других функций (активация камеры, включение автопилота и многое другое).
—
Для вертолетов. Управляющая аппаратура для РУ-вертолетов. Предпочтение при выборе такого контроллера стоит отдавать многоканальным пультам (см. «Кол-во каналов») — это важно для гибкого управления всеми движениями вертолета в воздушной глади (ускорением, набором высоты, направлением полета, кренами, вспомогательными функциями для переключения различных опций модели).
—
Для самолетов. Управляющие контроллеры для авиамоделей — самолетов, бипланов, летающих крыльев. На подобные пульты возложены функции регулировки высоты полета, скорости перемещения воздушного судна, изменения направления полета с помощью элеронов, закрылков и т.п. В продвинутых авиамоделях с помощью контроллера можно управлять запуском двигателей, выпуском шасси и прочими расширенными функциями.
—
Для планеров. Контроллеры для управления полетными функциями планеров — авиамоделей с большим размахом крыла (оно может более чем в 2 раза превосходить длину фюзеляжа). Радиоуправляемые планеры оснащаются двигателями, однако благодаря характеристикам крыла для стабильного полета не требуется постоянная работа мотора — запускать и «глушить» его предполагается с пульта ДУ, равно как и управлять прочими аспектами полета.
—
Для машин. Устройства и приспособления, используемые для управления движением модельных автомобилей, багги, трагги, краулеров и другого РУ-транспорта. Пульт для такой самоходной техники обычно содержит рукоятки, рычаги или джойстики, которые управляют различными аспектами движения модели. Функциональность контроллеров для машин нередко включает управление скоростью, направлением, торможением и другие дополнительные функции (например, включение фар или звуковых эффектов в некоторых моделях).
—
Для спецтехники. Пульты для большой и «тяжелой» спецтехники на радиоуправлении. В эту категорию входят автобусы, грузовики, трактора, экскаваторы, подъемные краны и прочие модели. Специфика подобных контроллеров часто завязана на расширенную функциональность, ведь помимо банальных перемещений здесь важно учитывать особые возможности спецтехники — управление работой подъемных механизмов, ковшей, кузова для перевозки грузов и т.п.
—
Для катеров. Контроллеры для водного транспорта на радиоуправлении — катеров, яхт, подводных лодок, катамаранов, водных мотоциклов. Пульты для таких моделей позволяют управлять движением лодки и дополнительными функциями по типу включения/выключения камеры, осветительных приборов или звуковых эффектов.
Дисплей
Наличие в конструкции контроллера
дисплея и тип установленной матрицы.
Экран в пультах дистанционного управления для РУ-моделей может отыгрывать разные роли. Так, на цветной дисплей допускается выводить картинку с камеры в режиме реального времени, а поверх нее нередко накладываются служебные параметры (например, высота полета, скорость движения, остаточный уровень заряда аккумулятора, всяческие служебные уведомления и т.п.). Перед монохромными экранами обычно ставятся другие задачи — в первую очередь, на них возлагается отслеживание телеметрии (подробнее см. соответствующий пункт).
Дисплеем принято оборудовать продвинутые контроллеры для РУ-моделей. Простые пульты зачастую представлены
без дисплея. А по типам матриц существуют такие варианты экранов в контроллерах:
—
OLED. В контексте управляющих контроллеров под OLED-экранами обычно подразумеваются простейшие решения с черной подложкой и белыми символами для отображения настроек и/или разнообразной служебной информации. Выполнены такие дисплеи на базе органических светодиодов, а их ключевое достоинство сводится к возможности беспроблемно считывать выводимую информацию при плохом окружающем освещении.
—
LCD. Как правило, это простейшие монохромные экраны — либо сегментные для отображения ограниченного набора символов, либо на основе одноцветной
...ЖК-матрицы, подходящей для текста и базовой графической информации. LCD-экраны обеспечивают дополнительное удобство: они могут отображать различные важные данные, например, высоту полета условного квадрокоптера, скорость передвижения РУ-машинки, уровень сигнала, остаточный заряд аккумулятора, уведомления о неполадках и т.п.
