Количество клавиш
Чем больше число клавиш — тем обширнее диапазон инструмента, тем более низкие и высокие ноты можно на нём брать прямо в процессе игры, не прибегая к ухищрениям вроде октавного переноса (см. ниже). Для сравнения: полноразмерная клавиатура фортепиано включает 88 клавиш. Однако в синтезаторах такое количество встречается редко, т.к. инструмент получался бы слишком громоздким и дорогим, а столь обширный диапазон требуется далеко не каждому музыканту, даже профессиональному. В свете этого клавиатуры на 88 клавиш используются преимущественно в высококлассных рабочих станциях (см. «Тип»). Для обычных синтезаторов стандартом являются
49, 61 или 76 клавиш (встречаются варианты и на
73 клавиши) — этого обычно вполне достаточно (при этом «золотой серединой» считается вариант на
61 клавишу). А небольшие детские модели могут иметь и 32 клавиши.
Регулировка чувствительности
Возможность
изменять чувствительность активной механики (см. выше) в синтезаторе.
Данная функция позволяет подстроить интенсивность отклика клавиши на нажатие. Проще говоря, чем выше чувствительность — тем громче и резче будет звук, при той же силе нажатия. Это позволяет изменять особенности звучания инструмента.
Также в синтезаторах с данной функцией нередко предусматривается возможность полностью отключить активную механику и играть на “пассивной” клавиатуре. Это может пригодиться для реалистичности звучания определённых тембров, например, клавесина или органа.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в синтезаторе.
Количество тембров нередко описывают как число инструментов, которые способна имитировать данная модель. Однако это не совсем верно — скорее этот параметр можно назвать «количество инструментов и звуковых эффектов». К примеру, один и тот же инструмент — электрогитара — с различными «примочками» (дисторшн, овердрайв) будет звучать по-разному, и в синтезаторе каждая такая примочка будет считаться отдельным тембром. Тембр «ударные» обычно объединяет разные типы барабанов и других ударных инструментов — иными словами он позволяет изобразить и «бас-бочку», и тарелки, не переключая настроек, лишь нажав нужные клавиши. А некоторые тембры могут вообще не иметь аналогов среди реальных инструментов.
Чем больше встроенных тембров — тем обширнее возможности синтезатора, тем разнообразнее звуки, которые из него можно извлечь. При этом в высококлассных моделях вроде рабочих станций (см. «Тип») это число может достигать 1000 и даже более.
Изменение темпа
Диапазон, в котором можно изменять темп проигрываемой синтезатором программы — автоаккомпанемента, обучающей мелодии (см. выше), метронома (см. ниже), записанного сэмпла и т.п.
Темп измеряется по количеству ударов в минуту. Его изменение позволяет подстроить скорость синтезатора под особенности ситуации — например, слегка замедлить обучающую программу, если в изначальном темпе она тяжеловата для освоения. Чем шире диапазон регулировки темпа — тем больше возможностей по выбору у музыканта, особенно в области очень медленных и очень быстрых темпов.
Отметим, что традиционный диапазон музыкальных темпов охватывает значения от 40 уд\мин («grave», «очень медленно») до 208 уд/мин («prestissimo», «очень быстро»), однако в синтезаторах он может быть и более обширен — например, 30 – 255 уд/мин.
Метроном
Наличие встроенного метронома в конструкции синтезатора.
Метроном — прибор, выдающий резкие звуковые сигналы (удары) через определённые короткие промежутки времени, заданные пользователем. В музыке такой прибор используется прежде всего для поддержания заданного темпа. Метроном может пригодиться и начинающему музыканту, для развития чувства ритма, и профессионалу — например, при разучивании новой мелодии, особенно если её предстоит играть без аккомпанемента и поддерживать ритм нужно будет самостоятельно. Кроме того, звук метронома может использоваться и как эффект в музыкальных композициях.
Секвенсор (запись)
Секвенсор представляет собой устройство, позволяющее записывать проигрываемую на инструменте музыку в реальном времени. Запись, как правило, осуществляется в формате MIDI. При этом возможности секвенсора могут включать не только запись и воспроизведение проигрываемой музыки, но и расширенные возможности по её редактированию: последовательное наложение нескольких партий, сведение записанных треков, изменение громкости, темпа, тембра, тональности записанных композиций, квантование для устранения неровностей темпа, и т.п. Конкретные возможности секвенсора, как правило, напрямую зависят от типа (см. выше) и ценовой категории синтезатора. Однако в любом случае данная функция может стать немаловажным подспорьем как для начинающего музыканта, так и для профессионала.
Микшер
Наличие микшера в конструкции синтезатора.
Микшером в данном случае называют приспособление, предназначенное для управления отдельными звуковыми каналами, из которых складывается звук синтезатора в целом. Список этих каналов включает, в частности, основной голос, наложенный голос (см. «Наложение тембров»), несколько каналов автоаккомпанемента (основной, басовый, ударные и т.п.). При наличии микшера музыкант может вручную управлять этими каналами — включать и отключать некоторые из них, переключать тембр, темп, тональность и т.п. Это значительно расширяет возможности по использованию синтезатора.
Встроенные композиции
Наличие встроенных композиций в конструкции синтезатора.
Данная функция аналогична описанному выше автоаккомпанементу — в том смысле, что она предполагает проигрывание композиций на самом синтезаторе. Однако, в отличие от автоаккомпанемента, встроенные композиции играют строго по нотам, ими невозможно управлять при помощи аккордов на левой половине клавиатуры. Иными словами, с автоаккомпанементом у музыканта есть немало свободы, а подыгрывать мелодии приходится в строгом соответствии с ней.
Встроенные композиции могут использоваться с разными целями. Один из вариантов — обучение: музыкант слушает эталонную запись и затем пытается её воспроизвести, либо подыгрывает мелодии по заданным нотам, либо импровизирует под неё же. Кроме того, в некоторых случаях (например, на массовых мероприятиях) может весьма пригодиться возможность включить синтезатор в качестве проигрывателя. Также встроенные композиции используют для проверки и демонстрации общих возможностей инструмента: предполагается, что записанную композицию можно повторить средствами самого синтезатора.
Октавный перенос
Поддержка синтезатором функции
октавного переноса.
Данная функция позволяет сдвинуть звук инструмента на одну или несколько октав вверх или вниз — например, чтобы на клавишах первой октавы звучали ноты второй, или наоборот. Эта функция может использоваться как просто из соображений удобства, так и с более практичными целями — она позволяет брать очень низкие и очень высокие ноты, которые изначально не охватываются диапазоном клавиатуры. Это бывает особенно полезно для укороченных синтезаторов на 49 или 61 клавишу, изначально не дотягивающих до полного диапазона фортепиано.