ЦАП
Модель ЦАП — цифро-аналогового преобразователя, установленного в усилителе.
В соответствии с названием, ЦАП отвечает за конвертацию цифрового сигнала (например, поступающего на оптический вход или USB, см. «Входы») в аналоговый формат, с которым и работает непосредственно усилитель. Наличие такого преобразователя во внешнем «усилке» бывает важно с учетом того, что во многих популярных источниках сигнала — вроде смартфонов или встроенных звуковых карт — устанавливаются достаточно простые и недорогие ЦАП, с невысоким качеством звучания; на внешнем оборудовании это качество может оказаться значительно выше. А от характеристик ЦАП напрямую зависит качество преобразования и, соответственно, особенности звука на выходе: даже самый продвинутый усилитель мощности не «спасет» сигнал, конвертированный со значительными погрешностями. Соответственно, зная модель преобразователя, можно найти подробные данные по нему — от официальных характеристик до практических обзоров — и оценить, насколько усилитель с таким модулем удовлетворяет вашим требованиям.
Количество каналов
Количество каналов звука, поддерживаемых усилителем; указывается только в том случае, если это количество больше одного.
Поскольку речь идет о специализированных усилителях для наушников, в данном случае термин «канал» используется несколько в ином смысле, чем обычно в аудиотехнике. Под этим термином чаще всего подразумевается набор из двух традиционных каналов (левый и правый), позволяющий обеспечить полноценный стереозвук в наушниках. Проще говоря, количество каналов — это количество источников стереозвука, которое можно одновременно подключить к усилителю, и количество наушников, на которые можно одновременно вывести сигнал с этих источников. Впрочем, в дополнение к этому могут предусматриваться и другие разновидности каналов — например, монофонические. Однако в любом случае каждый канал использует свой источник сигнала, свой выход на наушники (или другое воспроизводящее устройство) и свой набор регулировок.
Таким образом, на многоканальном усилителе несколько людей могут одновременно слушать в наушниках разные источники звука; а некоторые модели способны воспроизводить отдельные каналы еще и на внешней акустике. В то же время подобный функционал усложняет конструкцию устройства, повышает вероятность возникновения помех и заметно влияет на стоимость (в том числе из-за необходимости принимать меры по компенсации помех). Поэтому многоканальных моделей в наше время выпускается сравнительно немного, причем это исключительно стационарные решен...ия (см. «Тип»), рассчитанные в основном на профессиональное применение.
Также отметим, что число выходов на наушники может быть и больше числа каналов; в таких случаях на некоторые каналы «привязывается» сразу несколько разъемов, обычно разного типа (например, Jack и XLR), что позволяет пользователю выбирать вариант в зависимости от имеющихся под рукой наушники. Теоретически выходы одного канала могут использоваться и одновременно, но эту возможность не помешает уточнить отдельно.
Частота дискретизации ЦАП
Частота дискретизации цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), установленного в усилителе. Напомним, такой преобразователь отвечает за конвертацию цифрового звука в аналоговый аудиосигнал, который затем обрабатывается основным усилителем и поступает на наушники (или другое аналоговое аудиоустройство).
Звук в цифровом виде чаще всего записывается следующим образом: оригинальная синусоида аналогового аудиосигнала разделяется на отдельные участки (сэмплы) — «ступеньки» определенной длины и высоты, и каждая из этих ступенек кодируется своим набором чисел. Частота дискретизации определяет, сколько таких ступенек приходится на определенный участок оригинального аудиосигнала. Соответственно, чем выше эта частота — чем точнее цифровая запись соответствует изначальному сигналу; с другой стороны, увеличение числа сэмплов на единицу времени увеличивает объемы файлов и повышает требования к аппаратной мощности цифровых схем.
Конкретно же для ЦАП собственная частота дискретизации такого модуля — это, по сути, максимальная частота дискретизации входящего цифрового сигнала, с которой преобразователь способен эффективно справиться. При более высоких показателях на входе качество звука в лучшем случае будет ограничено возможностями ЦАП, в худшем — усилитель вообще не сможет корректно работать. Как бы то ни было, более высокие цифры в данном пункте (при прочих равных) означают более продвинутый и качественный преобразователь; с другой стороны, этот момент зам...етно сказывается на стоимости, а оценить все возможности высококлассного ЦАП можно только на аудиоматериалах соответствующего качества.
Что касается конкретных цифр, то наименьшим значением, которое можно встретить в усилителях для наушников, является 44 кГц. По законам физики именно такая частота дискретизации является минимально необходимой для полноценной передачи всех слышимых человеком частот звука (16 — 22 000 Гц), и именно она используется в формате Audio CD. Немало моделей обеспечивают значения в 96 кГц и 192 кГц (это уже достаточно для работы с разными типами DVD-Audio), а в наиболее продвинутых устройствах этот показатель может достигать 384 кГц и даже 768 кГц.