— TFT. Под TFT-дисплеем подразумевается экран, состоящий не из сегментов, а из полноценных пикселей и пригодный для отображения разных типов данных: графических символов, изображений и даже потоковой трансляции видео с установленной камеры. TFT-экраны обеспечивают максимально обширную визуализацию настроек, именно они применяются в контроллерах для управления дронами и прочими РУ-моделями в режиме FPV (First Person View — от первого лица).Диагональ дисплея
Размер дисплея по диагонали в дюймах. Чем крупнее дисплей — тем точнее и удобнее для восприятия выводимая на него информация, тем лучше видно на экране видеопоток в режиме реального времени. С другой стороны, слишком крупный дисплей влечет за собой увеличение габаритов и стоимости контроллера. В пультах с возможностью отображения только служебных параметров размеры экрана обычно составляют от 1 до 3 дюймов, в экземплярах с полноценными цветными матрицами и поддержкой трансляции видеопотока — порядка 5 – 7 дюймов по диагонали.
Мощность передатчика
Номинальная мощность передатчика, установленного в контроллере. Это важный параметр для обеспечения надежного управления РУ-моделью на расстоянии. Измеряется мощность передатчика в милливаттах (мВт), а чем выше показатель, тем дальше добивает сигнал и тем более надежным будет управление на больших дистанциях или в условиях помех. В профессиональных моделях пультов ДУ мощность передатчика может превышать 1000 мВт (1 Вт).
Органов управления
Общее количество органов управления в пульте ДУ напрямую зависит от конструкции, производителя, модели и, главное, предначертания контроллера. В этом пункте указываются все переключатели, кнопки, стики, слайдеры, колеса прокрутки и прочие элементы, используемые для управления РУ-моделью.
Вибрация
Один из вариантов реализации обратного отклика.
Вибрация является реакцией контроллера на определенные события, происходящие с РУ-моделью. К примеру, она может свидетельствовать о превышении допустимой скорости или планки полета по высоте, сигнализировать о сильном встречном ветре или разряженных аккумуляторах и т.п. Вибрацией пульт информирует оператора о важных событиях, которые не стоит упускать из виду.
Выход на наушники
Аудиовыход для подключения проводных наушников.
Выход на наушники в конструкции пультов ДУ обычно представлен классическим разъемом mini-Jack (3.5 мм).
Служит такой интерфейс для прослушивания звуковых сигналов и голосовых оповещений напрямую через наушники. Это может оказаться важно для обеспечения приватности (без привлечения внимания окружающих), лучшей звукоизоляции от внешних шумов, обеспечения более отчетливой слышимости команд и т.п.
Картридер
Наличие в контроллере
картридера — устройства для чтения сменных карт памяти.
Картридер позволяет расширять штатный объем памяти собственного накопителя, а при его отсутствии он послужит единственным вариантом для хранения данных. При этом сменные карты имеют ряд преимуществ: они обходятся заметно дешевле встроенных хранилищ (в пересчете на гигабайт объема), а вместимость такой карты можно выбирать на свое усмотрение. Поскольку картридеры имеются во многих современных устройствах (ноутбуках, смартфонах, планшетах и т.п.), сменные карты облегчают обмен информацией с такими девайсами.
Комплектация
—
Чехол / кейс. Футляр для хранения и транспортировки контроллера. Чехлами называют мягкие футляры — они предназначены в основном для защиты от загрязнений. Кейсы делаются из твердых материалов — они более громоздки, зато способны защитить пульт ДУ от ударов и сотрясений.
—
Защита подвесов / стиков. Защитные крышки или кожухи, которые прикрывают управляющие элементы контроллера (в частности, стики) и предотвращают их случайное нажатие. Подобные приспособления придутся кстати для безопасного хранения и переноски пульта ДУ.
—
Комплект пружин для подвесов. Такие комплекты для подвесов контроллера обычно поставляются с несколькими различными вариантами пружин, позволяя подбирать подходящую жесткость срабатывания органов управления в зависимости от индивидуальных предпочтений пользователя. Это обеспечивает большую гибкость и возможность настройки пульта управления под конкретные потребности и условия использования.
—
Защитное стекло. Стекло или прозрачная пленка для защиты экрана пульта от царапин, загрязнений и механических повреждений. Перед защитными стеклами ставится задача сохранить дисплей контроллера в хорошем состоянии. Это особенно важно в моделях с сенсорными экранами или цветными TFT-панелями, где царапины или повреждения могут негативно сказаться на качестве отображаемой информации.