Мощность
Номинальная мощность устройства.
Напомним, номинальной в акустике называют наибольшую среднюю (среднеквадратичную) мощность звука или сигнала, которую устройство может выдать в течение неограниченно долгого времени. Отдельные скачки громкости могут в разы превышать данный показатель, однако ключевой характеристикой является именно среднее значение. А вот конкретный смысл данного параметра зависит от типа аппаратуры (см. выше). Так, для комбоусилителей в данном пункте обычно приводится мощность встроенных динамиков; возможности собственного усилителя по определению соответствуют этой цифре, так что для подобной аппаратуры номинальная мощность определяет исключительно общую громкость звучания. Также мощность акустики указывается и для кабинетов, однако здесь уже становится актуальным другой момент — совместимость с внешним усилителем (прежде всего «головой»). Выходная мощность этого усилителя должна быть не выше номинальной мощности кабинета, во избежание перегрузок; а в идеале эти характеристики должны совпадать — это позволит использовать динамик на полную мощность без искажений звука.
Для головы, соответственно, в данном пункте приводится номинальная мощность на выходе, которая определяет возможность работы усилителя с конкретным кабинетом или другой АС. Однако стоит отметить, что в качестве номинальной для голов указывается максимально возможное значение мощности, которое достигается далеко не всегда. Так, во многих моделях предусматривается несколько...звуковых выходов — под пассивную акустику с разным импедансом (напомним, стандартные значения импеданса составляют 2, 4, 8 и 16 Ом); а чем выше импеданс подключенного динамика — тем ниже будет фактическая мощность. В других головах имеется возможность ограничения максимальной мощности — например, чтобы на максимальном уровне устройство выдавало не 100 Вт, а 50 Вт или даже 25 Вт. Иногда эти особенности сочетаются в одном устройстве.
В любом случае при выборе по данному показателю стоит учитывать особенности планируемого применения аппаратуры. К примеру, навряд ли имеет смысл приобретать даже 40-ваттный «комбик» для практики в домашних условиях — для этих целей будет вполне достаточно 15 ватт, а то и меньше. А если речь идет о ламповом устройстве, то в нашем примере максимальная рекомендуемая мощность и вовсе будет составлять всего 5 Вт — специфика ламповых схем такова, что при той же номинальной мощности они получаются эффективнее транзисторных в плане слышимости. Для репетиций в группе без ударной установки (например, две гитары плюс бас) желательна мощность побольше, порядка 40 «транзисторных» ватт, а при наличии ударных — не менее 60 Вт. Транзисторные устройства мощностью до 150 Вт и ламповые до 40 – 50 Вт подойдут для специализированных репбаз и концертов в сравнительно небольших помещениях, а более высокие показатели встречаются в основном в оборудовании для масштабных мероприятий. Подробные рекомендации касательно оптимально мощности для тех или иных условий можно найти в специальных источниках..
Отдельно стоит упомянуть басовые усилители: считается, что для нормального согласования между собой мощность басового «комбика» должна быть в два раза выше мощности гитарного.
Диаметр НЧ (НЧ/СЧ) динамика
Диаметр низкочастотного или низко-среднечастотного динамика, установленного в устройстве. Традиционно указывается в дюймах.
Конкретный смысл данного параметра может быть разным, в зависимости от количества полос (см. выше). В трехполосных системах речь идет о НЧ-динамике, в двухполосных — о динамике, отвечающем за низкие и средние частоты; а если усилитель не имеет разделения на полосы, в данном пункте указывается диаметр основного излучателя.
В целом более мощные динамики обычно делаются более крупными — иначе сложно было бы добиться необходимых показателей громкости. Однако жесткой зависимости здесь нет, и одна и да же мощность вполне может сочетаться с разным диаметром. В таких случаях стоит исходить из того, что более крупный излучатель является более предпочтительным с акустической точки зрения — увеличение размера способствует более полному и насыщенному звучанию средних и особенно низких частот. С другой стороны, увеличение размеров неизбежно сказывается на габаритах и весе всего устройства. Ну и не стоит забывать, что общее качество звука зависит не только от диаметра динамика, но и от большого количества других параметров.
Что касается конкретных размеров, то стандартным вариантом для акустики под электрические и акустические гитары считается
10" и
12"; однако встречаются динамики и меньшего размера (
10",
8" и даже менее). А вот крупные излучатели на
15" применяются в основном в решениях для бас-гитар (хотя среди таких устройств также встречается разнообразие диаметров). Разумеется эти цифры являются относительными, при их оценке стоит также учитывать мощность акустики. Например, для гитарной модели на 10 – 15 Вт упомянутые 12" — это максимально доступный размер динамика, а уже для устройств на 50 – 100 Вт его можно назвать средним. Также отметим, что неплохой заменой одному крупному излучателю могут стать несколько более мелких, обеспечивающих ту же суммарную мощность; так что, к примеру, 8" динамики можно встретить даже в решениях на 200 Вт и более — только таких динамиков обычно устанавливается несколько.