Сопротивление наушников
Номинальное сопротивление (импеданс) наушников, на которое изначально рассчитан усилитель.
Современные наушники могут иметь разное сопротивление. В частности, среди наиболее популярных вариантов —
16 Ом и
32 Ом, а продвинутых моделях встречаются значения
от 300 Ом и даже
от 600 Ом. Высокоомными принято считать «уши» сопротивлением от 100 Ом. Такие характеристики позволяют улучшить чистоту звучания, однако требуют повышенной мощности сигнала — а у встроенных усилителей в карманной технике, компьютерных аудиокартах и т. п. с этим обычно возникают трудности. Поэтому внешние усилители нередко применяются именно с этой целью — чтобы эффективно «раскачать» высококлассные наушники с большим сопротивлением. По этой же причине некоторые из таких усилителей не совместимы с «ушами» низкого сопротивления: существует немало устройств, требующих наушников с импедансом не ниже 32 Ом, а то и выше, а в отдельных моделях нижняя граница рабочего диапазона может достигать 100 Ом. Что касается максимального сопротивления, то разброс его значений весьма впечатляющий — от 32 Ом в сравнительно простых портативных «усилках» до тысяч и даже десятков тысяч ом в высококлассных стационарных моделях.
В любом случае нарушать рекомендации производителя по сопротивлению наушников не стоит. При слишком
...низком сопротивлении «ушей» в лучшем случае звук будет подвержен заметным искажениям, в худшем — возможен выход из строя и даже возгорание оборудования. Слишком высокое сопротивление, в свою очередь, не только снижает громкость, но и ухудшает АЧХ.Мощность
Номинальная мощность сигнала на выходе (выходах) для наушников, обеспечиваемая усилителем.
Номинальной называют наибольшую среднюю мощность, которую устройство способно выдать в течение длительного времени без перегрузок; отдельные «скачки» сигнала могут иметь и более высокий уровень, однако основным является именно данный показатель. От него напрямую зависит громкость звучания наушников, подключенных к устройству: при тех же же характеристиках «ушей» (прежде всего чувствительности) большая выходная мощность усилителя позволяет обеспечить более высокий уровень звукового давления.
Существуют специальные формулы и таблицы, позволяющие рассчитать минимальный уровень мощности, необходимый для достижения той или иной громкости. К примеру, для достижения показателей в 95 дБ (минимально необходимый уровень для прослушивания музыки в тишине на удовлетворительной громкости) наушникам чувствительностью в 100 дБ понадобится 0,32 мВт, для 105 дБ (рекомендуемый уровень для мощного звука вроде рок-концертов) — 3,16 мВт, а для 120 дБ (рекомендуемый уровень для просмотра кино со спецэффектами вроде грома, взрывов и т. п.) — уже 100 мВт.
В то же время при выборе по этому параметру стоит учитывать, что фактическая мощность усилителя на выходе будет зависеть от сопротивления наушников. В данном пункте обычно указывается наибольшее значение мощности — при минимальном допустимом сопротивлении; для «ушей» с большим число...м Ом мощность будет меньше, иногда весьма значительно. Поэтому при выборе удобнее бывает пользоваться не общим числом, а конкретным значением мощности для того или иного сопротивления (см. ниже). Второй нюанс заключается в том, что для многоканальных усилителей (см. «Количество каналов») этот параметр может указываться по-разному: в одних моделях мощность приводят для режима полной загрузки каналов (то есть речь идет о гарантированном максимуме на канал), в других — для половинной загрузки или вообще для работы с одним каналом; такие подробности стоит уточнять отдельно.
Мощность (32 Ом)
Номинальная мощность, выдаваемая усилителем при подключении наушников (или другой нагрузки) с импедансом в 32 Ом.
Сама по себе номинальная мощность — это наибольшая средняя мощность, которую устройство способно выдать в течение длительного времени без перегрузок; отдельные «скачки» сигнала могут иметь и более высокий уровень, однако в целом возможности усилителя определяются прежде всего данным показателем. При этом физические особенности звуковой аппаратуры таковы, что фактическая мощность, выдаваемая на нагрузку, будет зависеть от сопротивления этой нагрузки. Поэтому в характеристиках усилителей для наушников часто приводят данные для разных значений импеданса. А сопротивление в 32 Ом позволяет добиться довольно неплохого качества звучания по меркам низкоомных наушников, при этом оно не настолько высокое, чтобы создать проблемы для встроенных усилителей смартфонов и другой компактной техники. Поэтому большинство проводных наушников общего назначения (не профессиональных) выполняются именно в данном сопротивлении, и если в характеристиках усилителя вообще указывается мощность для определенного импеданса — то чаще всего именно для 32 Ом.