Количество каналов
Количество каналов, предусмотренное в комбоусилителе или отдельной «голове» (см. «Тип»).
Данный параметр указывается только в том случае, если устройство имеет
более одного канала. Канал в данном случае можно описать как своего рода «путь» для аудисигнала, имеющий свой специфический набор настроек. Если таких «путей» несколько — то каждый из них можно настроить на свое усмотрение и переключаться между вариантами звучания буквально одним нажатием кнопки (в крайнем случае — переключением инструмента на другой вход). Наиболее характерный пример применения данной функции выглядит так: один канал применяется для чистого звука, а второй — для «перегруза» с использованием встроенного дисторшена или овердрайва (см. «Эффекты»). Без разделения на каналы звук приходилось бы изменять либо перенастройкой усилителя (всякий раз выставляя параметры заново, что попросту неудобно), либо использованием внешних «примочек» (а это не всегда является оптимальным вариантом по ряду других причин).
Что касается числа каналов, то в многоканальных моделях их чаще всего как раз два — это дает упомянутые дополнительные возможности и в то же время не особо влияет на стоимость устройства. Этот вариант является оптимальным для начинающих музыкантов, однако встречается и в профессиональной аппаратуре. Увеличение числа каналов позволяет предусмотреть более продвинутые варианты предустановленных настроек (например, «чистый звонкий», «чистый теплый», «Crun
...ch» и «Overdrive»), однако заметно усложняет и удорожает конструкцию. Поэтому чем больше данное число — тем меньше моделей с такими характеристиками представлено на рынке. Максимальный показатель, встречающийся в современных гитарных усилителях — 6; подобное количество можно встретить в отдельных профессиональных моделях, преимущественно с цифровой элементной базой (см. «Тип»).Эквалайзер
Тип эквалайзера, предусмотренного в конструкции устройства
Эквалайзер позволяет изменять громкость отдельной части звукового диапазона (полосы частот), изменяя, таким образом, окраску всего звучания. Это одна из самых важных функций, связанных с настройкой звука; поэтому она может предусматриваться непосредственно в самих гитарных усилителях. А тип эквалайзера указывается по числу полос, доступных для регулировки.
Чем больше этих полос — тем точнее можно настроить звук, однако тем сложнее и дороже получается аппаратура. В свете этого простейший вариант предполагает всего
2 полосы — низких и высоких частот; нередко такой эквалайзер имеет вид двух отдельных ручек регулировки уровня НЧ и ВЧ. При этом отметим, что подобный функционал можно встретить как в бюджетных, так и в высококлассных гитарных усилителях: во втором случае предполагается, что если нужна более тонкая регулировка — можно воспользоваться внешним оборудованием. Впрочем, наибольшей популярностью в наше время пользуются
трехполосные решения (низкие, средние и верхние частоты): такой эквалайзер дает достаточно обширные возможности по настройке звучания и при этом обходится сравнительно недорого (а если требуется более тонкая регулировка — можно воспользоваться внешним оборудованием).
4-полосные эквалайзеры заметно менее распространены, однако тоже достаточно популярны (в том числе в недорогих
...устройствах); а в отдельных моделях предусматривается 5 и более (до 12) полос регулировки.Под footswitch
Количество разъёмов для
подключения педалей (footswitch), предусмотренное в конструкции усилителя.
Педаль является самым удобным способом для быстрого переключения настроек усилителя: её можно использовать, не отрываясь от игры на гитаре. Конкретные функции, «подвязанные» на разъёмы для педали, могут быть разными: в частности, таким способом могут включаться и отключаться различные эффекты (см. выше). Также в разных моделях может различаться количество разъёмов под педали: в большинстве «комбиков» предусматривается всего один такой разъём, однако встречаются устройства, допускающие подключение сразу нескольких «футсвичей».
Выход на кабинет
Тип
выхода (выходов) на кабинет, предусмотренного в конструкции устройства.
Напомним, кабинетами называют специализированную пассивную акустику для гитарных усилителей; подробнее см. «Тип». Соответственно, выходы на такую акустику по определению имеются практически во всех «головах» (см. там же); исключение составляют лишь единичные модели, изначально предназначенные для использования с наушниками и не имеющие полноценных усилителей мощности. Помимо этого, данный тип выходов встречается и во многих полноценных «комбиках», а также некоторых активных кабинетах. При этом формат его использования может быть разным: в одних моделях внешний кабинет может работать параллельно со встроенным динамиком, в других приходится выбирать что-то одно. Как бы то ни было, данная особенность расширяет возможности комбоусилителя, позволяя применять с ним не только встроенную акустику, но и другие подходящие по характеристикам кабинеты.