В самых скромных современных усилителях выходная мощность при таком сопротивлении составляет
от 10 до 250 мВт; значения в
250 – 500 мВт можно назвать средними,
500 – 100 мВт — выше среднего, а наиболее мощны
...е модели способны выдать и более 1000 Вт. Выбор же по конкретным показателям мощности зависит от чувствительности используемых наушников, а также от уровня звукового давления (попросту говоря, громкости), которого планируется достичь за счет усилителя. Существуют специальные формулы и таблицы, позволяющие вычислить минимальную необходимую мощность для определенной громкости при заданной чувствительности «ушей». Однако в случае 32-омных наушников далеко не всегда имеет смысл «влезать в расчеты». К примеру, упомянутых 10 мВт более чем достаточно для раскачки наушников со скромной чувствительностью в 96 дБ до громкости более 105 дБ — этого уже хватает для прослушивания музыки на вполне приличной громкости. А для того, чтобы добиться этих же «ушах» уровня в 120 дБ, обеспечивающего полноценное восприятие самых громких звуков (вроде взрывов, грома и т. п.) — нужно выдать мощность чуть выше 251 мВт. Так что на практике обращать внимание на данную характеристику и прибегать к расчетам/таблицам приходится в основном в тех случаях, когда приходится использовать наушники на 32 Ом со сравнительно невысокой чувствительностью — 95 дБ и менее.Отношение сигнал/шум
Соотношение между общим уровнем полезного сигнала, выдаваемого усилителем, и уровнем фонового шума, возникающего вследствие работы электронных компонентов.
Полностью избежать фонового шума невозможно, однако его вполне можно снизить до максимально незначительного уровня. Чем выше соотношение сигнал/шум — тем чище звук, выдаваемый устройством, тем меньше в нем заметны собственные помехи от усилителя. В самых скромных с этой точки зрения усилителях данный показатель составляет
от 70 до 95 дБ — не выдающееся, однако вполне допустимое значение даже для Hi-Fi техники. Нередко можно встретить и более высокие цифры —
95 – 100 дБ,
100 – 110 дБ и даже
более 110 дБ. Данная характеристика имеет особое значение при работе усилителя в роли компонента многосоставной аудиосистемы (например, «виниловый проигрыватель – фонокорректор – предусилитель – усилитель для наушников». Дело в том, что в таких системах итоговые шумы всех компонентов на выходе суммируются, и для чистоты звука крайне желательно, чтобы эти шумы были минимальными
Отдельно стоит подчеркнуть, что высокое соотношение сигнал/шум само по себе не гарантирует высокого качества звука в целом.
Коэф. гармонических искажений
Коэффициент гармонических искажений, возникающих при работе усилителя.
Таким искажениям неизбежно подвержены любые электронные схемы, а от их уровня зависит качество и достоверность звука на выходе. Соответственно, в идеале коэффициент гармоник должен быть как можно ниже. Так, по общему правилу уровень в 0,09 % и ниже (сотые доли процента) считается неплохим, а уровень менее 0,01 % (тысячные доли процента) — отличным. Исключением являются ламповые устройства: в них допускаются и более высокие значения (в десятые доли процента), однако этот момент во многих случаях является не недостатком, а особенностью (подробнее см. «Ламповый»).
Также стоит отметить, что малый коэффициент гармоник особенно важен при использовании усилителя в составе многокомпонентных аудиосистем — например, для при прослушивании музыки с винилового проигрывателя с внешним фонокорректором. Дело в том, что в таких системах на итоговых звук влияет сумма искажений от всех компонентов — а она, опять же, должна быть как можно ниже.
Bluetooth
Наличие в усилителе модуля Bluetooth для прямой беспроводной связи с другими устройствами — прежде всего с источниками аудиосигнала, также поддерживающими эту технологию (например, смартфоном, планшетом или ноутбуком).
Основное удобство
Bluetooth-усилителей заключается прежде всего в отсутствии дополнительных проводов, которые могут создавать различные неудобства. При этом радиус действия беспроводной связи обычно составляет как минимум несколько метров. С другой стороны, при обычной передаче по Bluetooth цифровой аудиосигнал сильно сжимается, что ухудшает качество звучания. Для исправления ситуации в Bluetooth-моделях может предусматриваться технология aptX, повышающая чистоту сигнала практически до уровня проводного Audio CD (или даже Hi-Res Audio — в версии aptX HD); однако такой функционал заметно сказывается на стоимости, а искушенные меломаны нередко без труда замечают разницу между aptX и проводным подключением.
В свете всего изложенного Bluetooth не имеет смысла устанавливать в стационарную, технику, так что в наше время такие модули используются только в портативных усилителях (см. «Тип»). При этом некоторые из подобных моделей позиционируются даже не столько как усилители, сколько как Bluetooth-адаптеры для проводных наушников. Тем не менее, такое решение может стать неплохой альтернативой классическим беспроводным наушникам: приличные проводные «уши» в сочетании с Bluetooth-усилителем могут обеспечить более в
...ысокое качество звучания при сравнимой, а то и меньшей стоимости, а часто такой комплект оказывается еще и более «долгоиграющим» в плане работы без подзарядки.