В любом случае тип данного выхода должен совпадать с типом входа на самом кабинете — иначе подключение в лучшем случае потребует использования переходника, а в худшем окажется и вовсе невозможным. А вот основные варианты подобных разъемов, актуальные в наше время:
— Jack (6.35 мм). Один из самых популярных разъемов в современной аудиотехнике и самый распространенный тип выхода на кабинет в гитарных усилителях. Это обусловлено, в частности, тем, что данный разъем имеет сравнительно небольшие размеры
..., а кабели под него обходятся сравнительно недорого и доступны повсеместно. Правда, по ряду характеристик данный интерфейс уступает другим стандартам, описанным ниже. Так, он не предусматривает замка для дополнительной фиксации штекера в гнезде и не подходит для высоких мощностей и токов (в отличие от Speakon). А балансное подключение (такое, как в XLR) хотя технически и является для Jack технически возможным, однако на практике применяется крайне редко — гитарные усилители и кабинеты обычно используют двухконтактные разъемы с классическим (не-балансным) подключением. Тем не менее, необходимость в более продвинутых вариантах подключения возникает в основном в ситуациях, предполагающих повышенные требования к качеству, мощности и/или помехостойкости — в студиях звукозаписи, на крупных концертных площадках и т. п. Для остальных же случаев возможностей данного интерфейса обычно более чем достаточно.
— Speakon. Специализированный профессиональный разъем для подключения пассивной акустики, широко применяемый в концертной аппаратуре. Обеспечивает очень качественный и плотный контакт, имеет фиксатор для предотвращения случайных отключений, рассчитан на более высокие токи (и, соответственно, мощности), чем XLR и тем более Jack. Кроме того, гнезда и штекеры Speakon отличаются также качественной изоляцией, надежно защищающей токоведущие части от влаги и прикосновения человека.
Отметим, что такое подключение может использовать разное число контактов — 2, 4 или 8 (соответственно, для одного, двух или четырех каналов звука); впрочем, последний вариант в гитарных усилителях практически не встречается. Сам разъем имеет круглую форму, с контактами, расположенными по окружности; при этом 2-контактный штекер может работать с 4-контактным гнездом, но не наоборот. Конкретную же конфигурацию данного выхода не помешает уточнить отдельно. Однако в любом случае наличие Speakon обычно является признаком мощного и продвинутого усилителя, рассчитанного в основном на концертное применение.
— XLR. Характерный круглый разъем с 3 контактами и металлической оболочкой вокруг них на штекере; такая оболочка нередко дополняется замком, дополнительно фиксирующим штекер в гнезде. Впрочем, главное преимущество данного интерфейса заключается в том, что кабели и разъемы XLR обычно работают в так называемом балансном формате. Такой формат подключения предусматривает не два, а три провода — условно говоря, два сигнальных и один общий «ноль»; а сигнал на входе обрабатывается таким образом, что помехи, наведенные на каждый провод из внешних источников, оказываются «в противофазе» и взаимно гасятся. Благодаря этому балансное соединение позволяет качественно и чисто передавать аналоговый аудиосигнал даже при большой длине кабеля. С другой стороны, сам разъем имеет довольно крупные размеры, его наличие неизбежно сказывается на стоимости, а реальная потребность в балансном выходе на кабинет возникает не так уж часто. Поэтому данный разъем особой популярностью не пользуется.
— Jack / XLR. Сочетание двух описанных выше типов выходов в одном усилителе. Подробнее о каждом типе см. выше; здесь же отметим, что чаще всего это отдельные разъемы, хотя технически возможен и другой вариант — комбинированное гнездо, допускающее подключение и Jack, и XLR. Эти нюансы стоит уточнять отдельно. В любом случае данное сочетание делает усилитель более универсальным и означает наличие в нем балансного выхода (см. «XLR» выше); однако подобная универсальность, как и балансное подключение, на практике требуются сравнительно редко, поэтому и данное сочетание не получило распространения.
— Speakon / Jack. Еще один комбинированный вариант, предполагающий наличие двух описанных выше типов выходов. Он несколько более популярен, чем сочетание Jack и XLR; также отметим еще два специфических момента. Во-первых, в данном случае разные виды разъемов выполняются исключительно в виде отдельных гнезд. Во-вторых, по числу выходов Jack можно определить тип «спик-она»: в данном случае каждый разъем 6.35 мм отвечает за один канал звука — соответственно, если таких выходов два, то единственный Speakon также будет двухканальным (то есть четырехконтактным).